будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
математика
Июль 10, 2025
Наука
Демина Наталия

Геометрия букв и кино

Геометрия букв и кино
math_movie1
Кадр из фильма "Буквальная геометрия"

На этой неделе в Москве, в Центре документального кино, состоялась мировая премьера научно-популярного фильма «Буквальная геометрия». Выпускница физико-математической школы, режиссер Екатерина Еременко, автор фильмов «Мой класс» и «Чувственная математика», представила зрителям новую работу. «Для нас это азартная история. В фильме больше специй и больше математики, и мне будет очень интересно увидеть, готовы ли зрители к такому формату». 

В ее 66-минутном фильме, кажется, собрано всё лучшее из того, что того, что было в «Моем классе» и «Чувственной математике» – попытка визуализировать напряжение человеческой мысли, эмоций и страстей, связанных с наукой. Работа математиков показана не только как полет фантазии, как напряженный и непонятный широкой публике труд «психов»-фриков-одиночек, но и как работа команды, социальное взаимодействие, рождение идей в рамках формальных и неформальных встреч ученых, регулярного общения коллег по проекту и докладов ученых, приехавших выступить на семинаре. 

Трейлер фильма

Сюжет фильма построен вокруг большого проекта по дискретизации геометрии и динамики, возглавляемой математиком Александром Бобенко из Технологического университета Берлина. «Проект рассчитан на 12 лет, и это позволяет в двигаться в перспективном направлении в долговременном режиме. Финансирование составляет порядка 2 млн евро в год. Сейчас закончились первые четыре года проекта. В нашем центре («Дискретизации геометрии и динамики») работает порядка 60 человек, а в моей группе около 15 человек», – отметил Бобенко. 

Одним из практических приложений этого проекта стало создание нескольких павильонов на Эйфелевой башне с помощью теории конических сетей, придуманной профессором Технического университета Вены Хельмутом Потманом (Helmut Pottman). «Мне так повезло, что мы сняли математиков в касках», – смеется Екатерина. 

Обсуждение фильма в ЦДК, 13 октября 2015 года, часть 1. 

Обсуждение фильма в ЦДК, 13 октября 2015 года, часть 2. 

«Такое быстрое применение идей дискретной дифференциальной геометрии для меня самого стало неожиданностью. Обычно на это уходит лет 20, а тут прошло всего 5 лет от создания науки до павильона на Эйфелевой башне», – подчеркнул Бобенко. Режиссер фильма рассказала, что Хельмут в свое время хотел стать школьным учителем и преподавать рисование, но его на эту работу не взяли, и стал заниматься геометрией, а теперь Потман – признанный эксперт в области индустриальной и архитектурной геометрии. 

Появление Джона Нэша и Фримена Дайсона (Freeman Dyson) стало и изюминкой фильма, и несколько выбивающимся из повествования. Участвовали ли они в работе по проекту или стали своего рода «свадебными генералами»? Екатерина Еременко пояснила, что, по просьбе организаторов Абелевской премии, снимала короткие ролики про Нэша, и их научным консультантом выступил Александр Бобенко. Возможно, что видео с Нэшем, Нобелевским лауреатом по экономике 1986 года и Абелевским по математике 2015, трагически погибшем в автокатастрофе в мае 2015, станет основой для нового фильма. «Мы сохранили видео с разговором Дайсона и Нэша и этот материал пойдет в работу». 

«Оказалось, что про Дайсона почти никто ничего не снимал. Его снимал Стэнли Кубрик в «Космической одиссее», но потом вырезали. И японское телевидение пригласило Дайсона для съемок фильма о бабочках, где Нобелевский лауреат должен был сидеть в углу, думать и изображать ученого», – рассказала Екатерина. 

По ее словам, в «Буквальной геометрии» Нэш и Дайсон были важны для демонстрации иерархии в научном сообществе, что там есть свои культы личностей, свои боги и мессии, а также парадокса, что как аспирант, так и признанный мэтр могут испытывать сомнения в выбранном пути. В фильме показаны и молодой ученый, мучительно раздумывающий стоит ли ему оставаться в науке, сможет ли он выдержать конкуренцию, готов ли он отдавать все силы исследовательской работе, чтобы оставаться на высоте, и великие ученые, которые вовсе не считают себя примерами для подражания. «Я не совсем уверен, что я сам настоящий математик», – говорит в фильме Нэш.   

Александр Бобенко рассказал, что пригласил Екатерину к совместной работе, посмотрев ее фильмы о математике. Он дал ей полный карт-бланш в работе, но ученые не сразу привыкли к присутствию возле них режиссера. «Катя сидела в уголке и снимала, и сначала нас это очень раздражало, нельзя на это не обращать внимания, но потом мы привыкли». 

«С одной стороны, это было хорошо, что я так была тесно интегрирована в этот проект, но, с другой стороны, это было минусом. Когда ты приезжаешь как режиссер извне, то возникает эффект попутчика в поезде, которому раскрывают душу, и потом нужно очень бережно всё смонтировать и решить, что интимное использовать, а что нет. А тут, я никуда не уезжаю, а коллег не принято слишком близко к себе подпускать, напротив принято держать дистанцию, и для меня это стало вызовом, интересным режиссерским опытом», – отметила Екатерина. 

«А вам что-то новое открылось в вашем собственном проекте?», – спросила я Александра Бобенко. «Да, есть моменты, которые не вошли в фильм. Так, в ходе съемок мы решили, по просьбе Екатерины, обсудить, чем же мы занимаемся в этом центре. И мы поняли, что никогда этого раньше не делали. Мы никогда по-серьезному не обсуждали, куда мы движемся, куда идем. И мы пошли на полянку, и стали обсуждать, и это было очень полезно», – заметил Александр. 

Фильм заканчивается списком научных статей, созданных в ходе проекта, и задачкой для зрителей, которую, по словам режиссера, может решить даже 8-летний ребенок. Тем не менее, эту задачку, поставленную перед героями фильма (им был дан 1 час), решил только Александр Бобенко. 

Журналисты попросили еще раз объяснить условия задачи «вырезания печенюшек на тесте». «Представьте себе треугольники на плоскости, и их можно сдвигать параллельно в любом направлении, так чтобы треугольники не пересекались. Теперь вся площадь на плоскости делится на две области: которая лежит внутри треугольников и оставшаяся снаружи. Надо сделать так, чтобы площадь внутри треугольников была максимальной, а снаружи – минимальной. Какое отношение этих площадей? Кажется, что отношение будет половина на половину, но, на самом деле, это не так», – пояснил профессор. 

«Не кажется ли вам, что математика у вас в фильме победила кино?», – спросили Екатерину. – «Нет, я как раз использовала то, чему я научилась в кино, для очень сложной задачи. Показывать математику – очень сложная вещь. Что показывать? Как показать мыслительный процесс? Как оставаясь в области кино, показать сложную математику, увлечь людей эмоциями и страстями математиков? Это актуальная и сложная задача, которую я пыталась решить, работая над этим фильмом. Я использовала всё то, чему я научилась в кино, для рассказа о математике». 

На фото слева направо: Ирина Белых, Екатерина Хаустова (прокатчики, Фестиваль актуального научного кино), Александр Бобенко (математик) и Екатерина Еременко (режиссер фильма "Буквальная геометрия")

Надеюсь, что «Буквальная геометрия» найдет в России и других странах своего зрителя, а в Москве состоится показ фильма с последующей научно-популярной лекцией Александра Бобенко о математике. Очень хочется услышать от героев фильма более подробный рассказ об их проекте. 

 

Справка о фильме: Над фильмом работали: автор и режиссер Екатерина Еременко, операторы Игорь Морозов и Ирина Шаталова, ассистент режиссера Сергей Карпенко, режиссеры монтажа Павел Костомаров и Марат Магамбетов, монтажер Наталья Прохоренкова, звукорежиссер Артур Хайруллин, В фильме использованы кадры из учебного фильма Александра Бобенко и Чарльза Ганна "Conform!" и музыка Штефана Зехельмана. 

Демина Наталия
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).