будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
страхование экономика
Июль 16, 2025
Наука

Homo economicus religious

Homo economicus religious
загруженное
Роберт Ауманн

В рамках цикла публичных лекций Homo religious, трое ученых из разных стран в течение месяца рассказывают, как разные религии – иудаизм, ислам и христианство (в данном случае в варианте православия) – влияют на современную экономическую деятельность человека.  Организованный Фондом Егора Гайдара, Российской экономической школой и Фондом Дмитрия Зимина «Династия», лекторий стартовал 19 мая на площадке ДК «ЗИЛ». Лауреат экономического Нобеля, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Роберт Ауманн – человек, эмигрировавший с семьей из Германии в США в преддверии Второй мировой войны, потом переехавший в Израиль, а сейчас живущий на две страны, рассказал о связи Талмуда и экономики в свете теории игр.

За пять минут до начала в двери вошел мужчина преклонных лет в черных старых башмаках, черном костюме, ярком галстуке с геометрическим рисунком и седой головой, покрытой кипой. Прищурившись и приглаживая бороду, профессор Ауманн быстро оглядел присутствующих и поднялся на сцену.

- Гете перед смертью просил дать ему больше света, а я сейчас прошу обратного: меньше света! – доставая бумаги, улыбается Роберт Ауманн. Свет помешает презентации. Вокруг глаз у него собираются лучи морщинок.– И хотя лекции проходят под названием «человек религиозный», я расскажу о человеке экономическом и о том, как он выглядит в свете древних иудейских текстов.

Современная экономическая теория началась с Адама Смита около 250 лет назад, говорит профессор. Однако современные экономические термины и задачи исследовали уже мудрецы Талмуда, который был написан около 2000 лет назад. Талмуд на фоне изучаемой профессором уже полвека теории игр стал одним из предметов научного интереса Ауманна.

- Время лекции не установлено намерено. Клиент всегда прав, этому меня научила Америка, – обратился профессор к зрителям. – Сколько моих идей вы хотите прослушать?

Стимулы

Ключом к современной экономической теории стала идея стимулов – способности одной стороны заинтересовать вторую сторону в какой-либо идее, чтобы другая выполнила свою работу максимально продуктивно и качественно.

- Когда я говорю об этом простом постулате, многие округляют глаза и говорят, что никогда не слышали о нем раньше. Между тем, он фигурирует во многих современных ситуациях, а пришел из религии, - голос лектора звучит в аудитории то громче, то тише, охватывая ряды внимательно молчащих слушателей.

Для иллюстрации идеи есть пример: выкуп пленников. Талмуд предписывает, как можно и нельзя поступать в такой ситуации. Не имеет значения, насколько заложник важен для общества – люди погибают при захвате достаточно часто. В теории игр события, случившиеся несколько раз, называются «повторяющейся игрой». Платить непомерно высокую цену захватчикам нельзя ни в коем случае, нужно действовать из рыночного ценообразования. «Достаточно сложно представить рыночные расценки на выкуп, - комментирует пример профессор. -  Будем считать, что рыночная цена – это справедливая цена – та, что соответствует принципам социальной справедливости».

Отказ выплачивать непомерно высокую цену объясняется в Талмуде и в экономической теории двумя причинами: цена за пленника будет непосильна для общественного кошелька, кроме того, политика соглашательства с похитителями будет давать им дополнительные стимулы для продолжения «игры».

Даже если пленник  будет выкуплен средствами из личного кошелька, философы Талмуда считают это поведение неверным. Этот конфликт будет повторяться снова и снова, потому что похитители будут продолжать действовать исходя из тех стимулов, что им дают.

Контроль цен и конкуренция

Теория ценообразования и конкуренции на рынке в Талмуде опередила теорию Адама Смита на 600 лет, говорит он. В иудейском своде правил и законов сказано: «Не обвешивайте, не обмеряйте, не играйте с мерами веса и длины».

В связи с этим лектор приводит легенду о Единороге. В одном государстве была собрана группа инспекторов, работавших на рынках вместе с торговцами и покупателями. Правитель этого государства приказал своему помощнику Рогу передать свое желание инспекторам. Те должны были следить за измерительными инструментами веса и длины, но не проверять цены, которые устанавливали торговцы. Однако Рог неверно передал слова повелителя, сказав инспекторам контролировать и ценообразование тоже. Правитель был зол на слугу и сказал: «Тогда пусть у тебя между глаз вырастет настоящий рог», что и произошло через некоторое время.

- Если бы у меня была такая возможность, я бы сегодня же предложил утвердить закон, по которому было бы запрещено обманывать! – повышает голос и подскакивает на стуле профессор.

Назначение контролеров ценообразования означало бы, что торговец не может устанавливать свою цену на собственный товар, а это противоречит законам рынка. Цены формируются по закону спроса и предложения, и поведение торговца, завышающего цены на товары, нелогично – в таком случае покупатели уйдут к его конкуренту с меньшими ценами.

- Этот закон рынка был прописан, потому что в Средние века эту простую истину не понимали и действовали вопреки ей, - поясняет профессор Ауманн.

Угрозы недобросовестности

Недобросовестность относится к моральным нормам. Это рискованная ситуация,  результат которой предопределен влиянием заинтересованной в ней стороны.

Ситуацией, при которой профессор понял механизм этого явления, стало страхование автомобиля.

-Как-то я хотел застраховать машину от угона, – откидываясь на спинку стула, рассказывает он. – Придя в офис, я объяснил свое пожелание страховщику.

«Очень хорошо, мистер Ауманн, оплатите 2000 шекелей и мы решим вашу проблему на год», - ответил ему работник компании. Тогда я спросил: «Можете ли вы мне сделать две страховки на машину, и я заплачу за них 4000 шекелей?» Страховщик замолчал, а затем сказал: «Мне необходимо проконсультироваться с руководством».

Через пару дней я пришел вновь, и страховщик извинившись сказал мне, что они не могут застраховать одну машину дважды. На мой вопрос о причине отказа он ответил: «Мои коллеги говорили мне что-то про угрозу недобросовестности со стороны клиента, но я не совсем понял». Зато я в тот момент открыл для себя это явление.  Действительно, в этой рискованной ситуации я могу являться заинтересованной стороной. Я могу намерено оставить ключи где-нибудь в общественном месте и уйти или же где-то их ненамеренно забыть. И я сделаю это с большей вероятностью, если у меня будет целых две страховки на машину, а не одна. В этом и заключается угроза недобросовестности.

Под это явление подходят и другие ситуации, описанные в Талмуде. К слову говоря, страховка на машину калькулятор можно быстровысчитать стоимость страховки. Это может сильно облегчить жизнь.

Последовательность честного разделения

Эта тема признана одной из самых сложных с точки зрения мудрецов Талмуда, а также с большим трудом поддалась Роберту Ауманну и его коллегам. Ее обычно рассматривают на примере классической Истории о трех вдовах.

Ктуба – брачный договор в иудаизме, регламентирующий обязанности мужа перед женой (не наоборот). Он обязывает государство в случае развода или смерти супруга выплачивать женщине определенную сумму, которую мужчина отложил в начале их семейной жизни.

Так как полигамия в Талмуде не запрещена, у скончавшегося мужчины оказалось 3 жены. Первой он был обязан выплатить 100 зуз, второй – 200 зуз, а третьей – 300 зуз. Однако мужчина оставил после себя недостаточно для полноценного выполнения обязательств: всего 100 или 200, или 300 зуз. Возникшую дилемму разделения средств в каждом конкретном случае ученые Талмуда решали различными способами: в первом случае равным распределением средств между всеми вдовами (по 33 и 1\3 зуз каждой вдове), в третьем случае - пропорциональным распределением по возрастанию (50 зуз к 100 и к 150), а во втором случае, способом, неизвестным экономике (первой вдове – 50 зуз, а двум другим – 75 зуз).

- Если первый и третий случай логичны по своей сути, то второй кажется нелогичным. Почему вторая и третья жены получают поровну? Почему философы не придерживаются одного правила во всех случаях? - возмущается Ауманн. Молодой человек в зале достал листок и начал считать. – Мы с коллегами изучали эту часть Талмуда три месяца, пока случайно не сопоставили ее  со Спором об одеждах.

Двое тянут на себя одежду. Первый претендует на всю одежду, а второй – только на ее половину. В результате этого спора первый получит 3\4, а второй – 1\4.

- Через некоторое время мы поняли: поровну необходимо делить ту часть одежды, по которой есть разногласия, – мягко жестикулируя, объясняет Ауманн. - Спор ведется за одну половину одежды, которая и делится пополам между спорящими. Тот, кто претендует на половину одежды, уже в самом начале соглашается отдать вторую половину.

То же решение применимо к ситуации с тремя вдовами. Вторая и третья вдовы делят между собой ту часть, на которую претендует каждая. Не имеет значения, сколько кредиторов будет в похожем конфликте, сколько осталось от дарителя шекелей или зуз, сколько требует каждый из кредиторов – важно то, что для каждого конкретного случая всегда есть только одно единственное решение.

- Существует 9 способов проверить эту таблицу. Проверьте их дома, и если где-то решение будет иным, чем я описал, напишите мне о нем, и я съем свою кипу! – Ауманн срывает кипу у себя с головы, растрепав волосы, и засовывает ее себе в рот под смех зрителей. Встав и поклонившись, он выходит из аудитории.

- Чувства юмора у него не занимать, хотя ни его профессия, ни судьба к тому не распорагают. В 1938 они с семьей переехали из Франкфурта-на-Майне в Нью-Йорк, спасаясь от фашистской Германии. Уехали за две недели до «Хрустальной ночи», представляешь? В США семье евреев приходилось пробиваться, но, получив высшее математическое образование, Роберт Ауманн продолжал внимательно изучать Талмуд, в результате чего и появилась его осмысление влияния экономических институтов на религиозные и наоборот, - рассказывает коллега Ауманна по Еврейскому университету в Иерусалиме профессор Орон Шагрир. – Многие конфликты, которые систематизировал профессор, ранее люди решали не теоретическим способом, а скорее ситуативно-логическим, они не соотносили свои конкретные жизненные ситуации с другими, по сути, напоминавшими их. Как вы знаете, за это в 2005 он получил премию Нобеля. Как глубоко верующий человек, профессор Ауманн очень въедливо относится к текстам Талмуда – и мне нравится это в нем: его диалектическое, широкое мышление.

За дверью Роберта Ауманна окружили молодые люди. Они показывали ему свои расчеты на экранах планшетов и ноутбуков, но кипа пока оставалась на месте.

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).