будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
преподавание истории
Июль 15, 2025
Наука

История 90-х как история успеха

История 90-х как история успеха
IMG_5348
КАК РАССКАЗЫВАТЬ СОВРЕМЕННУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ. Источник: Полит.ру

Мы продолжаем публикацию материалов круглого стола «Как рассказывать современную историю России». Доктор исторических наук, профессор факультета истории НИУ ВШЭ, руководитель Центра "История частной жизни и повседневности" Института всеобщей истории РАН Игорь Данилевский и кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ, член попечительского совета Фонда Егора Гайдара Леонид Гозман рассказали о своем отношении к истории 90-х, а также поделились мнением об образовательном проекте «Твоя История».

Игорь Данилевский: Я могу сказать об этом проекте с точки зрения внешнего наблюдателя. Что меня поразило – это то, что, во-первых, этот проект соответствует второй статье конституции РФ, где устанавливается приоритет личности. Во-вторых, это образовательный портал, в том смысле, в котором, образование - это все то, что остается в голове, когда забыл, чему тебя учили в школе. В-третьих, это абсолютно точный исторический портал, именно в воспитании исторического мышления. Когда-то была написана очень хорошая фраза, что история - это самая честная из наук. Лицо науки, обращенное к человеку, потому что чем бы человек ни занимался, в итоге интересуется только одним – самим собой. Это очень точная фраза, и об этом все время забывают.

Николай Сванидзе говорил о безальтернативной истории, представляемой в виде схем. Схемы нельзя любить, и схемами нельзя гордиться. В данном случае речь идет о настоящей истории, когда человек начинает представлять историю как свою историю: историю своей жизни. Поэтому проект «Твоя история» - это как раз то, что очень надо. Название абсолютно точное. Мало того, оно чрезвычайно патриотично.  Перед школьными учителями истории и создателями учебников все время ставится задача воспитания патриотизма, но все забывают о том, что же это такое.  Патриотизм – это не любовь к государству, патриотизм – это не любовь к земле, патриотизм, я думаю, - это любовь к людям, которые на этой земле живут. Поэтому нельзя гордиться войной. Война – это очень грязное дело, и это трагедия для всех воюющих сторон - для кого-то в меньшей, для кого-то в большей степени. Победой можно гордиться, но помня об одном – любая победа имеет цену, и надо помнить цену победы, а цена – это люди, и об этом забывают.

Леонид Гозман:  Я хотел бы сказать как потребитель этого дела: понимаете, один из очень важных способов легитимации любой власти: нашей, американской, какой хотите – это представление о том, что эта власть соответствует нашей истории и соответствует нашему менталитету и духу народа. В Метрополитен-музее есть зал, в котором, в воздухе парит кольт 19ого века. Идея такая, что мы – та самая нация, которая поняла, что Господь создал нас большими и маленькими, а Кольт уравнял всех. И что демократия – это власть вооруженных мужчин. Из этого очень много следует, на самом деле, и это не только в музее. Я был на съезде республиканской партии, когда они во второй раз выбирали Дж. Буша-младшего кандидатом в президента. И там были штуки с едой, которые стояли в Мэдисон Сквер Гарден. Там была только американская еда. Мы американцы - и точка.

Кажется, какая разница, что люди думают о Гайдаре или Александре Невском? Но на самом деле то, что они думают о прошлом, определяет будущее. Если про Ивана Грозного рассказывают, как расширилась территория, – это один вариант, и это правда. А можно рассказывать о демографических и экономических последствиях  правления Ивана Грозного - и тогда это другая история, и из нее делаются другие выводы для будущего и для настоящего. Сегодня, как мне кажется, из истории извлекаются не те выводы, которые нужны стране. Если Иван Грозный расширял территории, если Пётр Первый поднял Россию с колен, то тогда нужна авторитарная власть. Это прямо говорится. Когда власть была не столь жесткой, вот тогда вообще как-то ничего и не получалось. Хотя на самом деле, в истории же все есть. И можно просто понимать это как психоанализ – это то, на  что ты обращаешь внимание, что находится в фокусе. Если в фокусе то, что успехи связаны с авторитарным правлением, то это один вывод, если в фокусе другое, то это другой вывод. Но я не знаю, кто может поворачивать прожектор.

Игорь Данилевский: Как происходит знакомство детей с историей?  Дома ребенку рассказывают об истории 90-х, он многое слышит с экрана телевизора, многое слышит из кино. Но разные точки зрения на те же самые события очень важны, потому что это позволяют ему сориентироваться и понять, что за этим стоит. С этой точки зрения, как образовательный портал – это блестящая идея. Хорошо, что начали с 90-х, потому что 90-е, с одной точки зрения, ушли, а с другой  - нет. Я уверен, что школьник, познакомившись с этими материалами, будет обращаться и к бабушке и дедушке, и к учителям, и они все вместе будут общаться между собой.  Этот проект имеет большую перспективу. Уже прошли нулевые годы, первое десятилетие XXI века. Самое главное,  что делает этот портал, – это пробуждение интереса к истории своей семьи, себя и того, что его окружает.

Когда говорят, что надо написать учебник истории непротиворечивый, в нём не должно быть внутренних противоречий, это невозможно, потому что история – это противоречивая вещь, так как все люди имеют свои цели и устремления. История не может быть однозначной и вписана в одну линию. Отсюда и вариативность, основанная на особом мнении. Это не просто игра в прошлое.

На мой взгляд, это, прежде всего, портал, направленный на ребят старшего возраста, на подростка. Это заставляет их думать о том выборе, который они совершают.  Воспитание способности выбора, осознанного выбора, за который надо отвечать, – это и есть воспитание гражданина и формирование гражданского общества.

Леонид Гозман:  Есть общая проблема - что то, что достигнуто, рассматривается как само собой разумеющееся. Набившие оскомину заполненные магазины - это достигнуто. Свобода слова пока остается. Сейчас можно вспомнить анекдот, когда американский рабочий говорит советскому, что может выйти на площадь и сказать, что президент США идиот, и тот отвечает, что тоже может выйти на Красную площадь и сказать, что президент США идиот. Недооценивать это нельзя, потому что нельзя недооценивать, сколько человек погибло просто за право сказать то, что они хотят.

Мне кажется, что у представления об истории есть терапевтический момент. Потому что та картинка, которая дается сейчас - не только в школе, но и в обществе в целом, - это картинка, снижающая национальную самооценку. И индивидуальную самооценку людей, которые принимали участие в этом периоде, и национальную самооценку. Что говорится: путч и люди, которые стояли у Белого дома, они были наивны, их обманули, они повелись на какие-то глупости. Те 100 000 человек, которые там стояли, они по этой интерпретации должны себя чувствовать легковерными идиотами. Вся история вместо того, чтобы сделать эти моменты героическим подъемом, дается как история крайне готовая. Мне кажется,  что представление о том, что реформы провалились (в каких-то тренировочных материалах к ЕГЭ был вопрос, почему провалились реформы Гайдара), – оно неправильное, и мне как гражданину хотелось, чтобы оно должно быть изменено. Я считаю, что история 90-х – история успеха. Потому что большое количество целей, которые ставились в начале 90-х, были достигнуты. Рай на земле не получился, но многие цели были достигнуты. Общество забывает об этом.

История как история успеха важна в терапевтическом плане. Мне кажется, что люди, которые понимают, что в течение их жизни были достигнуты фантастические результаты, в реальность которых не верил никто и никогда, как в середине 80-х все были уверены, что система вечна, представление о том, что на протяжении твоей жизни, жизни твоих родителей были достигнуты такие успехи, - это делает людей конструктивнее и добрее. А у нас последний успех в истории нашей страны - это 9 мая, победа в Великой отечественной войне. Мелькает немного Гагарин, но тоже не очень.

С полной стенограммой и видеоверсией мероприятия можно ознакомиться на портале «Твоя История».

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).