будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
математика
Июнь 18, 2025
Наука
Фридман Юлия

История с математикой-1

История с математикой-1
vitar_04
Виталий Арнольд

Виталий Дмитриевич Арнольд, по образованию теорфизик – известный деятель математического просвещения. Он устраивает математические (и не только) олимпиады для школьников, он один из организаторов знаменитой Летней Школы Современной Математики в Дубне. С 1998 г. он является заместителем директора МЦНМО, преподает информатику в Московской гимназии на Юго-Западе N 1543 (с 1989 г.) По стечению обстоятельств многие страницы истории отечественной математики для него – страницы фамильной хроники. В своем интервью он рассказывает об истории и о том, как и какими усилиями она сохраняется, об олимпиадах для школьников, о ЛШСМ в Дубне, о школьном предмете "информатика" и о прочем разном. Мы публикуем первую часть беседы.

Для чего сайты школам, архивы – олимпиадам, научные электронные библиотеки – читателям, память поколений – человечеству

Скажу сразу, что мне в тебе страшно нравится. Мы, сетевые старожилы, нервно относимся к нарушению связности Сети. Если видишь ссылку, тыкаешь в нее, а она битая. Так вот, ты зам. директора МЦНМО, ты завкафедрой информатики в 1543, ты занимаешься математическими олимпиадами в какой-то ключевой должности – и есть такая примета, что везде, куда ты приходишь, возникают архивы, и эти архивы содержатся в порядке и находятся в открытом доступе. Стоит ли за этим продуманное убеждение или это, скорее, инстинкт потомственного интеллигента? Как вообще это делается? У всех спрашиваешь, почему у вас битые ссылки, что это, они говорят – нам так трудно их уберечь...

Мы начали заниматься сайтами где-то в середине 90-х годов. И мне сразу стало понятно, что наша деятельность в отличие от разнородной интернетовской не несет рекламного характера в привычном понимании. Мы никогда не боремся за баннеры, за взлеты в рейтингах и т.п. Мы делаем свое дело.

И вот что мне довольно близко. Был замечательный человек, которого сетевые старожилы как раз помнят: Александр Моисеевич Шкроб. Он сделал проект Vivos Voco. Так вот этот человек говорил, что навигационные вещи довольно вторичны. Поиск поднимет Яндекс и Google, в этом нет никакой проблемы. Но идея в следующем: вот человек пошел за статьей, скажем, Ландау и увидел рядом статью Капицы – в этом для просветительства, для образования есть много пользы. А если он в поиске статьи Ландау никогда не найдет статью Капицы, то это, скорее, для образования вредно. Не буквально это он говорил, но эта идея есть. В соответствии с этой мыслью наши сайты ориентированы на тех, кто какой-то первичный барьер активации уже прошел, и кого интересует дело. И они, наши сайты – даже ученики сейчас упрекают – грешат тем, что без привычки в них бывает тяжело разобраться. Какие-то сайты удобнее в этом отношении: на math.ru библиотека сделана чуть лучше обычного. Но меня заботит другое. Если у нас есть контент – оболочку к нему могут сделать те, кто придет после меня.

Мое дело, в основном, сам контент. Вот есть книжка Дм. Ефремова "Новая геометрия треугольника" – издана в 1903 году, с тех пор не издавалась. Это такая библия всех людей, кто влюблен в школьную геометрию. Человек, который мне ее принес – он принес ее в три папочки завернутую, и все время сидел рядом со мной, пока эту книжку сканировали. Он не выпускал ее из рук. Вот есть задача это сохранить. Когда мы с коллегами делали (ну, то есть, "мы пахали, я и трактор" – в первую очередь это делал Николай Андреев) электронный вариант книжки Магницкого "Арифметика", 1703 года издания, начальник отдела редкой книги библиотеки МГУ Ирина Леонидовна Великодная никого не пустила к этой книге, она пошла сама в хранилище и листала книжку своими руками.

Работа с такими книгами требует доступа. Ты, наверное, знаешь: студенты филфака слушают курс библиотечного дела, сдают зачет, и тогда им ставят особый штампик, что у них есть доступ для работы со старыми книгами...

Ну, сам-то допуск, по крайней мере, допуск в хранилище, при добром отношении там всех ко всем был оформлен. Ирина Леонидовна их провела в хранилище. Но там, на месте, она двое суток сама стояла и перелистывала страницы, пока они их фотографировали. (Засовывать эту книжку в сканер немыслимо – это понятно.) Сейчас "Арифметика" лежит в Сети. Иногда бывает, что люди сами присылают нам книжки.

Идея вменяемо описать источник и разумно его представить была с самого начала. Идея по возможности сохранять структуру в прежнем виде, поддерживать все, как было, также имелась, но тут палочка о двух концах. Например, замечательный журнал "Квант" – проект его сканирования 2002 года – сегодня его надо переделывать, к сожалению. Разочек уже пытались, но пока не очень переделали. В любом случае этот наш проект живет, на официальном сайте журнала "Квант" все это лежит, но технически это требует реконструкции.

Реконструкция – это отлично, важно ведь только, чтобы, раз возникнув, ссылка всегда куда-то вела.

Ссылка все время живет. И это далеко не единственное место, где обретается данный материал. Естественно, что его двадцать раз переписали, ссылаясь на нас или нет. Естественно, есть какие-то другие формы представления материала. Но мне дорого другое. Если у меня год все страницы журнала "Квант" с 70-го года по текущий момент "жили" в Интернете в свободном доступе, это означает, что его ценители за это время скопировали несколько тысяч раз. И – что бы ни случилось – где-нибудь он сохранится. Естественно, есть договоренности с редакцией, со всех сторон добрая воля и все понятно. Но меня волнует, что это сделано и уже не пропадет. Ну где-то что-то исчезло – где-то поднимается, новые ссылки возникают.

Идея, что мы предпочитаем совместимость техническим изыскам тоже, конечно, есть. В свое время, когда мы издавали наши первые книжки – отчасти под влиянием идей А.Шеня – мы старались хранить все исходные файлы. То есть (по договоренности с авторами), у нас хранились тексты в TeX, постскрипты и pdf, и борьба шла за размер файла. Потому что тогда была слабая связь, модем подсоединился, оторвался, что-то успело перекачаться, что-то нет. Сегодня это смотрится рудиментом и формат этих изданий странен. Но хранить в открытом доступе сегодня вменяемый pdf и исходные тексты (когда это возможно по лицензионным соглашениям) – это правильная идея.

Разумеется, все задания всевозможных олимпиад благодаря коллегам мы пытаемся хранить. Речь идет о тех олимпиадах, где мы организаторы. То есть, мы храним именно те варианты, которые были выданы детям. Плюс к этому бывает что-то дополнительное: если есть решения или сведения о критериях, в соответствии с которыми оценивались работы, это тоже хорошо опубликовать. Там, где есть книжечки, олимпиадные брошюрки (уже изданные или в процессе издания) – их тоже хорошо выложить на сайт. Там где есть сборники московской математической олимпиады, изданные за десятки лет, – конечно, эти книжки должны быть в Сети, и должны быть там же.

Вопрос, как это сделать, чтобы это работало? Ответ очень простой. Из года в год делается все примерно одними и те же людьми, ну, некоторая преемственность есть у организаторов. И второе: сайтом занимаются те же люди, которые делают собственно дело. У нас нет каких-то специальных веб-менеджеров, которые никакого отношения к Московской олимпиаде не имеют, но делают ее сайт. Вот это не живет. Точно так же – сайт 43 школы. В основном его "пасут" два выпускника и три учителя – все остальные способствуют по мере сил. Вот у нас недавно на этот счет было совещание; появилась статья на сайте, посвященная его же пятнадцатилетию.

Сайт школы сделали ученики вместе с учителями. Идея любого внешнего движка живет только один год – хорошо, если два. Ну или должна быть служба, которая этим занимается. У Яндекса есть могучая служба техподдержки, они могут себе это позволить. А вот у образовательных учреждений такой службы нет и не будет. Если человек занимается поддержкой сайта – важно, чтобы он понимал, что реально происходит и зачем все это. На сайте математического центра за каждую страничку отвечает один человек, когда-то у одного человека может быть две странички в ответственности. А я как администратор смотрю за всем этим. Все неформально, конечно, я не являюсь формальным начальником каждому из коллег...

Есть еще такой эффект, в самом общем виде – эффект деревенской этики, или местечковости. Люди боятся публичных высказываний. Им кажется, что если об их друге, родственнике, учителе, начальнике говорят вслух, на миру – это может быть только хвалебная речь по стандартному образцу. В ней не должно содержаться никакой информации. Любое отступление от образца грозит уроном для репутации. Когда обсуждается сайт для той или иной организации, иногда это и проговаривается прямо, иногда озвучиваются сомнения: "зачем это выкладывать для всех?", "а вот будет ли людям интересно, а что они подумают?".

В образовательных учреждениях с этим проще. В некотором смысле мы и так открыты через публичную деятельность и просто из-за того, что имеем дело с большим количеством людей. Слово, произнесенное перед двумя сотнями школьников, является публичным. Задание олимпиады выданы уже тысяче человек. У всех мобильные телефоны. Ясно, что если мы этого не выложим, то это появится "В Контакте", или в "Одноклассниках", или где угодно в соцсетях – не из зала олимпиады, я надеюсь, но тем не менее...

Если же все знают, что вечером того же дня (а то и через полчаса после завершения тура) мы выложим варианты – как-то становится не модно среди приличных людей делать это "из-под полы". В школе ситуация более тонкая, тут разные коллеги могут думать по-разному. В гимназии 1543 (в которой я имею честь работать с 89-го года) выкладываются полностью все списки выпускников, у нас лежит актуальное расписание, лежат разные публичные вещи, которые открыты. И вполне принято выкладывать учебные материалы, хотя каждая кафедра видит это по-своему. Некоторые учителя выкладывают, а другие считают, что это преждевременно. Это выбор каждого, мы не настаиваем.

А что касается архивов...

В некотором смысле про архивы на сайте мы не думали. Но при этом идея, что любой материал, который мы выложили, не стирается никогда – такая идея есть. А представление о том, что текущие материалы наши, интересные нам сегодня, назавтра станут неинтересны, у нас отсутствует. Потому что то, что неинтересно завтра, послезавтра может стать интересным.

Идея о том, что олимпиады, прошедшие пять лет назад, сегодня никому не нужны... Ну что вам, жалко эти 50 Кб на сайте? Идея о том, что ссылки выглядят унифицированно и в некотором формате устойчивы к разным операционным системам, к переездам с сервера на сервер и т.д. – да, присутствует. Идея, что нас больше волнуют некоторые технические удобства наших читателей и возможность все это прочитать через пятнадцать лет, чем новомодные технические изыски, у нас присутствует. Есть люди, которые думают наоборот – так тоже бывает.

Семейная хроника и история математики

Тебе приписывают музейную ценность. Говорят, что ты потомок великих русских ученых и по отцовской, и по материнской линии, и что твои дети унаследуют бесценные реликвии. Унаследуют?

Когда мне говорят про музейную ценность, я сразу думаю про нафталин, про накрытые белой тканью столы, кресла и люстры...

Ну почему – бывают другие музейные форматы. Например, Планетарий...

Ну да, а Планетарий – там, значит, можно потрогать руками, покрутить гаечки и посмотреть, что будет. Ну... действительно меня часто спрашивают, из-за фамилии или по другим причинам, а ты не родственник ли такого-то и т.д. Я отвечаю честно, скажем: "В. И. Арнольд был братом моего отца, но я в этом не виноват."

Я действительно примерно со старших классов школы интересовался историей собственной семьи. Наверное, в большинстве семей попытка посмотреть на три поколения вглубь приводит к очень нетривиальным фактам из бытовой, политической культуры и истории нашей страны. Получается, все это вопрос знания собственной истории. Я изучал это, по мере сил я стараюсь это знать и кому-то рассказывать. Действительно, мне повезло, потому что со стороны мамы и папы, бабушки и дедушки есть о чем и знать, и рассказывать: совершенно удивительные ситуации, нетривиальные связи и неожиданные вещи. Есть тут громкие имена или нет, это неважно.

Когда я родился, бабушке вздумалось подсчитать количество национальных кровей, которые сошлись в очередном внуке. Кажется, первых двух или трех десятков ей не хватило. Но именно это меня как-то не особенно интересовало, я, может быть, с детства не до конца понимаю, что такое национальность. Хотя теперь уже я знаю, что товарищ Сталин все это озвучил, продумал и обосновал. А про детей, что они унаследуют, что в них западет, что им будет интересно – сказать пока трудно, они еще маленькие.

Все-таки, хотелось бы услышать что-нибудь из поучительных генеалогических историй.

Ну пожалуйста. Считается, что Владимир Игоревич Арнольд великий математик, самородок, составляющий славу науки ХХ века. Считается совершенно небезосновательно: великий человек во многих отношениях, не мне об этом говорить.

В какой-то момент, после его ухода, стали писать в Сети о его предках. Про родителей вроде бы все написано в анкетах... Это мои бабушка с дедушкой – его родители. Его отец был математиком и одним из первых докторов педагогических наук в этой стране. Это был человек, который понимал современную ему математику и умел объяснять ее современникам, а ее творцам – почему их не все понимают. Он одно время заведовал кафедрой математики на физфаке МГУ, написал несколько хороших книжек в 30-40-ые годы. Мне о них трудно судить, я пристрастен. Но специалисты говорят, что многие из них не утратили актуальность и по сегодняшний день. Одна из этих книжек – "Теоретическая арифметика", по которой я в свое время готовил задания для школьников, и мне это вполне нравилось. И есть в числе его книг маленькая брошюрка, изданная им за год до ухода, которая называется "Принципы отбора и составления арифметических задач". (Мы ее недавно переиздали.)

Хорошие учителя математики – вот кстати, небезызвестный тебе Борис Петрович Гейдман – сказали мне, что эта книжка на первый взгляд простая, а когда начинаешь ее читать, то выясняется, что ее надо читать раза три. И из этой книжки есть замечательная байка, в том месте, где автор хотел показать, что задачи бывают ценны не только своим математическим содержанием. Например, открываешь задачник XIX века и читаешь: "Таким образом, решение задачи сводится к решению квадратного уравнения. Но поскольку в условии речь идет о возрасте дамы, то из вежливости перед радикалом стоит взять нижний знак..." Там много таких историй: и про математику, и про педагогику, и про здравый смысл. Вот это про Игоря Владимировича...

 Игорь Владимирович Арнольд

Его жена, моя бабушка, которую я прекрасно помню, была "плохо" образованным человеком, знала всего шесть иностранных языков на уровне технического перевода и на уровне ежедневного общения. Была искусствовед по образованию, но недолго работала по специальности, потому что выращивала троих детей. Имела университетское образование. Рассказывала мне про Пушкинский музей (к тому моменту не была в нем много лет в силу самых разных причин: здоровья и проч.) – рассказывала так, будто она его строила. Умела много чего в этой жизни: и по части домашнего хозяйства, и медицины, и перевода, и другого... Прожила довольно длинную жизнь. Я ее прекрасно помню. Опять же, известно, что родным братом ее матери был Л. И. Мандельштам – легендарный физик, создатель одной из крупнейших школ отечественной физики.

А чуть менее известно, что матерью Игоря Владимировича Арнольда была Вера Степановна Житкова. В. С. Житкова (а по мужу Арнольд) была родной сестрой Бориса Степановича Житкова и происходила из этой замечательной семьи. В юности увлекалась какими-то социал-демократическими идеями и в 1900-ые годы была in the middle of everywhere, со всеми этими людьми общалась. И ходят байки, что некоторые навыки подпольной работы она сохранила до конца жизни...

Вера Степановна Житкова

То есть, они когда-то ей понадобились потом?

Нет, это как научился ездить на велосипеде – и научился этому навсегда. Но во-первых, она была профессором математики помимо всего прочего. Во-вторых, она была человеком, который поднимал статистическую службу в Советском союзе, в-третьих, она работала в какой-то момент в Союзмультфильме и делала какие-то мультфильмы. В-четвертых, есть книжки детские, изданные ею в роли художника или основного автора или еще в каком-то качестве, я их недавно брал в библиотеке и сканировал. Выложить их в Сеть я не имею права (к сожалению!), но они у меня есть. В-четвертых, она умерла в 1963 году пенсионером союзного значения, не будучи никаким членом партии во все советские годы и не ведя особо никакой социальной жизни в политике.

Говорят, что знаменитый роман ее брата – роман Б.С. Житкова "Виктор Вавич" о первой русской революции – был бы другим без ее рассказов. Вера Степановна растила своих внуков; безусловно, она имела на них большое влияние. Я ее никогда не видел (кроме как на фотографиях), история ее жизни не написана, но эти подробности известны. Таким образом, В. И. Арнольд математик в семье уже в третьем поколении. Они разного уровня, они совсем "про разное". Но еще вглубь. Ее отец Степан Васильевич Житков в 1870-каком-то году в городе Великий Новгород написал пособие для учителей школы по арифметике.

Его книжка следующие пятьдесят лет переиздавалась ежегодно (до 1917 года включительно). Степан Васильевич, поссорившись через 30 лет с местным образовательным начальством отъехал сначала из Новгорода куда-то (не помню – в Полтаву?), а потом в Одессу, где дальше и жил. Одесса 1880-1920-х была весьма интересна в плане науки и образования. Мало кто знает, что господин Витте оканчивал Новороссийский университет (физико-математический факультет!), находившийся в городе Одесса. Мало кто знает пионерские работы, которые в это время в Одессе делались. Но вот опять же через деятельность по архивам...

А вот пионерские работы – они были про что?

Ну там была на рубеже веков вокруг Самуила Осиповича Шатуновского была деятельность по строгому построению множества целых чисел. А чуть позже, в последние годы жизни Степана Васильевича (но во вполне активные года И.В.Арнольда – 1900 года рождения), там обсуждалась связь теории относительности с неевклидовой геометрией. Туда в 1912-14 году приехали многие вернувшиеся в Россию из Европы (Франции, Германии...) под мировую войну. (И контакты с заграницей, естественно, были затруднены в это время. Никто не знал, что это будет на 10-15 лет.) Но там был замечательный человек, которого звали Вениамин Федорович Каган, который довольно рано понял связь работ Эйнштейна и работ Лобачевского.

И он более-менее в эти годы помимо деятельности по "Вестнику опытной физики и элементарной математики" читал курс лекций на физмате Одесского университета про связь геометрии Лобачевского с теорией относительности. Это слушали разные люди – Л.И.Мандельштам, И.Е.Тамм, Н.Д.Папалекси, А.Н.Фрумкин, ..., которые в 20-30-ые годы переехали в Москву и Питер. И в результате для них это было абсолютно очевидно, они этот путь прошли. И для их учеников это было уже студенческим опытом.

Другая часть семейства – моя бабушка, мама моей мамы – оканчивала ИФЛИ – Институт философии, литературы и истории, который был расформирован в войну и слит с филфаком МГУ – в 1940 году.

Однажды (лет в тринадцать) я принес домой текст и распечатал его на пишущей машинке. Моя бабушка пришла и увидела – у меня на столе лежал текст знаменитой песни П. Когана "Бригантина". Бабушка посмотрела и сказала: "Виталик, я знаю, кто учил Павла русскому языку. Павел не мог написать "гимн морям". (Строчка "Люди Флинта гимн морям поют" обыкновенно фигурировала в самиздатовских версиях – Ю. Ф.) Сочетание "мнм" в русском языке непроизносимо. Не бывает стихов с сочетанием мнм." Они учились у одних и тех же людей, соседний курс. Конечно, 5 секунд проверить – книжка на полке стоит. "Гимн морям" – это песенная переделка, у Когана "люди Флинта песенку поют". Бабушка знала неожиданные вещи; вдруг к слову оказывалось, что она попадала, например, в те же круги, что и Качалов.

Семейная хроника перекликалась с историей страны сороковых-пятидесятых-шестидесятых годов, так что можно было учиться истории по ее рассказам. Она работала учителем много лет, в том числе около двадцати лет – учителем московской 710 школы. А это была очень хорошая школа, и преподавательский состав, и ученики: кого-то из них я знаю, некоторые стали моими друзьями, коллегами.

Ее мать, моя прабабушка, умерла в 1985 году. Когда приехала скорая помощь... ее спросили: "Бабушка, а лет вам сколько?" На что она ответила: "Эх, я еще государя Николая Александровича помню." Она девчонкой его встречала в Летнем саду и на всю жизнь сохранила воспоминания – о том, как просто с ним столкнулась на улице. А раз, девушкой лет семнадцати-восемнадцати, она ехала в поезде, и в купе совершенно случайно подружилась с семейной парой из Питера и их дочкой. В итоге много лет (и я еще это застал и прекрасно помню) дружили семьями. Мы дружили поколениями семей. Девушка, подруга прабабушки, выросла, стала прекрасным и профессионально состоявшимся человеком.

Хорошо помню ее мужа, он сорок лет был знаменитым сотрудником Эрмитажа и хранителем русского отдела. Человек, которого я помню просто по впечатлениям детства. Он приезжал в Москву и всегда заходил в гости, мы пересекались на каких-то дачах... Он был достаточно пожилым, когда я был мальчишкой, ему уже было лет под восемьдесят. Потом я уже его книжки читал, а недавно выкладывал в Интернет – не по работе, а как долг его памяти – дивный питерский историк Владислав Михайлович Глинка, чьи замечательные книги издал Эрмитаж. Совершенно прекрасные, связанные с русской историей XVIII-XIX века. Там очень все красиво. Человек жил русской историей. Про него замечательные вещи рассказывал Н. Я. Эйдельман, когда он выступал в нашей школе (57-й, в 1985 или 86 гг. – Ю. Ф.). Пересечений много.

Дело не в том, у кого какая семья, а в том, кто как на свою семейную историю смотрит. Люди, с которыми общаешься каждый день, могут иногда рассказать такое... Я тут долго говорил, и в этом есть некое хвастовство. Но, опять же, в том, что все так сложилось, я не виноват. Моя ответственность – только в том, что я это знаю. Генеалогическое древо, которое я мог бы нарисовать, содержит более тысячи людей. А что кому передается – всегда трудно сказать, и это еще вопрос, передалось оно благодаря или вопреки ожиданиям и наследственности.

Хочу сделать два важных дополнения к рассказанным историям.

Начну с цитаты: "<...> Беседа велась обо всём, чем жили семьи, кафедры, лаборатории, университет, Академия наук, страна, весь свет. С большим вкусом рассказывались забавные истории. За этим столом ни у кого ни от кого не было никаких секретов. О делах и о жизни здесь говорили всё, что думали. Одна тема сменяла другую, неизменной оставалась лишь бескомпромиссность оценок." (Воспоминания о И. Е. Тамме : сб. ст. : (к 100-летию со дня рождения) / РАН ; Физ. ин-т им. П. Н. Лебедева ; Отв. ред. Е.Л. Фейнберг. - 3-е изд., доп. - М. : ИЗДАТ, 1995. С. 235, ) Это написано (и опубликовано) лет 35 назад моим двоюродным дедом (С.М.Райским) про дом (и стол), существовавшие ещё лет за 40 до того (в 1930-е). У меня нет никакого сомнения в том, что такой стол был в семье и ещё на полвека раньше. Я бывал за такими столами в семье на полвека позже. Столы, дома, их хозяева меняются, но что-то общее в этом есть. Хочу верить, что и будущим поколениям такое предстоит.

И второе –- насколько я понимаю в последние полтора века в семье было принято: не очень смотреть на "текущую географию", для общения с человеком Одесса, Жагоры, Баку, Страсбург (на рубеже XIX-XX века), Москва, Питер, Соликамск, Одесса (в середине XX века), Москва, Реховот, Кёльн, Нью-Йорк или Лондо (сейчас) доставляют только некоторые технические сложности, а в остальном Игорь остаётся Игорем, Катя –- Катей, Митя –- Митей, Женя –- Женей (и эти, и другие имена –- в разных поколениях семьи у разных людей, но это характеризует ЛЮДЕЙ, а не их текущую географию). И, конечно, помимо естественных поздравлений с праздниками и случайного общения, есть ещё ситуация "когда всё плохо", и тогда –- все вместе. И дела –- общие, а география важна очень мало...

А семейная история у всех богатая – было бы желание такие истории собирать, помнить, рассказывать...

Фридман Юлия
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).