будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЕГЭ
Июль 11, 2025
Наука
Демина Наталия

Как озвучить безмолвие учителей?

Как озвучить безмолвие учителей?
nnov2
Школы Нижегородской области

«Озвучить безмолвие преподавательского сообщества», – этими словами директора одной из лучших школ Нижнего Новгорода, да и всей России Натальи Владимировны Созиновой, руководителя Лицея №165 имени 65-летия Горьковского автозавода, можно было бы определить главную цель нового проекта, старт которому был дан в начале этого года в Высшей школе экономики.

Услышать мнения тех, кого обычно не спрашивают чиновники, создать экспертную площадку творческих, активных представителей школьного преподавательского сообщества – одно из ключевых направлений нового проекта. Как уже сообщало «Полит.ру», в феврале 2009 г. прошла первая поездка экспертов ГУ-ВШЭ и журналистов в Пермь, где состоялась живая и неформальная дискуссия с учителями и директорами школ Пермского края по ключевым проблемам российской школы.

2-3 марта 2009 г. эксперты ГУ-ВШЭ, журналисты из Москвы и Санкт-Петербурга посетили сельские и городские школы Нижнего Новгорода и Нижегородской области, во время которых им удалось увидеть и услышать, чем живут муниципальные школы, как директора и учителя школ воспринимают новации в области среднего образования. Поездка была организована московской Вышкой и ее нижегородским филиалом. 

Как в Перми, так и в Нижнем Новгороде ВШЭ ведет активную работу по модернизации школьного образования, создавая Университетские округа, куда не по территориальному, а по содержательному принципу и на добровольной основе собираются лучшие школы города. В этой работе Вышка не только заботится о том, чтобы у нее были хорошие абитуриенты, но и работает на все образовательное сообщество, повышая квалификацию школьных учителей. Было интересно увидеть общие черты и различия в подходах двух филиалов во взаимодействии ВШЭ со школами своего округа.

В Нижнем Новгороде очень понравился энтузиазм Вышки в проведении математических олимпиад и турниров, которые организуются при непосредственном участии начальника отдела развития образования Нижегородского филиала Натальи Серовой и доцента Центра довузовской подготовки Нижегородского филиала Дмитрия Юрьевича Кузнецова. Вокруг последнего собираются ребята – лучшие математические таланты города, и Д.Ю. бесплатно проводит с ними занятия, решает и придумывает задачи.

Помимо встреч с преподавательскими коллективами в школах области, 3 марта состоялись два круглых стола с учителями и директорами школ Нижнего Новгорода. «Переход на ЕГЭ и реальная практика образовательного процесса» – такой была заявленная тема обсуждения. На самом деле, планировался лишь один круглый стол. Однако тема вызвала такой живой интерес преподавательского сообщества города (в аудитории собралось более 50 человек, и люди все подходили и подходили), что организаторам мероприятия пришлось поделить гостей из Москвы, Питера, и нижегородских учителей на две половинки, чтобы каждый из участников дискуссии получил возможность высказаться.

Модераторами круглых столов выступили руководитель проекта ГУ-ВШЭ, обозреватель «Полит.ру» Леонид Клейн и помощник проректора ГУ-ВШЭ Т.Я. Четверниной Елена Балабанова. Сомодераторами обсуждений выступили сотрудник Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Наталья Серова и заместитель министра образования Нижегородской области Николай Юрьевич Бабанов.

Единый государственный  экзамен – одна из ключевых проблем для директоров, учителей, родителей и школьников Нижнего Новгорода и области. Если в Пермском крае к ЕГЭ уже начали привыкать, воспринимая его как «неизбежное зло», помимо недостатков, отмечая и позитивные черты (возможность поступления в хорошие вузы для абитуриентов из малых городов и сел, возможность единовременно сдать экзамены в школе и поступить в вуз и пр.) (см. репортаж «Полит.ру»), то для образовательного сообщества Нижегородской области ЕГЭ стал «единой головной болью».

Если министр образования Пермского края Николай Карпушин, да и руководство края, активно проводят образовательные реформы, внедряя новации раньше других регионов страны, то министерство образования Нижегородской области, да и сам губернатор Валерий Шанцев, держали оборону до последнего, защищая область от ЕГЭ. Но с 2009 г. Закон о едином экзамене был принят, и области пришлось срочно нагонять упущенное время.

Лишь в прошлом году в области состоялись тестовые экзамены по системе ЕГЭ, началось обучение преподавательского состава. Учителя, и так вынужденные работать на 2–3 ставки (об этом см. ниже), теперь вынуждены тратить свое рабочее и свободное время на самоподготовку и подготовку школьников к Единому государственному экзамену. Если в прошлом году школам пришлось сконцентрировать усилия на русском языке, то теперь школы "трясет" по всем дисциплинам Единого экзамена. Интерес детей к предметам, не входящим в ЕГЭ, значительно уменьшился.

В Смольковской средней школе Городецкого района Нижегородской области учителя занимаются с учениками не только во время факультативов (какие школа в состоянии втиснуть в расписание и бюджет), но и задерживаются после работы. В условиях нарастающей безработицы в Смольках они считают этически некорректным брать с учеников деньги за дополнительные занятия.

В городских школах учителя работают не менее самоотверженно, задерживаясь на работе допоздна, но там учителя уже имеют возможность подрабатывать репетиторами за деньги. В целом, как стремительность перемен, так и недостатки самой системы ЕГЭ, значительно повысило нагрузку на учителей. Государство поступило очень хитро, при микроскопическом повышении зарплат интенсивность труда учителей резко повысилась. Опять основная надежда на энтузиазм и ответственность людей, на их работу через «не могу».

Главными недостатками Единого экзамена участники дискуссии и учителя тех школ, где удалось побывать, называют различие в требованиях ЕГЭ и школьных программ, малое количество часов, выделенные  на предметы (1 час русского языка и по другим предметам в 10-11 классе), отсутствие нормальных критериев для оценки части С.

Нижегородская Вышка старается проводить активную разъяснительную работу по ЕГЭ. Для этого организована тестовая сдача единого экзамена по многим предметам, а в следующем году филиал планирует начать обучение школьников к ЕГЭ по индивидуальным траекториям, в зависимости от того, какие предметы они выберут. Об этом «Полит.ру» рассказала заместитель директора филиала Татьяна Константиновна Потапова. Кажется, что она знает о нижегородских школах все. Проезжая по городу можно было услышать ее рассказ о том, кто директор школы, когда школа была построена, какие у нее успехи и проблемы. Такое профессиональное владение темой связано с тем, что до прихода в Вышку Т.К. Потапова работала и директором школы, и в Департаменте образования города, многие школы Нижнего Новгорода были построены и созданы при ее непосредственном участии.

Вузы области активно перестраиваются под систему ЕГЭ. Услуги по сдаче ЕГЭ предлагает не только Вышка, но и некоторые другие высшие образовательные учреждения области. Стоимость одного тестового экзамена в Нижегородском регионе составляет 300-400 рублей. Отмечается падение интереса абитуриентов к обычным курсам подготовки в вузы. Так школьники одного из сел в Городецком районе рассказали, что посещали обычные курсы подготовки по физике и математике  (каждый курс стоил 3 тыс. рублей),  эти занятия показались им ненужными, не дающими должной подготовки к ЕГЭ, и теперь они обратились к услугам репетиторов (200-300 рублей в час). Для этого, после занятий,они ездят из своего села в Городец.

Учителей также крайне волнует вопрос, что делать тем школьникам, которые не способны сдать ЕГЭ. Куда может пойти школьник после 9 класса? Что делать тем, кто получит не школьный аттестат, а справку? – судя по состоявшему обмену мнений эти вопросы крайне остры и на них до сих учителя не получили ответа.

Кроме того, эти проблемы порой больше заботят учителей, чем самих родителей, некоторые из которых не соизмеряют способности своих детей с требованиями 10-11 классов и непонятно, что они будут делать, когда через 2 года их ребята не сдадут ЕГЭ. Часть родителей занята борьбой за существование и полностью передоверили заботу об образовании своих детей школам.

Низкая зарплата учителей и директоров школ – одна из главных проблем современной российской школы в регионах. Как рассказал директор средней общеобразовательной школы №124 Юрий Павлович Глазков, молодой специалист, придя в школу, может получить максимум 4330 рублей. Фактически, при такой зарплате, молодому человеку выгодно пойти работать техничкой (уборщицей). Деньги те же – а ответственность гораздо меньше. Молодые специалисты, которые все-таки становятся преподавателями, в значительной степени полагаются на материальную и денежную помощь своих родителей, но потом все равно уходят из школы, так как хотят получать нормальную зарплату. Сам директор школы, со всеми надбавками и премиями, может получить около 13 тыс. рублей.

Учителя вынуждены работать с максимальной нагрузкой, на 2-3 ставки, но все равно суммарный заработок не так высок. Полина Викторовна Бережная, преподаватель русского языка и литературы в средней школе №11 Нижнего Новгорода, мама троих детей, рассказала, что ее преподавательская нагрузка составляет 45(!) часов в неделю, плюс классное руководство, надбавки за олимпиады, НОУ, проверку тетрадей, и за все это она может получить максимум 16 тыс. рублей. Как прожить на эти деньги, сохраняя качество обучения и неся ответственность за жизнь и здоровье детей? – этот вопрос неизменно сопровождал экспертов и журналистов в ходе поездки по сельским и городским школам Нижегородской области.

В то же время директора и учителя школ не уверены, что станут больше зарабатывать при новой системе оплате труда и переходе на подушевое финансирование. Нижегородская область еще к этим новациям практически не перешла, ожидается, что это случится в 2009 году и пока мнение преподавательского сообщества больше теоретическое.

В ходе круглого стола в Нижнем Новгороде одна из учителей высказала мнение, что при новой системе при нормальной нагрузке учитель не сможет заработать больше 9 тыс. и ему все равно придется опять работать в 2-3 ставки, чтобы обеспечить себе более-менее приемлемую зарплату. Похожие мнения звучали и в ходе круглого стола в Пермском крае, там также говорили о происходящем сокращении учителей и прочих проблемах, сопровождающих переход к новой системе финансирования.

«Чем должна заниматься школа: учить детей или писать бумажки?» – спрашивали нас как учителя Пермского края, так и Нижегородской области. Они жаловались, что школам приходится отвечать на бесконечные запросы не только районных, областных и федеральных органов Министерства образования и науки, но и на требования государственных органов: пожарной инспекции, Роспотребнадзора, социальной защиты, административно-технической инспекции и даже прокуратуры. «Знаете, раньше у меня было время побывать на уроках, побеседовать с учителями, а теперь я постоянно пишу бумаги», – заявил один из директоров школы Нижнего Новгорода.

Кое-кто из учителей даже заметил, что после того, как президент страны Дмитрий Медведев заявил о том, что пора перестать «кошмарить» бизнес, все проверяющие органы кинулись «кошмарить» бюджетные организации. «Прокуратура выписала мне штраф в 1000 рублей. Так я им в ножки хотел поклониться, что только тысячу», – эти слова директора школы позволили усомниться в заявленной государством цели по модернизации образования. Учителя Нижнего Новгорода рассказали, что прокуратуру почему-то интересует высота школьных парт,  и что за последние 15 лет на администрацию школы обрушился «шквал бумаг и шквал проверяющих». Об этом же нам говорили и директора школ Пермского края.

В комментарии «Полит.ру» заместитель министра образования Нижегородской области Н.Ю. Бабанов отметил, что региональное министерство ничего не может сделать, чтобы уменьшить количество проверяющих и бумаг, так как почти все проверяющие инстанции – федерального подчинения.

Следующим этапом проекта станет поездка экспертов ГУ-ВШЭ в Ленинградскую область. Это связано с тем, что Лаборатория социологии образования и науки Питерского филиала Вышки уже несколько лет проводит полевые исследования в этом регионе, а Светлана Савельева, зам. заведующего этой Лаборатории, известного социолога Даниила Александрова, принимала активное участие в поездках в Пермь и Нижний Новгород. 

В целом, несмотря на очевидные проблемы, связанные как с региональной спецификой, так и ситуацией во всей стране, было крайне радостно видеть, что в Нижегородской области есть целый ряд прекрасных школ, где работают настоящие энтузиасты в области школьного образования.

Порой хотелось пригнать огромный кран, поднять и перенести чудесный детский садик и  начальную школу и всех ее воспитателей и учителей из села Смольки Городецкого района, которыми помимо средней и старшей школы руководит Александр Иванович Серов, в Москву. Или переселиться с ребенком на 11 лет в Автозаводский район Нижнего Новгорода, поближе к настоящему оазису школьного образования – лицею №165, которым руководит Наталья Владимировна Созинова, со слов которой я и начала свой рассказ.

Голос таких профессионалов как они, наконец, должен быть услышан. Пожалуй, именно на них, на тех людях, которые думают о проблемах школы и о том, какое образование получат все те чудесные девчонки и мальчишки, которых мы увидели в Нижегородской области, держится будущее России. Подробное обсуждение затронутых в ходе дискуссий в Перми и Нижнем Новгороде проблем читайте в дальнейших материалах «Полит.ру».

См. также:

  • «ЕГЭ: за и против» - что думают директора школ и учителя Пермского края. Репортаж о семинаре ГУ-ВШЭ в Перми
  • Регионы: образовательный ландшафт (о целях проекта на сайте ВШЭ)
  • «Кризис многих вернет обратно в школу» - интервью с министром образования Пермского края Николаем Карпушиным
Демина Наталия
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).