Кому нужно уничтожить один из лучших в стране, Челябинский 31-й физико-математический лицей? Наряду с двумя знаменитыми школами Москвы и Питера, он каждый год готовит победителей всероссийских и международных олимпиад школьников. Кто заинтересован в том, чтобы затравить, лишить любимой работы, здоровья, а, быть может, и свободы директора лицея - Александра Попова? Ведь у нас с высоких трибун говорят о необходимости работы с одаренными детьми, а лицей Попова как раз и готовит интеллектуальную элиту страны, тех, кто призван создавать пресловутые «инновации», о которых все время талдычат высокие чиновники. Так вот, до фонаря им эти инновации. История с Александром Поповым – тому подтверждение.
Как это происходит? Сначала к директору подсылают провокатора (старого знакомого), который просит помочь устроить в другую, хорошую школу, свою (якобы) падчерицу. Уверяет, что он – успешный бизнесмен, и с удовольствием поможет деньгами физматлицею (в тот момент Попову срочно нужно было найти 15 тысяч рублей, чтобы отправить детей во Владивосток на Олимпиаду по физике и в Саров – на математику). В итоге провокатор подсовывает директору 25 тысяч, которые и инкриминируются потом в качестве взятки. По этому, явно сфабрикованному делу, готовится обвинительное заключение, которое теперь, 11 сентября могут передать в суд. Но, поскольку, дело о взятке разваливается на глазах (Попов за свою жизнь не нажил ни квартиры, ни машины, ни дачи, кроме лицея у него ничего нет), на всякий случай сфабриковали другое дело, вдруг вспомнив о случае, почти двухлетней, давности. Тогда Попов вызвал на дуэль учителя физкультуры, который безобразно обращался с детьми. И, чтобы тот не отказался, прилюдно дал ему пощечину. Спустя два года физрук о «побоях» вспомнил, и теперь знаменитому директору грозит уголовное наказание. И как минимум – увольнение из лицея.
Зачем это делается? Все просто: серость и чинопочитание – тренд нашего времени. А тот, кто выбивается из этого монолита, - целенаправленно уничтожается. А Попов – личность; он не может смириться с тем, с чем, увы, смирилось большинство учителей. И дерзит начальству, говорит то, что думает. Чего стоит его высказывание по поводу национальности учеников: получив письмо из отдела по делам несовершеннолетних с требованием собрать досье на детей «кавказской национальности» в 31-м лицее, Попов посчитал это разжиганием межнациональной розни, и разместил сканы писем - в блогах (их перепечатали многие СМИ). Ответ Александра Попова с восторгом цитировали во всех концах многонациональной (и многострадальной) родины: «В нашем лицее национальность одна — математика»…
А еще Александра Попова обвиняют в том, в чем он сам мог бы обвинить государство (двойной стандарт – в действии). С высоких трибун нас убеждают: финансирование школ достаточное, а если деньги до вас не дошли - требуйте их с директора. И наплевать на то, что и финансирование недостаточное, и взять деньги неоткуда. Виноватыми оказываются не те, кто его издал (ничего не сделав для его исполнения), а те, кто не сумел извернуться и его выполнить.
Александр Попов так объяснил эту ситуацию в недавнем своем интервью: «На днях министр образования области с гордостью объявил, что учебниками все школы обеспечены. На учебники дали 200 тысяч рублей. Если у меня 512 учеников, то это меньше 400 рублей на каждого. Можно за 400 рублей при сегодняшних ценах на учебники купить полный комплект? Нет. Но министр говорит: учебниками все обеспечены, требуйте с директоров. То же самое можно сказать относительно ремонта в школе».
В «Дневнике директора школы» Александра Попова (а он еще и автор книг, член Союза писателей) можно найти множество подтверждений недофинансированию школ. «Пришли за неуплату отключать электроэнергию. Платит муниципалитет, а страдают школы. …За твердые отходы не уплачено. На помойку доступ закрыт. Жгу по субботам и воскресеньям мусор. В эти дни местным жаловаться некому. В понедельник смысла нет, пепел и золу ветер уносит».
«Отключили воду. Занятия не отменил. Сливали из батарей и промывали во время уроков унитазы. Выстояли. Без света можем, без воды умеем, без денег отлично обходимся. Совершенство образования неоспоримо».
«Тепловые сети меняли давление. Полетела вся наружная подводка тепла. И городские и районные власти платить отказались, так как школу уже второй год передают из одних рук в другие. Левые службы запросили восемьдесят тысяч. …Позвонил знакомому, он главный врач психушки:
- Слушай, если тебя спросят, скажи, что ты мне дал от себя лично, насовсем, восемьдесят тысяч.
Он так сильно испугался, кашлял, кряхтел, гундел что-то, наконец, выдавил:
- Почему ты выбрал именно меня?
- Пойми, дорогой, кроме психушки, обращаться не к кому. И главное пользы нет.
Отопительный сезон в школе начался вовремя».
А вот – один из личных способов добывания денег для школы:
«Грешен: репетиторством занимаюсь. В этом году на этом деле заработал по сто штук: вилок, ножей и ложек в столовую. Затем пять ящиков прекрасных обоев, научил дробям сына большого человека». Вот такие дела.
Впрочем, это проблемы директора обычной школы. Но учебные заведения, типа Челябинского лицея, требуют гораздо больших вливаний. Отдельная песня – отправка детей на олимпиады. Хорошо, если регион оплатит поездку одаренного школьника. Но даже если это происходит, деньги приходят спустя месяцы. Вот что рассказал об этом Александр Попов: «В этом году надо было отправить ученика на международную олимпиаду в Австралию, он там должен быть уже 2 июля, но только 4 июля пришел приказ министра образования – оплатить поездку. А оплатили ее в августе. Где мне было деньги брать? И так все время. 36 учеников нашей школы участвовали нынче в российских олимпиадах и нужно было решать, на какие деньги их отправлять. Министерство делает красивую мину при плохой игре, а директор школы всегда и во всем виноват».
Каким-то образом эти деньги директор нашел, и в результате, в этом году, два ученика 31-го лицея стали победителями международных олимпиад: золотая медаль по физике и серебряная – по информатике. Заметим, что победителей олимпиад такого уровня – единицы во всем мире.
А были годы, когда из-за отсутствия денег, дети на олимпиаду не ехали. Вот отрывок из дневника Попова: «Мне в этом году (речь идет о 2004-м) Министерство образования области вот уже полгода не оплачивает российские сборы по четырем дисциплинам. По химии был выбор между моим и казанским мальчишкой, поехал казанец, взял на международной бронзу. Они оплатили своего парня. Кто моей школе вернет нереализованное золото?»
В апреле появилось Открытое письмо учителей 31-го Лицея в защиту Попова на имя губернатора, министра образования области... Там, помимо перечисления того, сколько он подготовил победителей олимпиад и стобалльников по ЕГЭ (лучший результат в области), говорится о других заслугах Попова: о построенном недавно читальном зале на 60 мест, о двух лабораториях – экспериментальной физики и робототехники; о том, что учебные кабинеты оборудованы современными интерактивными досками и АРМами, что возникли вычислительный и издательский центры. О том, что тесная взаимосвязь с промышленными группами области, сотрудничество с различными общественными организациями позволили Александру Попову создать стипендиальный фонд: именные стипендии получают наиболее отличившиеся в учебе и работе ученики и педагоги. А еще Попов – автор уникального социального проекта «Скорая педагогическая помощь» Это и помощь детям-сиротам, выявление одаренных детей в детских домах, волонтерское движение в детских больницах, помощь престарелым учителям…
Авторы письма пишут о том, что дело это сфабриковано: «Смелость, независимость, прямота нашего директора всегда вызывали страх за него: слишком хорошо понимает положение дел в образовании, слишком много делает, слишком развито чувство личной ответственности за происходящее — словом, ходит по лезвию бритвы. …Когда мог грянуть гром подобных обвинений? Да сто раз до этого! … Попова и так неоднократно пытались уволить. А тут такой «шикарный» повод…».
«Шикарный повод» - это чистой воды фальсификация, что доказали члены инициативной группы «Штаб 31». Оказалось, что человек, просивший устроить падчерицу в гимназию, и подкинувший деньги – действительно провокатор: ни падчерицы, ни денег у него нет (одни долги). А еще, его должны были осудить по статье за хранение наркотиков (от 10 до 15 лет), но, освободили от обвинения (очевидно, в обмен на «операцию» с Поповым). Да и учителя физкультуры, которому Попов дал пощечину, просил не увольнять министр образования области (у физкультурника были связи «наверху»), но Попов объявил сухую голодовку и хама были вынуждены убрать. Словом, директор 31-го Лицея – человек неудобный для начальства. Вот от него и решили избавиться.
Очевидно, что есть заказ – убрать Александра Попова, и заказ этот обслуживает судебная система. Челябинцы гадают: месть ли это силовиков, или кому-то понравился звездный лицей и нужно место директора?
Знаменитый питерский тренер наших молодых математиков, воспитавший Григория Перельмана, Сергей Рукшин, так сказал об этом человеке: «Попова я знаю очень давно. Он действительно директор-бессеребренник, и созданное им учебное заведение - выдающееся явление не только в масштабах Челябинска, но и во всей России».
Понятно, что нужно срочно прекратить эту травлю, снять с Попова все обвинения. В Челябинске 27 августа был пикет в его поддержку. Общественная палата России просит генерального прокурора Юрию Чайку и главу Следственного комитета России Александра Бастрыкина взять под личный контроль расследование уголовного дела в отношении заслуженного учителя России, Александра Попова. Обратиться в Генеральную прокуратуру собирается и первый зампред думского Комитета по образованию Олег Смолин.
А пока, до 11 сентября должно быть подготовлено обвинительное заключение по делу о «взятке» и его передадут в суд. Дело по иску физрука - о пощечине - будет рассматриваться мировым судьей 10 сентября. Если Попова признают виновным по статье 116 (побои), то, даже если ему назначат штраф в пять рублей или вообще освободят от наказания - это будет означать судимость, а, следовательно, - автоматическое отстранение от должности. Это самое страшное в этой истории, и многих есть основания считать, что так и будет.
И все-таки, хочется, чтобы сбылись слова из дневника Александра Попова: «Образование — это такая зараза, против которой никакие прививки не работают. Его почти не финансируют, а оно функционирует, реорганизуют, реформируют, инновациями уродуют. Другое бы давно развалилось, а этому хоть бы хны. Поставь министром самого никудышнего, который кроме «ку-ка-реку» ни «бе», ни «ме», а ему, нашему образованию все по барабану. Образумить образование невозможно. Учитель, что таракан в любой щели выживет». ие