будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Наука 2.0
Июль 19, 2025
Наука

Как увидеть местную жизнь

Мы публикуем стенограмму передачи «Наука2.0» – совместного проекта информационно-аналитического портала «Полит.ру» ирадиостанции «Вести FM». Гость передачи – социолог, доктор философских наук,профессор кафедры местного самоуправления ГУ – ВШЭ Юрий Плюснин. Услышать насможно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.

Анатолий Кузичев: Я приветствую всех наволнах радиостанции «Вести FM».В эфире совместный проект «Вестей FM» и информационно-аналитического портала «Полит.ру».Представители портала – Борис Долгин и Дмитрий Ицкович. От радиостанции –Анатолий Кузичев. Сегодня наш гость - Юрий Михайлович Плюснин, известныйсоциолог, доктор философских наук, профессор кафедры местного самоуправления ГУ– ВШЭ. Борис сейчас назовет тему нашей беседы.

Борис Долгин: Мы поговорим о том, какустроена провинциальная Россия: малые города, деревни.

А.К.: С точки зрения социологии?

Б.Д.: С точки зрения жизни человека итого, как это видит социолог. Понятно, что эти территории в меньше степениобладают своим голосом.

Дмитрий Ицкович: Именно как видит этосоциолог. Как это устроено – слишком широкий вопрос. Тут и архитектор что-томожет рассказать. Нас интересует производство социологического знания в этойобласти: с чем и куда приезжает социолог, что он видит, как он видит этопространство, этих людей, как он там перемещается. Юрий Михайлович, расскажите,как организуется социологическая экспедиция и какие у нее цели?

Юрий Плюснин: Когда вы говорили, как мывидим местную жизнь, провинциальную жизнь, жизнь в малых городах, я тут же сталзагибать пальцы. И загнул четыре пальца, думая, что, если бы мы рассуждали некак архитекторы, инженеры, социологи или управленцы, то есть не выделяли быотдельные ракурсы, мы бы нарисовали как минимум четыре картины. Многоракурсноепредставление о том, что такое жизнь, которую мы видим, транслируется в СМИ.Есть представления журналистов, которые они транслируют через телевидение,радио и газеты, и эти представления поглощает большинство населения. Оно сильноотличается от представления ученых, парадигмальных ученых, которые работают вузаконенных, принятых, признанных схемах и процедурах.

Д.И.: У нас география распространенияжурналов и газет очень рваная и неточная. А если мы говорим о больших медиа, тотут вообще особая история. Москвич, живущий в Крылатском, и безработный,живущий в Ардатове, воспринимают телевидение по-разному.

Ю.П.: Гражданин безработный в Ардатове несильно отличается в представлениях от живущего в Крылатском, хотя бы потому,что пытается построить такой же трехметровый забор вокруг своего дома иогородить свой отличный деревянный дом плохим пластиковым сайдингом, потому чтотак модно в Крылатском. Это яркий пример того, что мыслят они сходно. Итак,первая – журналистская, вторая – нормально-научная, третья маргинально-научная,четвертая – взгляд «элиты», тех, кто должен прилагать усилия к даннойтерритории, чтобы содействовать или якобы содействовать ее социальномуразвитию.

Б.Д.: Те, кто занимаются социальнойинженерией.

Ю.П.: Да.

Д.И.: На каком километре от Москвыначинается провинциальная Россия?

Ю.П.: Она и в Москве есть. Если вывыезжаете на Можайское шоссе, потом пересечете Минское и уйдете влево на стометров, там вы увидите огороды, частные домики.

А.К.: Огороды – это и естьпровинциальная Россия?

Ю.П.: Образ жизни у них очень похожий.Ясно, что это особый случай, но такие огородики вы найдете и до МКАДа. Этажизнь есть. Эта жизнь как чашка Петри, засоренная микробами[1]. Где-то микробов оченьмного, и кажется, что все поле ими засорено. Где-то – меньше. Но есть и другиемикробы. Она просеивается, эта жизнь. И есть столичная жизнь или какие-то ееэлементы, также малоуловимые в том же Ардатове, как малоуловимы признакипровинциальной жизни не только в Бутово, но и на Можайском шоссе. И рядом сРаменками есть места, где вы найдете небольшую хибарку, где человек выращиваетморковку.

Д.И.: Но главный признакпровинциальности – это же не морковка.

Ю.П.: Конечно, нет. Это образ жизни. Иэто один из его признаков.

Б.Д.: То есть признак провинциальности– это образ жизни, связанный с землей или не связанный с культурнымпотреблением как одной из значимых функций? Или в чем специфика?

Ю.П.: Я бы не стал углубляться в этутему.

Д.И.: Нам просто надо сразудоговориться о терминах. А то так представляешь себе Челябинск. Провинциальнаяэто Россия или нет? Вроде как да. А с учетом химических производств ничего тамна земле не растет, я думаю. И трудно это связывать.

Ю.П.: Давайте отошлем здесь слушателейк хорошему номеру журнала «Отечественные записки», который был специальнопосвящен проблеме провинций, многослойности этого понятия. Это же понятие не научное,следовательно – очень пушистое, его нельзя ограничить. Его можно только задатьнекоторыми указаниями. Здесь я считаю, что провинциальное, вы – что непровинциальное. Если мы будем говорить, что провинция – это то, что не столица,это будет один аспект, если говорить о провинции как об образе жизни – это совсемдругой аспект. Если говорить о провинциальности как о менталитете, это ужепсихологический аспект. Я предлагаю делать акцент именно на образе жизни. Чтомы изучаем как социологи? Образ жизни – то, как ведут себя люди в огородах,конторах, учреждениях, на улицах, базарах, в общественных туалетах и т. д.

Б.Д.: У себя дома, наконец.

Ю.П.: Да. И мы не различим попровинциальности выхолощенного москвича или парижанина от жителя Ардатова поспособу посещения общественного туалета. Взгляд, транслируемый СМИ черезжурналистов – специфический и так же далек от двух научных взглядов, как взглядполитиков. Журналистский взгляд мне не нравится. Я могу его более подробнорассмотреть, но я считаю, что это взгляд предвзятый, взгляд, сделанный из двухточек. Одна точка – это студия или столица, вторая – перенесенная точка столицына площадь провинциального городка, откуда журналист видит этот городок. И изэтой точки он описывает городок. А кто вертится вокруг него? Алкоголики дабездельники.

А.К.: И городская администрация.

Д.И.: Если это хороший журналист, тамеще многое вертится. Другое дело, что он действительно приходит со своимукладом и точкой зрения. И несоответствие его укладу кажется ему обидным:«Почему у него нет цветного телевизора?»

Ю.П.: Или почему у них нет теплоготуалета с биде? А два взгляда для меня важных – это взгляды маргинального иправильного ученого на местную жизнь. Они различаются, прежде всего, тем, о чеммы постоянно говорим и с Симоном Кордонским и на чем настаиваем. Нормальныйученый приходит с теоретическими схемами и натягивает провинциальную жизнь наэту схему, а не наоборот, как делают маргинальные ученые.

Д.И.: То есть маргинальные и нормальныевы употребляете не совсем в обычном смысле слова. Мне по-настоящему жалко, чтомы еще не запустили телевидение, потому что Юрия Михайловича надо показыватьпри разговоре. Когда шла речь о разделении маргинальных и настоящих ученых,если бы мы это показывали, не надо было бы объяснять, что такое маргинальные, ачто такое нормальные.

Ю.П.: Нормальные ученые – это гелертерыв немецком смысле слова, которые по чужим схемам и теориям пытаются что-тоисследовать не для того, чтобы понять, а для того, чтобы написать статью,получить статус.

Б.Д.: То есть основной их метод –дедукция?

Д.И.: Да нет у них никакого метода.

Ю.П.: Метод они используют любой. У нихцель другая. Не в том, чтобы понять суть явлений, а в том, чтобы получить некийрезультат. В лучшем случае знание, а обычно – влияние, статус, позицию, деньги,заказ отработать. А маргинального ученого интересует не получение знания, невыкапывание лопатами знания как руды наверх, а понимание, как реальноорганизована эта жизнь.

Д.И.: То есть Юрий Михайловичмаргинальными называет просто настоящих ученых с настоящим научнымлюбопытством, которые приезжают в настоящее место, как сам Юрий Михайловичрегулярно приезжает в Сибирь. И что вы там видите, какие предметы исследования,что хотите узнать и что в результате узнаете?

Ю.П.: Что мы делаем, когда приезжаем?Прежде всего, мы осматриваемся, наблюдаем места и поведение. Места – этотуалеты, свалки.... И поведение людей. Имеется задача - вести наблюдение. Мызанимаемся в этом смысле не исследованием, а расследованием. Разведываемситуацию. Мы должны, например, не просто зайти в общественный туалет, не простоувидеть, кто, в каком возрасте сидит и в каком платье за стойкой этого туалетаи какие цены он предлагает, какую часть денег оставляет себе, а какую –хозяину, а понять его поведение, вскрыть мотивы. И что делает человек, которыйприходит туда справить нужду: как он это делает.

Д.И.: Даже это?

Ю.П.: В том числе и это.

Б.Д.: Мы себе представили человек 20московских студентов с блокнотиками.

Ю.П.: Конечно не с блокнотиками.Кстати, по поводу фотографирования. Это очень трудное дело, которому труднее всего,наверное, учиться. Одно дело – правильно описывать то, что ты наблюдаешь. Аправильно описывать – это описывать без оценок, без характеристик. «Человек взапятнанных землей или мазутом штанах», а не «грязный человек». Не оценка, аописание. Это трудно, но еще труднее делать правильные фотографии. Правильныефотографии – это не фотографии зданий и улиц, а фотографии людей в ихповедении.

Б.Д.: Не получается ли при этом, чтооказываются все-таки не естественные фотографии? Люди, непривычные к такой ситуации,изменяют походку и т. д., позируют?

Ю.П.: Они не позируют. Во-первых, самиисследователи не умеют делать такие фотографии, не умеют схватить момент так,чтобы человек не отреагировал на это. Да и самим людям не нравится, когда ихфотографируют. Соответственно, они меняют свое поведение и позы не дляпозирования, а с тем, чтобы избежать их фиксации. У нас огромное количествофотографий, но в основном это фотографии улиц, учреждений, этикеток, объявленийи т. д. А людей очень мало. Одно дело, когда ты смотришь, другое – когдапытаешься фиксировать. Причем ты ведь не можешь фиксировать сразу. Ты долженнаблюдать и через какое-то время записать это в дневнике так, чтобы ты,во-первых, не забыл, а во-вторых, чтобы твоя интерпретация не превозмоглавпечатление. Когда стоишь и записываешь сразу, впечатление сильнее. Прошел час,и интерпретация уже все заместила – ты начал скорее объяснять, чем описыватьто, что ты видел.

Для меняярчайший пример особенностей наблюдения вот какой. Я повез моего американскогодруга на Белое море, и мы целый месяц там болтались. Я занимался социологией,изучал, как люди организуют свою жизнь, как выживают. А мой друг вырос вШтатах, но несколько лет жил в России в начале 90-х. Так вот, мы приехали всело Тамица Архангельской области, и первое, что он меня спросил, когда мыпросто гуляли по улицам, было: «Зачем так много дров?» Действительно, этовопрос, который для меня даже не существовал как вопрос, – я знал, что онидолжны быть. Но этот же вопрос у меня возник нынче в Мордовии, в деревне, гденет дров. Я ходил по деревне и не понимал, чего не хватает. А не хватало дров.

Д.И.: Почему?

Ю.П.: Газ там был. И каждый поставилгазовую колонку внутрь русской печки. И дров не надо. Так вот, для него былвопрос. В нашей культуре дрова – это один из важнейших компонентов. Тут онисчез, потому что появился газ. А для американца эти дрова – что-то необычное.В тот же день я увидел необычный элемент бытовой культуры. Лавка с продуктамиприезжает в село раз в неделю. И я увидел семидесятилетнюю бабушку, котораяпокупала туалетную бумагу. В 1997-м году покупка туалетной бумаги, котораястоила 10 буханок хлеба, при те зарплатах и пенсиях – это событие. Я этоотметил.

Д.И.: Как это можно объяснить?

Ю.П.: Я не смог это объяснить.

Д.И.: Может, внуки из города приехали?

Ю.П.: Может быть. Так же, как нельзябыло объяснить распространение в селах электрических чайников.

Д.И.: Туалетная бумага – это платныйресурс. А у нас в таких случаях используется бесплатный.

Ю.П.: Да. Как в Германии совсем недавновсе пользовались даже не бумагой, а щепочками. Причем все щепочки былипривязаны к стене сортира. Это во время войны было.

Б.Д.: Из сказанного очень четкопроступило, насколько важно быть другим, чтобы увидеть специфику.

Ю.П.: Чтобы удивиться. То, что мыназываем «незамыленным взглядом». Мы этому пытаемся учить студентов. Этотвзгляд – попытка отказаться от оценок. Мы сразу оценивали: «В этой деревне всеалкоголики, потому что я увидел пьяного человека или разбросанные бутылкииз-под пива». Этот взгляд - это труднее всего.

Д.И.: А как его тренировать?

Ю.П.: Мы пытаемся тренировать тем, чтозаставляем молодых исследователей вести дневники непосредственно во времянаблюдения, чтобы в них люди избегали всяких оценок.

Б.Д.: А потом смотрите в эти дневники и,когда встречаете оценочное суждение, объясняете, как должно было быть?

Ю.П.: Да.

Б.Д.: Мы остановились на вопросе,насколько важно быть другим, чтобы увидеть другое.

Ю.П.: Этим и особенны ученые. Настоящийученый способен выйти за границы, которые заданы культурой, обществом,местностью. Но это одна сторона. Ты даже свое увидел и описал как чужое, какнаучный объект. Но одновременно очень важно при исследовании реальной жизнистать своим, чтобы тебя приняли как своего.

Б.Д.: И не изменяли поведение при твоемпоявлении.

Ю.П.: Да. Ты должен войти мягко инезаметно, чтобы тебя признали. Мы привезли в ту же Мордовию студентов. Двое изних отправились впервые на свои поиски и в первый же день они с удивлениемсказали: «Они нас признали своими! Сказали: ты, Петька – наш парень, толькокепки у тебя нет!» А ведь это студенты ВШЭ.

Д.И.: Они как-то готовились?

Ю.П.: Естественно, мы их готовили.Конечно, они не одевались специально.

Д.И.: Что значит «признали своими»? Ихдействительно признали своими или им водки налили?

Ю.П.: Им даже предложили выпить.

Д.И.: Это не значит, что призналисвоими.

Ю.П.: И сказали: «Вы наши». Одеждасейчас практически универсальна. Говор практически смазался.

Д.И.: Ну, в Мордовии есть свой говор.

Ю.П.: Да, есть. В основном, в сельскойместности.

Б.Д.: Плюс к диалектным особенностяместь же всякие социалектные особенности. Говор в этом смысле другой.

Ю.П.: Он сохранился, но не так, как этобыло еще лет 30-40 назад.

Д.И.: Эти студенты предпринималикакие-то усилия, чтобы стать своими?

Ю.П.: Да. Надо пытаться хотя бы в своемповедении не отличаться от местных.

Б.Д.: То есть убрать из своегоповедения специфически мегаполисные элементы?

Ю.П.: Да. Зайти в магазин не так, какты заходишь в Москве.

Д.И.: А какая разница?

Ю.П.: Определенным образом склонитьголову, посмотреть особо. Вести себя не как покупатель супермаркета, а какпокупатель сельского магазины без кассового аппарата. Там ведь частныеотношения. Большинство людей покупают в долг.

Б.Д.: И в Москве мы можем увидетьмаленькие магазинчики такого типа.

А.К.: Я думаю, что со временем ихвообще не останется.

Д.И.: Ошибаешься. Останутся. Все равноони будут. Какая-нибудь бабка будет самогоном торговать.

А.К.: Вот пока последняя бабка будетторговать самогоном в Москве, в этом есть что-то человеческое. А потом Москвапревратится в город, который в антиутопиях описывают ученые.

Д.И.: Мы же знаем большие мировыемегаполисы. И там есть маленькие магазинчики.

Ю.П.: Мне кажется, что в этом смыслеони выполняют роль нанятого психотерапевта, а не роль настоящего частногомагазинчика. Один из признаков провинциального общества – это связь междулюдьми. Жизнь на одной  территории,решение одних проблем, которые часто не могут быть решены индивидуально.

Д.И.: И эксклюзия некоторых членовобщества отличается в малых населенных пунктах. Это коллективное действие - вотличие от индивидуального действия в городе.

Ю.П.: Более того, даже само исключениеиное. Человек исключен только в особых случаях, а чаще всего исключение носитвременный характер, хотя оно нередко заканчивается и со смертью этого человека,но все равно воспринимается как временное. Вот сидит сейчас пьяница, бомж,алкоголик – он исключен. Но вообще мы знаем, что он есть. И ему помогают, когдаон нуждается в помощи. Помните наше исследование бедности?[2]

Д.И.: Итак, исследователь приехал внекий город, огляделся, начал записывать результаты того, что видит. Онпостарался сделать так, чтобы не вмешиваться в эту жизнь как чужеродныйэлемент, стать своим. Что он делает дальше?

Ю.П.: Дальше он начинает заговаривать слюдьми на обычные бытовые темы. Как картошка растет, можно ли купаться в этойречке и т. д. И из этих бесед он вытаскивает информацию, причем эти беседызатем начинают углубляться. Потом начинается уже фокусированное интервью. Частьлюдей начинают, не зная того, давать ему ответы на вопросы как эксперты.Например, я иду по деревянному мосту, вижу, что он разбит, смотрю на эти дыры.Проходит женщина и говорит: «Ну, чего смотришь? Надо было бы починить!» Я с нейзаговариваю и спрашиваю. И она мне рассказывает многое о том, что делаетместная власть, почему соседи выбрасывают мусор в реку, почему дети другихсоседей не ходят в школу и т. д.

Д.И.: И это называется эксперт?

Ю.П.: Он простой житель, конечно же. Нопо каким-то бытовым вопросам – эксперт.

Б.Д.: Он просто информант.

Д.И.: Какая разница между информантом иэкспертом?

Ю.П.: Местные эксперты – этокомпетентные люди. Компетентными людьми мы считаем наученных людей, выполняющихкакие-то профессиональные обязанности.

Д.И.: Тракторист – это эксперт?

Ю.П.: В тракторе – да. Пример – этоместные учителя и врачи. Они эксперты по местному сообществу шире, чем простыежители. Местная власть лучше видит ситуацию с обустройством территории. Те, ктоболее компетентен в каком-то комплексе вопросов.

Д.И.: Исследователь поговорил с людьми,выяснил для себя какие-то экспертные группы. Что дальше?

Ю.П.: Дальше он начинает встречаться спрофессионалами, с теми, кого мы называем экспертами. Представители местнойвласти. Сначала он мельком поговорил со всеми секретарями, а потом идет наприем к главе, и тот ему рассказывает официальную версию. Но эксперт-то ужеможет знать и все неофициальные версии.

А.К.: Но вообще это журналистскийподход.

Ю.П.: Да.

А.К.: Давайте просуммируем, что мыузнали.

Д.И.: Исследователь приезжает наместность, осматривается, становится своим, выбирает информантов, вычленяетэкспертов и профессионалов.

Ю.П.: Он не выбирает информантов – онислучайно отбираются. Экспертов он, как правило, уже знает. Он их заранеевыделил, выбрал. Рассказанное – это процедурная часть. Еще в этой части естьпоиск, срывание или фотографирование объявлений, различных информационныхдосок, анализ местных газет, документов, которые случайно попали,статистические данные, отчетные данные, муниципальные данные и т. д. Попыткасобрать весь материал, который бывает на бумаге и который можно зафиксироватькак объективный, условно говоря, материал. Эта процедурная часть ограниченадвумя большими этапами: методологической частью – разработкой методологии - ианализом полученных результатов. Но этот анализ тоже предполагает несколькоуровней. В первой части, в методологии, мы, с одной стороны, фиксируем, что икак мы будем исследовать, разрабатываем метод, выделяем параметры и дробим ихна составляющие. Что именно мы будем искать, например, в общественном туалете:количество используемой за день бумаги или количество денег, которые передаетслужащая хозяину или муниципалитету и т. д. Кроме того, мы прорабатываем идетально расписываем процедуру работы: что каждый должен делать.

А.К.: Сколько времени занимает полевойэтап?

Ю.П.: Бывает, неделю, бывает - три дня.А методология разрабатывается долго. И применяется к разным объектам. У насбыло 15 экспедиций за прошлый год. Мы разработали методологию месяца за два. Апотом применяли ее.

А.К.: До встречи через неделю.


[1]              Чашка Петри – лабораторная посудав форме плоского цилиндра с цилиндрической же крышкой. Названа в честьнемецкого бактериолога Юлиуса Рихарда Петри. Применяется в биологии, химии.Наиболее часто – в микробиологии для культивирования колоний микроорганизмов

[2]              Программа фонда Хамовники«Исследование бедности в локальном измерении» - программа полевого изучениябедности шестью исследовательскими группами из разных регионов России.Проходила с лета 2006-го по зиму 2008-го. В рамках проекта были обследованыгорода, сельские поселения и поселки городского типа. Руководил исследованиемпрофессор ВШЭ и ЕУ в Санкт-Петербурге, участник проекта «Наука 2.0» ДаниилАлександров.

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).