будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 9, 2025
Наука
Орлова Ольга

Какая школа нужна деревне?

За последние три года в России было закрыто около 2 тысяч сельских школ. Финансирование сельских школ, переданное на региональный уровень, привело к тому, что в школах стало меньше детей, учителя стали срочно уезжать. В результате постановления Министерства обороны об отмене отсрочки от армии для сельских учителей лишило школы молодых учителей-мужчин. Если в деревне закрывается школа, то часто вскоре исчезает и сама деревня. В итоге - вымирание сел, запустение прежде освоенных земель. Открывая общественные слушания, заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке Олег Смолин заметил: "Наша страна потихоньку превращается в огромную, безлюдную территорию. Очень не хочется, чтобы сбылся прогноз Владимира Набокова "Россия может  разделить судьбу древнего Рима: культура останется, а народ исчезнет". Поэтому мы и пригласили сюда людей, которые знают, как даже в этих условиях решать проблему сельских школ. Самое главное убедить власть не закрывать школу, а превратить ее в основу возрождения села".

Обсуждению этих механизмов и были посвящены слушания. Большинство из собравшихся, были специалистами из институтов (Москва, Иваново, Арзамас и т.д.), занимающихся проблемами образования на селе. Слушания начались с доклада заместителя директора Института  социально-педагогических проблем сельской школы РАО Марины Гурьяновой.

Она отметила, что, несмотря на региональные отличия сельских школ, у них есть главные общие характеристики. Прежде всего, то, что сельская школа намного сильнее влияет на социум, чем городская. Ведь у сельской школы, помимо образовательной функции, заметно больше культурных и социальных. Авторитет сельского учителя несравнимо выше, чем у его городского коллеги. Поэтому и готовить сельских учителей сегодня надо иначе. Это должен быть, прежде всего, многопрофильный учитель, с широким спектром знаний и умений. Сейчас  учителям в деревне в любом случае приходится и вести несколько смежных предметов, и Windows переустанавливать, и законы объяснять, и досуг ученикам организовывать. Так лучше им в этом помогать заранее.

Но в чем -то положение сельских учителей чуть легче, чем у горожан. В сельских школах более однородный в культурном, интеллектуальном и социальном отношении состав учеников. А значит, больше общих, знакомых учителю проблем.

И  только учитывая эти свойства, нужно проводить реформирование сельской школы.

Но реформирование уже давно идет, и его эффективность тоже сильно отличается в разных регионах. Так, во многих районах пространственная изолированность школ разных ступеней, привела к развитию интегративных школьных моделей. Например, начальные школы начинают функционировать как несколько подразделений одной школы (именно начальные школы подверглись в первую очередь сокращению).

Очевидно, что сельская школа не может развиваться  в отрыве от села. Она напрямую зависит от его экономического положения. Поэтому для решения образовательных проблем на деревне необходима кооперация Минобрнауки с Минсельсхозом.

В итоге, по мнению Гурьяновой, эффект от действующего с 2001 года постановления о реструктуризации  сельских школ оказался неоднозначным. В результате него одна часть сельских школ сумела совершить прорыв и найти оптимальную форму существования, а другая часть прожила в ожидании закрытия. Главная проблема  в неопределенности ближайших перспектив. Укрупнение и слияние сельских школ - это объективный процесс. Но форсирование этого процесса, срочное закрытие малочисленных школ губительно для деревень. И для страны в целом. Ориентация только на крупные сельские школы неприемлема не только для Сибири, но и для центральной России - из-за расстояний,  бездорожья, отсутствия транспорта. Каждый регион должен выбирать свои модели с учетом географических и экономических особенностей. Есть регионы, где школы расположены довольно компактно, поэтому можно школы объединять и укрупнять. Но, в целом, сегодня на арену вновь выходит сельская малочисленная школа, и надо искать путь для ее развития.

И, конечно, любые воздействия на сельскую школу - как положительные, так и отрицательные  - имеют более заметный эффект, чем при реформировании городских школ. Например, 3 тысячи сельских школ получили по миллиону рублей в рамках проекта "Образование". Для городской престижной школы эти деньги - тоже подспорье, но погоды не сделают. А деревенская  школа может позволить себе то, о чем и мечтать не могла - новый спортзал или собственный транспорт.  Хотя с транспортом сейчас в деревенских школах дело обстоит не так плохо: по оценкам Федерального агентства по образованию, потребность деревенских школ в автобусах сегодня составляет около 7,5 тысяч штук. Почти половину из них в 2007 году, как обещали в Минобрнауки, деревенские школы получат. Другой вопрос, что делать в тех районах, где проблемы с дорогами. Именно в таких заброшенных районах тихо умирают малочисленные школы. Но дороги - это другое ведомство. Ему вопросов  участники слушаний не задавали.  

Однако ясно и другое: никакие целевые раздачи компьютеров и автобусов не решат основную проблему сельской школы - нет пока ответа на вопрос, какая сельская школа нужна России.  Об этом говорил экономист, профессор МГУ Александр Бузгалин.

Если мы хотим сохранить сельскую школу как поставщика в город дешевой рабочей силы, то это одна история. Если сохранять исконно-лубочные деревни как славянофильские заповедники - другая. А если это модернизированное сельское поселение, приспособленное к цивилизационному уровню развития ХХI века, то исходя из этого и надо строить стратегию реформы сельской школы. 

А сегодня, несмотря на то, что четвертая часть населения нашей страны ведет сельский образ жизни  - факт, предопределяющий разделение нашего образования на сельское и городское - федеральная образовательная программа не имеет раздела, связанного с сельской школой.

Вот и приходится самим сельским учителям модернизироваться порой на свой страх и риск. Обычно это те, кто уже ответил на вопрос "какая школа нужна сегодня российской деревне?" самим фактом своего существования. Современные сельские школы выживают за счет кооперации и интеграции. Они взаимодействуют с другими школами, детскими садами, училищами. Кооперируются с физкультурными секциями, культурными клубами.  Способность к мобильности и вариативности определяет степень живучести школы в деревни.

Жаль, что на слушаниях не было представлено ни одного комментария по этому поводу от Минобрнауки. Зато были другие комментарии, без которых тема сельской жизни уже давно не обсуждается: вредительство. Когда-то его символизировали "злобные кулаки", позже насекомые и грызуны. А теперь? Правильно - пособники Запада. Именно они стараются разрушить русскую деревню, закрыв в ней все школы и лишив тем самым ее будущего. Когда этот мотив зазвучал в первой части слушаний в выступлении главного редактора журнала "Народное образование"  Александра Кушнира, то председательствующий Олег Смолин попытался деликатно направить обсуждение в разумное русло: "Я не знаю, где в России кончается управленческая безграмотность и начинается вредительство, это отдельная тема, выходящая за рамки наших общественных слушаний. Не берусь на эту тему высказываться. Но политика свертывания сельских школ, безусловно, представляет опасность для нашей страны".

Но в конце слушаний, когда Смолин уже покинул зал, присутствовавшим пришлось выслушать фантизии президента некоего Всероссийского фонда образования Сергея Комкова о том, что закрытие сельских школ происходит совсем не в рамках реформ, а в соответствии с "Русским проектом", одобренным конгрессом США. Цель этого проекта - освободить огромные территории РФ от неугодного американцам русского народа, поскольку центральной Америке и Западной Европе в результате глобального потепления грозит-де затопление. И таким образом "враги" уже готовят себе место для переселения. Климат центральной России они якобы сочли для себя оптимальным. Да и талая вода Северного ледовитого океана сюда явно не скоро доберется…

Эта идея не вызвала у участников слушаний явной поддержки. Думаю, многие из них вспомнили  старый анекдот времен холодной войны. Идет по русской деревне засланный из Америки диверсант. Идет, озирается, на встречу ему баба с ведрами. Он ей: "Здравствуй, бабушка!" Она ему: "Здра-а-вствуй, американский шпион!" Идет дальше. На встречу ему дед на телеге. Американец ему: "Здравствуй, дедушка!" Тот ему: "Здорово, американский шпион!" Тут американец завяз в разбитой колее, поскользнулся и упал в лужу. Выругался по матушке, как его учили в диверсионной школе, а у забора стоит бабулька: "Осторожно, американский шпион!" Он спрашивает: "Бабушка, а откуда ты знаешь, что я шпион?" - "И, мила-а-ай, ты же негр!"

Наша деревенская колея, надо сказать, не американскими танками была разбита. А вот то, что сельская школа могла бы стать тем мотором, который вытащит из разбитой колеи русскую деревню, - этот мотив звучал в выступлениях неоднократно. 

См. также:

  • Галина Репринцева : "Примета нового времени: школу закроют, деревня умрет" 
Орлова Ольга
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).