будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Наука
Широнин Алексей

Космический турист

Космический турист
dennis
Деннис Тито. Фото: NASA

Ровно 10 лет назад, 28 апреля 2001 года, на российском корабле «Союз» к Международной космической станции отправился первый космический турист-предприниматель из США и бывший сотрудник НАСА Деннис Тито (Dennis Tito). За почти 8 суток на орбите он, как сообщает РГРК «Голос России», выложил 20 миллионов долларов. С началом эры платных полётов примеру Тито последовали ещё 6 человек, последний - в 2009 году.

Космический турист - это не просто непрофессиональный космонавт, а тот, кто летит за счёт личных средств. Еще в 1990 году японский журналист Тойохиро Акияма (Toyohiro Akiyama) вёл телерепортажи с борта российской станции «Мир», но его полёт оплатила Токийская вещательная корпорация. Учительница из США Шэрон Криста Макоулифф (Sharon Christa McAuliffe), выбранная по программе НАСА «Учитель в космосе», погибла в 1986 году вместе с шаттлом "Челленджер". Но и ее тоже нельзя считать туристом.

Когда появились желающие выложить свои кровные за полёт на «Союзе», кто-то должен был взять на себя организационную часть. Так возникла компания «Спейс Адвенчерс» (Space Adventures) со штаб-квартирой в США, которая  убедила Роскосмос взять на борт престарелого Денниса Тито и всех остальных.

Отметим, что Россия - единственная страна в мире, которая имеет не только техническую возможность совершать пилотируемые полеты, но и юридические основания для перевозки на своих кораблях «участников космических полетов», как называют космотуристов в официальных документах. Законами США, наоборот, космический туризм явно запрещен.

В мае 2009 года постоянный экипаж МКС увеличили с трёх до шести человек, в результате чего туристы остались без мест в кораблях и бизнес временно прекратился. Впрочем, в начале 2011 года компания «Спейс Адвенчерс» сообщила, что в 2013 году полёты туристов на «Союзах» возобновятся.

Правда в Роскосмосе эту новость комментируют крайне сдержанно, намекая, к примеру, на то, что неплохо было бы компании авансом вложить деньги в создание дополнительного «Союза». Мол на тех четырех, которые по плану летают на МКС в течении года, мест нет и не ожидается.

Несмотря на растущую цену билета, доля финансовых поступлений Роскосмосу от туризма за 10 лет падала и в любом случае не превысит процент от бюджета ведомства, который вырос за то же время в 20 раз. Если ранее туризм казался чуть ли не «спасителем» нашей космической отрасли, то сейчас его нужно максимально отделить от государственных программ, считает эксперт в области космонавтики Игорь Лисов.

«По крайней мере должно быть чёткое разделение по финансам. Скажем, такая-то фирма заказывает корабль за свои деньги и возит туристов, нанимает экипаж и так далее. Когда это делается в рамках госпрограммы, это всегда очень проблематично. Не говоря уже о том, что турист элементарно "выпихивал" нашего космонавта из экипажа. Не вижу большого смысла в том, чтобы возить раз в год туристов. Вероятно, это имеет смысл для конкретных организаторов, получающих комиссионные. А для государства – никакого», утверждает он.

Примечательный факт - при подготовке в составе интернационального экипажа иностранный космонавт должен изучить русский язык на уровне, достаточном для понимания команд командира экипажа. Это важно для действий в случае нештатной ситуации.

Однако по словам Игоря Бармина, генерального конструктора КБ Общего машиностроения, специально для Денниса Тито перевели на английский язык бортовую Красную книгу, где содержатся инструкции для экстремальных ситуаций.

У космического туриста, как и у любого другого члена экипажа, командира или бортинженера, есть дублер, который проходит подготовку к полету, оплачивая ее из собственного кармана. Стоимость официально не оглашается, но по разным оценкам, составляет примерно 10% от цены полета - то есть не менее 2 млн. долл.

Американка персидского происхождения Ануше Ансари (Anousheh Ansari) готовилась к космическому полёту как дублёр японского бизнесмена Дайсукэ Эномото (Daisuke Enomoto), который должен был стать четвёртым космическим туристом. Однако 21 августа 2006 его полёт был отменён по медицинским показателям, и на следующий день Ануше была включена в основной состав экипажа.

Так что полет, даже космического туриста, состоится в любую погоду!

Широнин Алексей
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).