Ровно 10 лет назад, 28 апреля 2001 года, на российском корабле «Союз» к Международной космической станции отправился первый космический турист-предприниматель из США и бывший сотрудник НАСА Деннис Тито (Dennis Tito). За почти 8 суток на орбите он, как сообщает РГРК «Голос России», выложил 20 миллионов долларов. С началом эры платных полётов примеру Тито последовали ещё 6 человек, последний - в 2009 году.
Космический турист - это не просто непрофессиональный космонавт, а тот, кто летит за счёт личных средств. Еще в 1990 году японский журналист Тойохиро Акияма (Toyohiro Akiyama) вёл телерепортажи с борта российской станции «Мир», но его полёт оплатила Токийская вещательная корпорация. Учительница из США Шэрон Криста Макоулифф (Sharon Christa McAuliffe), выбранная по программе НАСА «Учитель в космосе», погибла в 1986 году вместе с шаттлом "Челленджер". Но и ее тоже нельзя считать туристом.
Когда появились желающие выложить свои кровные за полёт на «Союзе», кто-то должен был взять на себя организационную часть. Так возникла компания «Спейс Адвенчерс» (Space Adventures) со штаб-квартирой в США, которая убедила Роскосмос взять на борт престарелого Денниса Тито и всех остальных.
Отметим, что Россия - единственная страна в мире, которая имеет не только техническую возможность совершать пилотируемые полеты, но и юридические основания для перевозки на своих кораблях «участников космических полетов», как называют космотуристов в официальных документах. Законами США, наоборот, космический туризм явно запрещен.
В мае 2009 года постоянный экипаж МКС увеличили с трёх до шести человек, в результате чего туристы остались без мест в кораблях и бизнес временно прекратился. Впрочем, в начале 2011 года компания «Спейс Адвенчерс» сообщила, что в 2013 году полёты туристов на «Союзах» возобновятся.
Правда в Роскосмосе эту новость комментируют крайне сдержанно, намекая, к примеру, на то, что неплохо было бы компании авансом вложить деньги в создание дополнительного «Союза». Мол на тех четырех, которые по плану летают на МКС в течении года, мест нет и не ожидается.
Несмотря на растущую цену билета, доля финансовых поступлений Роскосмосу от туризма за 10 лет падала и в любом случае не превысит процент от бюджета ведомства, который вырос за то же время в 20 раз. Если ранее туризм казался чуть ли не «спасителем» нашей космической отрасли, то сейчас его нужно максимально отделить от государственных программ, считает эксперт в области космонавтики Игорь Лисов.
«По крайней мере должно быть чёткое разделение по финансам. Скажем, такая-то фирма заказывает корабль за свои деньги и возит туристов, нанимает экипаж и так далее. Когда это делается в рамках госпрограммы, это всегда очень проблематично. Не говоря уже о том, что турист элементарно "выпихивал" нашего космонавта из экипажа. Не вижу большого смысла в том, чтобы возить раз в год туристов. Вероятно, это имеет смысл для конкретных организаторов, получающих комиссионные. А для государства – никакого», утверждает он.
Примечательный факт - при подготовке в составе интернационального экипажа иностранный космонавт должен изучить русский язык на уровне, достаточном для понимания команд командира экипажа. Это важно для действий в случае нештатной ситуации.
Однако по словам Игоря Бармина, генерального конструктора КБ Общего машиностроения, специально для Денниса Тито перевели на английский язык бортовую Красную книгу, где содержатся инструкции для экстремальных ситуаций.
У космического туриста, как и у любого другого члена экипажа, командира или бортинженера, есть дублер, который проходит подготовку к полету, оплачивая ее из собственного кармана. Стоимость официально не оглашается, но по разным оценкам, составляет примерно 10% от цены полета - то есть не менее 2 млн. долл.
Американка персидского происхождения Ануше Ансари (Anousheh Ansari) готовилась к космическому полёту как дублёр японского бизнесмена Дайсукэ Эномото (Daisuke Enomoto), который должен был стать четвёртым космическим туристом. Однако 21 августа 2006 его полёт был отменён по медицинским показателям, и на следующий день Ануше была включена в основной состав экипажа.
Так что полет, даже космического туриста, состоится в любую погоду!