будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Р.М. Фрумкина
Июнь 17, 2025
Наука
Фрумкина Ревекка

Математическое одиночество

Математическое одиночество
frumkina_photo
Ревекка Марковна Фрумкина

На русском языке вышла книга МашиГессен «Совершенная строгость. Григорий Перельман: гений и задача тысячелетия»(М.: Corpus, 2011).

Автор, как мне кажется, удачнорешил весьма непростую задачу – рассказать в общедоступном жанре об ученом,содержание деятельности которого не может быть понято даже высокообразованнымчитателем, – разве что он просто повторит фразу о гипотезе Пуанкаре.

Маша Гессен в свое время училасьв математической школе, так что среда, о которой она пишет, ей знакома. Мне этасреда тоже не чужда, поскольку я была много лет связана с математиками работой,семинарами, да и просто близкой дружбой.

Специфический дух нашихматематических школ и, в особенности, математических кружков автор описал,уподобляясь опытному канатоходцу: не погрешив против реалий, но трезво и безвсяких восторгов. Что касается главного героя, то по необходимости онпредставлен нам только «в зеркалах» – о нем и его трудах говорят и пишут егонаставники и коллеги-математики.

Для меня как читателя, – впрочем,и как для исследователя – наиболее интересной оказалась глава 10, названная врусском варианте «Безумие». В ней личность и поступки Григория Перельманарассматриваются как характерные проявления человека, страдающего синдромомАспергера.

Синдром Аспергера (далее – АС) –это сравнительно мягкий вариант аутизма, впервые описанный в 40-х гг. прошлоговека австрийским психиатром Г. Аспергером. Люди с АС наименее комфортночувствуют себя в мире межличностных отношений, поскольку им почти недоступнопонимание личности и мира Других.

Логика поступков этих Других,базирующаяся на основаниях, отличныхот разделяемых человеком с АС, для него самого оказывается не просто чуждой, нототально непонятной, – я бы сказала – вообще несуществующей. В англоязычнойнаучной практике говорят, что человек с АС не владеет «theory of mind» (TOM). По-русски это можно (несколькомногословно) передать как «отсутствие представлений об психическом устройстведругого человека».

Британский исследователь аутизма СаймонБарон-Коэн (S.Baron-Cohen) показал, что доля лиц с высокиминдексом аутизма и АС особенно велика среди математиков, ниже у естественников,а у гуманитариев она мало отличается от средней в популяции.

Когда я начинала свои занятия «новой»лингвистикой (конец 50-х гг. прошлого века), возможность точного описанияязыка привлекала молодых математиков, по преимуществу – очень сильных. В этихмоих коллегах меня тогда поразила комбинация интеллектуальных изысков (я неимею в виду собственно сферу математики, поскольку тут я была вполне невежественна)и, скажем мягко, намеренной невоспитанности.

Так, на семинарах с математиками вместоответа на какой-нибудь робкий вопрос нередко следовало не предложение его иначесформулировать, а намеренная грубость – на фоне, выраженного высокомерия и дажеоткровенного хамства. Грубили вовсе не с целью оскорбить, но с явной целью заткнуть глупого вопрошающего и перейтик сути.

Такое же поведение, но в совсемуж вызывающей форме, я наблюдала через много лет, когда меня пригласили вматематический класс известной московской школы рассказать о моей научной работе.Я тогда занималась словами – цветообозначениями, что в пестрой аудиториипозволяло гибко выбрать тему для доклада.

Признаюсь, что скрытый конфликт обнаружился прежде, чем я открыла рот.Человек 12-15 мальчиков лет четырнадцати сидели за партами в демонстративнорасслабленных позах и явно не собирались слушать. Я кратко сказала, о чемпойдет речь, и предложила всем, кому это не интересно, пойти погулять.

Видимо, это не входило в ихпланы: никто не пошевелился. Я не стала длить немую сцену и перешла к рассказу.В классе до поры было довольно тихо, хотя слушали меня преимущественно девочки.Мальчики, как я поняла, были озабочены тем, чтобы заняться чем-то таким, чтопозволило бы публично продемонстрировать мою неуместность, а возможно, иущербность.

Шум и громкие восклицаниянаподобие «еще чего!» возникли тогда,когда я раздала почтовые открытки с репродукциями известных живописных полотени попросила каждого написать на отдельном листочке, какие цвета он/она там видит.Возмущаясь и дурачась, они все же что-то написали. Причем, как можно думать,кое-кто увлекся самим процессом и на 15 минут перестал считать глупостями все, чтоявляется не-математикой.

За такими реакциями, как я поняласущественно позже, преимущественно скрывается не просто элементарнаяневоспитанность, а нечто худшее – отсутствие образа Другого и неспособность кидентификации с Другим. То есть, по меньшей мере, у некоторых математическиодаренных детей, сосредоточенных в кружках и летних матшколах, можно былонаблюдать мягкие варианты аутизма. Тогда я таких слов не знала, а меж собой мыназывали подобное поведение «математическое хамство».

 Математика была для таких детей привычным ипонятным миром. Там они желали царить– тем более, что в социальном плане математика пользовалась у нас особымпочетом.

Признаемся,что нам трудно представить себе внутренний мир человека с АС. Очевидно, чтокогда Перельман делал то, что ему было приятно – например, показывал свойродной Питер группе приезжих математиков, он вел себя как обычный человек еговозраста и среды. Но как только возникала – пусть малосодержательная –ситуация, которую Перельман считал ненужной,он стоял на своем и полностью пренебрегал какими-либо возможными неудобствамидля других. Перельман, не отвечавший на письма и телеграммы, если он не считалсодержание важным лично для него, простоне готов был, как сейчас бы сказали, «заморачиваться»всей этой суетой.

Поэтому не имеет смысла обсуждать,чем и кем он пренебрег/ не пренебрег в тех или иных обстоятельствах, посколькумы не можем реконструировать его образыконкретных ситуаций и взаимоотношений их участников.

Характерный для лиц с АС способрассуждений демонстрирует известный тест, который иногда называют «Салли иМолли». Это мультфильм (или набор картинок), где мы видим двух девочек, у однойиз которых – у Салли – есть мраморный шарик. Салли кладет свой шарик в корзинкуи уходит. В ее отсутствие Молли перепрятываетшарик в другое место. Возвращается Салли…

Вопрос теста: где Салли должна искать свой шарик?

В опытах Барон-Коэна дети безотклонений в развитии и дети с синдромом Дауна отвечали одинаково – «там, где онаего оставила». 16 из 20 детей с симптомами аутизма указали на место, где шарик теперь находился. Иными словами, эти дети игнорировали картину мира,сложившуюся у Салли.

Надо сказать, что в повседневнойжизни сходные ситуации могут выглядеть довольно драматично. У меня когда-то былприятель, начинавший как многообещающий математик. Летом он навестил меня надаче. А у меня в очередной раз болела некогда перетруженная правая рука: я нетолько не могла писать на машинке, но даже разрезать буханку ржаного хлеба мнебыло трудно.

И вот молодой человек в высшейстепени любезно старался меня избавить от тяжелого ведра с водой или лейки - нотолько в тех случаях, когда я несла их в правойруке!

Товарищи Перельмана по школьнымматематическим кружкам вспоминали, что Гриша всегда готов был объяснять еще иеще раз трудную задачу, но его объяснения были только повторами ранее уже сказанного. На роль преподавателя в кружках дляшкольников и летних матшколах он вообще не годился. Как пишет Гессен, в свои 19лет Перельман искренне считал, что «не понимающие» 15-летние матшкольникипонимать просто не хотят и ленятся, за что их следовало лишатьобеда, прогулки и т.п. Другие варианты поведения не укладывались в его,Перельмана, личную модель мира.

«Мир по Перельману» можетрассматриваться как предельный случайтак называемого «математического снобизма». Почти все ученые, по роду занятий сотрудничавшиес «чистыми» математиками, в той или иной мере сталкивались с похожими проявлениями.Снобизм этот возник и укрепился благодаря свойственным далеко не однимматематикам иллюзиям рационалистического толка. Математики являли собой лишь «чистый»случай такого мировосприятия: в начале 60-х мне не однажды приходилось слышатьуверения в том, что нормальные люди всвоих поступках руководствуются именно правилами формальной логики!

Лет в тридцать с небольшим я окончательнопростилась с подобным видением мира – по преимуществу через приобщение кклинической психиатрии. У каждого, видимо, здесь были свои пути.

Надо иметь в виду, что АС как таковой существует только всоответствующей литературе; в жизни он присущ отдельной неповторимой личности сосвоей структурой ценностей, интересами и пристрастиями.

Сложность задачи, которую решалаМаша Гессен в жизнеописании Перельмана, умножается тремя факторами:

1) ее герой – выдающийся математик, а не, например,естествоиспытатель или врач; объяснить внятно, в чем состоят научные заслугиматематика, удается редко;.2) у героя нет ярких пристрастий, будь токоллекционирование, спорт, чтение, музыка определенной эпохи и т.п.; 3) почти всесведения о повседневности героя сводятся к рассказам о том, чего у него нет или без чего он обходится.

Не такмного читателей, способных оценить разницу в складе ума между математиками-алгебраистамии математиками-геометрами, хотя у Гессен про это замечательно ясно написано. Однакодабы увлечь широкого читателя, герой рассказа о«замечательных людях» должен не решить уравнение, которое никто другой не смогрешить в течение веков, а найти нечто такое, что – пусть в далекой перспективе– может сделать человечество если не более счастливым, то более здоровым илименее голодным.

Если уГригория Перельмана были (или есть) какие-то вненаучные интересы, миру об этом ничегоне известно. О его повседневной жизни мы тоже практически ничего не знаем. Еслирезюмировать известное о Перельмане, то получится набор отрицаний: он незаботится о бытовой стороне жизни; не имеет друзей; не бывает в Филармонии илив театре; не ведет переписку; не звонит по телефону; ничего не читает (по егословам); избегает всякого общения.

Свою исключительную славу он встретил в том предельном одиночестве,которое возможно именно в квартире бетонной многоэтажки…

Как это печально,однако.           

Фрумкина Ревекка
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).