В рамках публичной лекции докт. физ.-мат. наук, ведущего научного сотрудника Математического института РАН, ведущего научного сотрудника ИППИ РАН имени Харкевича, профессора факультета математики НИУ-ВШЭ, директора исследований Национального центра научных исследований во Франции (CNRS) Александра Буфетова мы поговорили с ним о его пути в математику и к теории вероятности.
Как вы пришли в математику?
В математику я пришел, придя в Независимый Университет, как я думаю, и все математики, присутствующие в этой комнате.
Но в Независимый Университет приходят также не с нуля? Наверное, откуда-то возник интерес к математике?
Да, в этом смысле, я – продукт советской системы, советского миросозерцания моих родителей, состоявшего в том, что математические школы самые лучшие в городе, и вот меня за руку взяли и отвели во 2-ую математическую школу. С этого все и началось.
Собственно, Независимый Университет тогда и занимался во 2-ой школе, так что мне даже не надо было выходить из здания, чтобы пойти на занятия. Я занимаюсь эргодической теорией динамических систем, и это область близкая к теории вероятностей. Как я уже говорил в интервью Наталии Деминой, что Джозеф Дуб (Doob Joseph Leo) начал свое выступление со слов «математика – это часть теории вероятностей». Во всей математике используется теория вероятностей, и то, что она используется в эргодической теории динамических систем, кстати, это понял еще Пуанкаре. И, конечно, я постоянно цитирую работы Колмогорова.
Что бы вы посоветовали почитать по теории вероятностей человеку, который не является ни математиком, ни физиком?
Этот вопрос ставит меня в тупик. По истории есть замечательная книжка Феллера, но всё же она написана для студента-математика, и даже если не для него, то для студента математика, физика или биолога. Книги Майстрова мне очень понравились, я взял их для подготовки этой лекции, но они связаны, первая – с историей теории вероятностей, а вторая – с философскими проблемами. И таких книг очень много, есть кембриджская книга фон Плата.
Вообще, философия теории вероятностей, философские вопросы, с которых я начал, сегодня не могут быть решены, поэтому они обсуждаются по сей день, и таких книг много. Но вы, кажется, спросили не об этом. А если говорить о каком-то изложении теории вероятностей, скажем, как курс Ландсберга, то я, пожалуй, затрудняюсь с ответом.
Владимир Потапов: Я бы рекомендовал книгу братьев Ягломов «Вероятность и информация».
Александр Буфетов: Да, это очень правильно. Я когда-то очень давно держал в руках эту книгу и недолго, ее довольно трудно было достать во время моего детства.
Полная стенограмма лекции Александра Буфетова будет опубликована позднее.