будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Р.М. Фрумкина
Май 25, 2025
Наука
Фрумкина Ревекка

Между Китаем и Кувейтом?

Между Китаем и Кувейтом?
98_frumkina

Книга Юрия Левады “Ищем человека” (М.: Новое издательство, 2006) вышла в серии “Новая история”. О предыдущей книге из той же серии я писала в очерке “Зачем нужна корова?”.

“Новая история” - разговор о нашей с вами истории – советской и постсоветской - и о нашем настоящем. И подобно тому, как в реальной жизни каждое сегодня неизбежно обременено своим вчера, самый злободневный текст, чтобы быть понятым объемно, а не плоско, должен нести в себе отзвуки прошлого – иногда весьма давнего.

Казалось бы, где мы и где – Российская империя, где держава и скипетр? Да вот же, рядом – орел и триколор уже есть, державность несколько хлипкая, да и гимн, прямо скажем, невнятный; со смыслами слов российский и русский пока не заладилось – но мы поднатужимся. Правда, куда пойдем, тоже пока не очень-то понятно. По направлению к Китаю или к Кувейту?

Советы ушли, а “советский простой человек” (так называется исследовательский проект коллектива Левада-Центра (до сентября 2003 года – ВЦИОМ), начатый еще в 1989 году) – остался, и если вам кажется, что вас это не касается, взгляните на себя в зеркало. Да, не ленитесь, даже если вы родились после 1985 года: данные социологических опросов - как раз то зеркало, на которое “неча пенять”.

На днях мне написал один коллега, что давно пора нашему государству вмешаться в дела Академии Наук – вот ведь в США (где он работает последние 14 лет) госструктуры, а вовсе не одни частные лица дают ученым гранты, и все преотлично. Задумайтесь: почему человек как увез с собой свое прежнее представление о роли государства в науке, так и не расстался с ним, хотя давно живет и трудится совсем в другом государстве, с принципиально иными правилами социальных отношений?

Объяснение я вижу в том, что мой собрат по науке в свое время кончал знаменитый Физтех. Но где тот Физтех, с уникальными отношениями между преподавателями и студентами, с гарантиями будущих рабочих мест студентам, начавшим всего лишь третий курс? И помнит ли мой корреспондент, зачем этот вуз был в свое время организован и кем?

Наши молодые люди не знают, а кто постарше – им и вовсе все равно. Я же в студенческие годы – примерно в 1950-51 - дружила с выпускниками Физтеха, которых засекречивали чуть ли не сразу после зачисления на первый курс, потому что весь Физтех затевался ради обеспечения нашей военной мощи. Отсюда и “дровишки” –то есть практически неограниченные материальные возможности. И никуда мой корреспондент в качестве физтеховца не поехал бы даже как турист, если бы мы и сегодня жили в той же стране. Так что ему повезло, что случилась революция 1991 года. Впрочем, мало кто насовсем уехал из России из одного лишь любопытства. Большинство все-таки сделало это не от хорошей жизни…

Тем временем решительно все вокруг изменилось; увы, далеко не всегда – к лучшему. Про это и написана книга Ю.А.Левады. Собственно, в основном она представляет из себя сборник статей, опубликованных в 2000 -2005 гг. в журнале “Мониторинг общественного мнения”. В том или ином варианте они отвечают на один главный вопрос: кто мы и куда эволюционирует наш социум? Мне представляется, что принципиально важный для всех нас пафос книги состоит в том, чтобы отказаться от соблазна поиска простых объяснений – чего бы они ни касались.

Так, дезадаптация людей старших возрастов вовсе не обязательно связана с их скверным экономическим положением. Примеры сложных зависимостей между материальной обеспеченностью, возрастом, политическими ориентациями и социальным пессимизмом/оптимизмом весьма поучительны. А ксенофобские настроения имеют по меньшей мере два источника: “верхи” стремятся канализовать недовольство “низов” в якобы безопасное для них самих русло (история, как известно, ничему не учит), а “низы” обращают свое раздражение и чувство бесперспективности не на любых “других”, а на тех, кто по тем или иным причинам беззащитен.

“Пофигизм” молодежи исчезает, когда дело касается их витальных интересов – чего только люди не делают, чтобы откосить от армии. И та же молодежь не готова увидеть связь между позицией тех, кто стоит у кормила государства (поэтому на выборы не ходит и даже интернет-прессу мало читает), и перспективой в мирное время оказаться на самой что ни на есть передовой.

Размышления Ю.А.Левады – отличное лекарство против упрощенных представлений о связи того, что люди думают, с тем, как они формулируют свои позиции, и с их реальным поведением – как электоральным, так и любым другим.

Вокруг меня все больше молодых людей носят крестильный крест и крестят своих новорожденных детей. При этом они не только не ходят сколько-нибудь регулярно в храм, но вообще не исповедуются, не причащаются и даже не молятся!

Православную Пасху они празднуют – но не постятся. То есть эти верующие поступают так же, как это было принято много лет назад в кругу моих внерелигиозных друзей, где большая компания (этнические русские преобладали, имелись также евреи и представители тюркоязычных народов) отмечала сначала Рождество по новому стилю, то есть 25 декабря (вместе с католиками и протестантами), а также иудейский Песах (со всеми ритуально предписанными яствами на столе), а спустя месяцы – Воскресение Христово с куличами и пасхой в старинной пасочнице.

Не менее, чем тема “Религия в светском государстве” (окончательно ставшая горячей в связи с проблемой, которую я аккуратно обозначу как “религия и школа”), остается актуальной тематизация отношений “наше прошлое лучше/хуже нашего настоящего”. Не подумайте, что в процессе вынесения этого печального приговора наши сограждане утруждают себя воспоминаниями о великой русской литературе (“А теперь что? Этот порнограф NN?!”), кинофильме “Броненосец Потемкин” или, на худой конец, о перелетах через полюс в Америку или о нашей “космической Одиссее”. Сравнение чаще актуализируется в терминах: “раньше был порядок, а нынче…”.

Да, переломные периоды в жизни социума неизбежно порождают хаос – это банальность. Но – еще одна банальность - человек живет один раз. И в этом срезе он мыслит себя вовсе не как член социума и современник чего-то уникального или кого-то великого. Он/она отец/мать своих детей, кормилец хороший или не очень, его/ее жизнь – пример для потомков или, напротив, горький урок. Но для них, а вовсе не для правительства, президента или сограждан.

Рефлексии, из которых ученый кроит свое “насыщенное описание”, необходимы и подчас увлекательны. И все-таки читать научный анализ себя, своего образа жизни и взглядов наши сограждане не слишком склонны. И дело не в том, что язык социологического анализа сложен, а логика научного рассуждения не во всем совпадает с обыденной. Вопреки стереотипу, согласно которому читатель ищет ответы на свои вопросы, я убеждена, что читатель понимает только те вопросы, на которые он вроде бы уже имеет свои ответы. Как ни странно это может показаться, именно этот читатель с немалой пользой для себя будет “искать человека” в книге Ю.А.Левады. А книга и вправду замечательная.

См. также:

  • Вдоль или поперек?
  • Что французу - хорошо, а что русскому - социальная дыра?
  • Патография и биография
  • Зачем нужна корова?
  • "Подчиняюсь, но не повинуюсь"
  • "Если наука для вас - не страсть, займитесь чем-нибудь еще"
  • Россия как "другая" Европа
  • Детская математика или как научить человека думать?
Фрумкина Ревекка
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).