будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Лекторий Контекст
Ноябрь 11, 2025
Наука
Куприянов Алексей

Молодежные субкультуры глазами антрополога

Молодежные субкультуры глазами антрополога
lurie_all1
Фото с сайта лектория Контекст

В лектории «Контекст» с докладом «Молодежные субкультуры современной России: между протестом и индустрией» выступил доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, кандидат искусствоведения Михаил Лурье.

В обсуждении приняли участие: Рашид Велемеев, совладелец группы компаний Синдбад и ISIC Россия; Владимир Гущин, начальник Отдела анализа молодежных субкультур Городского центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних при Комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями; Сергей Куренной, старший эксперт Отдела рекламы и внешних связей Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон»; Роман Любомиров, директор проекта MadStyle; Дмитрий Мишенин, создатель арт-проекта Doping-Pong; Михаил Федоров, генеральный директор компании Entermedia Direct; Леонид Ханик, управляющий партнер компании Concept Club; Андрей Ширенко, генеральный директор компании «Вэб Плас»; Татьяна Щепанская, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник МАЭ РАН, доцент СПбГУ.

Докладчик начал с того, что термин субкультура ни в коем случае не означает указания на то, что она каким-то образом «ниже» «культуры» (собственно, последняя понимается как совокупность субкультур). Возникновение молодежных субкультур в современном понимании – недавнее историческое событие. Точкой отсчета можно считать движения битников и хиппи 1950–1960-х гг. В Россию «неформалы» проникли из-за границы. Центральный тезис доклада, который должен был спровоцировать дискуссию, состоял в том, что современные субкультуры в значительной степени утратили свой протестный потенциал, первоначально ориентированный против «общества потребления», и сами превратились в специфические коммерчески значимые сообщества потребителей.

Приметы замирения с властями видятся во многом, странная любовь неформалов и властных структур – улица с двусторонним движением. При столкновении группы панков с нарядом милиции, бывалый питерский милиционер поучает коллегу, вчерашнего провинциала, пожелавшего доставить молодежь в отделение для показа товарищам по работе: «это же панки, ты что, панков не видел?...», попрекает «темнотой» и очерчивает важную символическую границу («это тебе не восьмидесятые»). Граффити рисуют в строго отведенных местах по приглашению городской администрации. Об этом длительное время распространялся пришедший в качестве зрителя Петр Евгеньевич Тищенко, заместитель председателя Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, выступление которого заняло столь значительное время и выглядело столь неправдоподобно приторным, что в зале зашевелилось глухое недовольство.

Вопрос коммерческого потребления нередко встает довольно остро. По словам Михаила Лурье, фанаты «Зенита» получили оскорбительные по замыслу прозвища «бомжи» или «мешки», поскольку явились на «стрелку» с фанатами московского «Спартака» одетыми во что попало. Настоящие футбольные хулиганы должны быть одеты «сообразно случаю» (casual) – в одежду, которая внешне выглядит неброско, как нечто повседневное, но несет на себе все необходимые лейблы. По наблюдениям Владимира Гущина, молодая поросль готов из малообеспеченных семей на специальных форумах в Интернете жалуется на хроническую нехватку доступной по цене «готической» одежды и аксессуаров.

Вместе с тем, представители бизнес-сообщества взирали на эти перспективные целевые аудитории не без скепсиса. Точные данные о численности субкультур оказались, как сообщил Владимир Гущин, по просьбе городских силовых структур, засекреченными. Однако это не помешало собравшимся сделать неутешительные подсчеты самостоятельно.

Большая часть оппонентов склонилась к тому, что размеры субкультур недостаточны для того, чтобы заинтересовать крупный, а возможно и средний, бизнес. Татьяна Щепанская обратила внимание на способность представителей субкультур к специфическому потреблению полуфабрикатов для самостоятельного изготовления предметов, имеющих важное значение в их субкультурах. В связи с этим ограниченные полупризрачные перспективы появились у поставщиков красок в баллончиках, изготовителей бисера и тонких кожаных ремешков, кружев и прочих полуфабрикатов.

Столкновение академической среды и бизнес-сообщества оказалось способно высекать и теоретические искры. Так, встал фундаментальный вопрос о том, не были ли с самого начала все эти молодежные субкультуры специфическими «потребительскими» проектами, которые держались вокруг производства и сбыта определенного рода символической или более грубо-материальной продукции, от песен до наркотиков, от фенечек до дисков. Представители бизнеса отстаивали жесткий экономический детерминизм: как хиппи виделись им пирамидой сетевого маркетинга торговцев марихуаной, а русский рок – в первую очередь успешным бизнес-проектом по сбыту полу- и вовсе подпольной звукозаписи.

Как на всяком интеллектуальном мероприятии, ценна была и неформальная «кулуарная» часть, когда можно было подойти к докладчику и помучать его вопросами. Так мне удалось узнать больше об интересном проекте исследования субкультур в малых городах и селах России, лишь вскользь упомянутом в основном докладе.

Если резюмировать его результаты очень кратко, то они сводятся к следующему. В больших городах субкультуры предоставляют альтернативную по отношению к местным группировкам подростков систему координат для структурирования социальной среды. В малых городах локальные группировки нередко самоопределяются как субкультуры («здесь» живут панки, а за рекой – кто-то еще, и по воскресеньям мы деремся на мосту). В селах приписывание к субкультуре нередко служит стигматизирующим маркером местного маргинала, при том, что вопрос о различении субкультур отходит на второй план («Вася у нас панк... или, вроде, репер?»).

Это помогло найти перспективу для рассмотрения другого вопроса, повисшего в основной дискуссии без ответа: каковы механизмы воспроизводства субкультур? Местная народная самодеятельность, не затихающая ни на миг, с готовностью примеряет на себя символические «одежки», произведенные в другом месте в совершенно иных контекстах. Так складывались и советские хиппи 1970-х – мало похожие на своих американских собратьев (СССР 1970-х вряд ли можно было назвать «обществом потребления» в том же смысле, в котором им могли быть названы США 1960-х), но столь же оппозиционные государству и его силовым структурам.

См. также:

Текст выступления и дискуссии, а также видео на сайте лектория "Контекст"

Куприянов Алексей
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).