будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Первый класс-2012
Июль 11, 2025
Наука

Научиться дружить

Научиться дружить
varga2
Анна Варга. Источник: Центр развития межличностных коммуникаций

В рамках проекта «Первый класс-2012» мы продолжаем публиковать интервью с родителями и экспертами в области образования. Семейный психотерапевт, кандидат психологических наук и основатель Общества семейных консультантов-психотерапевтов Анна Варга уверена, что главное в школе — комфортная атмосфера и возможность завести хороших друзей. О том, почему детям на первом этапе необходимо создавать «тепличные условия», она рассказала в беседе с «Полит.ру».  Интервью взяла Евгения Красавцева.

«Полит.ру»: В этом году власти Москвы впервые составили официальный рейтинг столичных школ. В его основу легли два критерия - успехи школьников на олимпиадах и результаты ЕГЭ. Насколько это объективно, какой бы параметр оценки вы еще включили?

Анна Варга: Школы можно по разным критериям оценивать. Что мы ждем от школы? Что она должна делать прежде всего - учить, обеспечивать безопасность, создавать психологический климат? Ведь это важный вопрос. На мой взгляд, ЕГЭ не является объективным способом оценки тех знаний, которые дает школа. Мы все знает, как там все устроено.

Я вообще считаю, что совеременная система образования не может хорошо учить, что она неадекватна задачам современной жизни. Школа пытается вложить в ученика некую сумму знаний, но, на мой взгляд, этого недостаточно. Ребенка надо учить искать информацию, анализировать информацию и презентировать информацию. Но школа этому не учит. Поэтому, мне кажется, не стоит ориентироваться только на образовательные достижения.

«Полит.ру»: А на что стоит?

Анна Варга: Я думаю, в первую очередь надо следить за тем, чтобы в школе было безопасно, чтобы там была хорошая атмосфера и чтобы ребенок с удовольствием туда ходил.

Психологическая атмосфера школы — вот что самое главное, особенно для первоклассников.

Ведь познавательная мотивация разрушается очень легко. Если в школе подчеркивается принцип соревновательности, присутствует ярко выраженный дух конкуреции и при этом педагог не учит детей дружить, я это не приветствую.

«Полит.ру»: Но не получится ли тогда, что дети окажутся в совершенно тепличных условиях, если приоритетным для родителей будет комфортное пребывание ребенка в школе?

Анна Варга: А почему бы и нет? Почему не должно быть тепличных условий в этом возрасте? Вот у вас младенец, вы знаете, что к году он должен научиться ходить — вы же не будете его ставить на ножки в два месяца, у него должны еще косточки окрепнуть. Вы создаете ему тепличные условия.

Сейчас у многих детей плохая социальная ситуация — они не ходят в сад, сидят с няней, соответственно, им сложнее общаться со сверстниками, поэтому в первый год обучения ребенок должен просто хорошо себя чувствовать в школе, больше общаться с другими детками.

«Полит.ру»: Что вы думаете про курсы, которые организуются при школах? Посещение их не является обязательным, но как правило гарантирует поступление ребенка именно в это учебное заведение. Кроме того, зачастую такие курсы платные и стоят немалых денег.

Анна Варга: Сложный вопрос. Если школа популярная и многие хотят туда попасть, то абсолютно нормально, что в ней существует система предварительного наблюдения за детьми. Я вообще не слышала о случаях, когда ребенок ходил на курсы и потом его в эту школу не брали.

В принципе,

должна быть немного другая ситуация - когда не только школа оценивает, но и ты оцениваешь школу и в процессе подготовительных курсов решаешь, подходит она твоему ребенку или нет.

А сейчас получается так, что именно школа выбирает себе детей, и это травматичная ситуация.

«Полит.ру»: Травматичная не столько для детей, сколько для родителей?

Анна Варга: Конечно, но ребенок заражается эмоциями родителей. Если они волнуются, то и ребенок травмируется, ведь его эмоциональное развитие поисходит в сцепке с эмоциями родителей.

«Полит.ру»: Что для вас было определяющим при выборе школы?

Анна Варга: Моя старшая дочь ходила в школу еще во времена Советского Союза — ближайшей к нам была английская школа, вот она туда и пошла. Школа была фиговая, честно говоря, и она в 6 или 7 классе сама перешла в 57-ю школу, так как у нее были способности к математике. Мой младший ребенок пошел учиться во времена перестройки, и тут мы уже ориентировались на то, чтобы ему было комфортно. Действительно, у него в школе было много друзей, они прекрасно общались, но знаний больших ему не дали. Зато он до сих пор ходит туда 1 сентября на встречи с одноклассниками и учителями, хотя уже университет закончил.

Вот все нервничают по поводу школы, но на самом деле — это очень маленький кусочек жизни человека.

Не надо думать, что там происходит что-то запредельно важное, это только тревогу повышает. Ребенок в школе должен прежде всего научиться дружить.

Конечно, желательно, чтобы он научился учиться, но, когда он что-то заучивает наизусть или решает задачки, этого не происходит. Должна быть специальная мотивация, ребенку должно быть интересно, увлекательно, азартно. А если он испытвает тревогу, это душит все, не будет никаких успехов.

«Полит.ру»: Но некоторые дети в атмосфере конкуреции весьма комфортно себя чувствуют — постоянно тянут руку, хотят ответить быстрее своих одноклассников, чтобы больше пятерок получить.

Анна Варга: Атмосфера в классе на 99 процентов зависит от педагога. Если он приветствует конкуренцию, но при этом все сделано весело и не обидно для учеников, без всяких списков лучших и худших, то тогда, может, в этом ничего страшного нет. Неправильно говорить: «Вася хороший, а Петя — плохой». В психологии давно известо, что

ребенка надо сравнивать не с другими детьми, а с его собственными достижениями. «Вчеры ты этого не умел, а сегодня уже научился», - вот правильное сравнение. Нельзя сравнивать Петю с Васей.

«Полит.ру»: В какую школу вы бы никогда не отдали своего ребенка или что является безусловным показателем к смене школы?

Анна Варга: Школьная травля. Если ребенка намеренно обижают, если он стал козлом отпущения, школу надо менять. Только не должно быть негативного фона, необходимо перед уходом мирно разрешить ситуацию, поговорить с родителями, учителями. Если в школе один раз была система травли, это впоследствии повторится. Даже если не вашего ребенка будут травить, он может сам стать преследователем или останется бессильным наблюдателем. Это очень нехороший опыт.

«Полит.ру»: Когда в школе происходит травля, ее причиной является атмосфера учебного заведения или наличие каких-то отдельных неуправляемых учеников, которые издеваются над одноклассниками?

Анна Варга: В младших классах учитель легко может эту травлю прекратить. Если он этого не делает, значит,

травля в детском коллективе является отражением плохой атмосферы в учительском коллективе.

Знаете, как говорят: «Больные в сумасшедшем доме беспокойны, когда в ординаторской конфликт». Вот в школе такая же ситуация.

 «Полит.ру»: В первую десятку официального рейтинга вошли хорошо известные родителям и представителям педагогического сообщества учебные заведения. Например, 57-я школа, которую вы упомянули, заняла второе место. Соответственно, этим школам достанется и большее финансирование. Правильно ли материально поддерживать и без того лидеров, как тогда заявить о себе простым школам?

Анна Варга: Если школа получает деньги, и при этом есть контроль за тем, как она их тратит, ничего плохого я в этом не вижу. С другой стороны, мы исходим из позиции, что государство должно помогать и занимать патерналистскую позицию. Я в этом совсем не уверена. Школы и сами могли бы, мне кажется, как-то менять свое существование. Вот есть менее успешные школы, которые работают с трудным контингентом. Так никто им не мешает организовываться самим, обсуждать свои проблемы, думать, как изменить ситуацию, а не сокрушаться по поводу того, что 57- школу поощрят и обласкают и она будет еще лучше работать, а остальные такие бедные. Школа — это же целый живой организм, дело не только в обучении. Менее успешные школы, например, могут организовать интересную внеклассную работу. 57-я школа стала успешной не за счет лоббирования, там очень творческий директор, который подобрал прекрасный учительский коллектив. В школе на Таганке, где учился мой сын (это была авторская школа), вообще не было профессиональных учителей — там были не педагоги, а специалисты-предметники.

«Полит.ру»: Уже сейчас школы ведут диалог с родителями через Интернет — вводятся электронные журналы, учителя начинают общаться с родителями по электронной почте. Скоро, наверное, и родительские собрания будут проводиться по Skype. Как вы относитесь к этим нововведениям?

Анна Варга: Очень хорошо. А куда деваться? Мы же движемся в сторону компьютеризации. Было бы неплохо, если бы и домашние задания можно было в интернете посмотреть. Вот у моего внука три четверти класса болеют, и он в том числе. И вот, чтобы узнать домашние задания, начинается перезвон: «А что задавали?». Если бы учитель выкладывал задания в интернет, было бы удобнее.

«Полит.ру»: Приветствуете ли вы планирующийся переход на электронные учебники?

 Анна Варга: Приветствую, любую компьютеризацию я приветствую. Вот вы поднимали когда-нибудь портфель, который дети в школу таскают? Если все учебники будут в планшетнике, то и слава богу.

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).