будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Наука
Сакоян Анна

Наука без скуки

Наука без скуки
chinhoyi_004
Edutainment в Зимбабве. Источник: Проект Patsime Edutainment Trust

«Филология — это наука, а не цирк - она может позволить себе быть скучной. Пусть все умрут со скуки», - говорил преподаватель МГУ своим студентам. Скука используется как преграда на пути ленивых и недостойных. Она - следствие и символ фундаментальности, труднодобываемости знания. Чем труднее пробраться к знанию, тем привилегированнее его носители. Этот подход до сих пор господствует в консервативных образовательных кругах.

Появление новых технологий, новых методик преподавания и общее изменение отношения к информации начинает менять ситуацию. Не последнюю роль в этом играет распространение Интернета. Важнейшим показателем изменений стало появление понятия “edutainment” и развитие форм деятельности, которые им описываются.

Образвлечение

Английский термин “edutainment” составлен из двух слов – “education” (образование) и “entertainment” (развлечение) – и относится к практикам, в которых учебный процесс совмещается с развлечением. Сфера применения этого слова интуитивно угадывается уже из его состава, и это ведет к тому, что границы его употребления становятся крайне размытыми. Попробуем описать реальность, к которой применимо понятие “edutainment”.

Если ввести это слово в поисковую строку Google, первые страницы результатов будут отсылать, прежде всего, к развивающим играм, а также к статьям в духе «эдьютейнмент — это новый модный тренд на современном рынке». Безусловно, модный, хотя новизна его весьма относительна. Еще во время Второй мировой войны в США вышел мультсериал “Private Snafu”[1]: там каждая серия представляла собой сюжет о солдате, который не предпринимал необходимых в военное время меры безопасности и от этого страдал. Попутно осуществлялась демонстрация того, какие именно меры безопасности нужно соблюдать. Это следует отличать от агитационных мультфильмов того времени вроде “Pop-Eye the Sailor Man” («Попай-Моряк»). Задача первого состояла в том, чтобы донести до общественности информацию и привить ей некоторые навыки. Цель второго была в том, чтобы привлечь побольше народу на военную службу и заодно поднять боевой дух, показав противников в жалком виде.

В 1970-е гг. развлекательно-просветительские материалы использовались в США и Великобритании в области здравоохранения. Эти материалы были призваны повысить осведомленность общественности в таких вопросах как употребление наркотиков, контрацепция, СПИД/ВИЧ, рак и т.п. Такая практика сохранилась и до сих пор. В Латинской Америке тогда же начали вкладывать просветительские послания в теленовеллы.

В середине 1970-х гг. слово edutainment стали использовать в применении к документальным фильмам National Geographic Society. Его же использовали в 1975 г., чтобы охарактеризовать проект Millennium, который теперь существует под названием Elysian World. Его инициатор, Крис Дэниелс (Chris Daniels) – художник и дизайнер, увлекающийся ядерной физикой и квантовой механикой, - считает, что необходимо объединять образование и искусство, используя воображение в ходе обучения. Собственно, проект задуман как развлекательно-образовательный инновационный центр. В идеале это всё планируется организовать в виде города будущего, предназначенного быть идеальной образовательной средой, но так как такой проект требует времени и больших вложений, он существует всё еще в формате скромного виртуального пространства.

Вкусное лекарство

Для описания нынешней сферы “edutainment” будет удобно разделить ее на две большие части. Первая — это когда имеется в виду способ передачи информации и навыков тем, кто на это не слишком мотивирован. Здесь развлекательность рассматривается как способ подсластить пилюлю. Вторая — это когда сам процесс обучения понимается как развлечение, причем сведения и навыки могут извлекаться из самых разных источников, в том числе тех, которые первоначально не задуманы как образовательные материалы. Первое, соответственно, подразумевает пассивное восприятие информации, а второе — активный поиск.

К первой категории можно отнести специально разработанные компьютерные игры, развлекательно-образовательные телепередачи, а также определенные педагогические приемы (те же игры, например) как часть учебного процесса. Такие проекты бывают как коммерческими, так и некоммерческими. В коммерческой сфере большой сегмент представлен продукцией для детей (и по совместительству для их родителей). Это телепередачи вроде «Телепузиков» или “In the Night Garden” и подобных продуктов BBC. Предполагается, что дети будут их с удовольствием смотреть, а родители — поощрять это занятие, потому что благодаря таким передачам дети узнают новые слова или получают элементарные сведения о правилах поведения в разных бытовых ситуациях.

По мотивам этих передач можно выпускать игрушки (собственно, коммерческий аспект). Можно открывать развлекательно-образовательные центры для дошкольников — один такой (по мотивам “In the Night Garden”) появился, например, недавно в Шанхае.

Для детей постарше выпускают компьютерные игры вроде “History of Biology”. Это что-то вроде квеста, в ходе которого нужно решать задачки и таким образом получать представление об устройстве микроскопа, строении клетки и генетике.

Большое распространение получили развлекательные обучающие материалы — например, созданный еще в 1980-е гг. и до сих пор любимый многими (независимо от возраста) мультфильм Muzzy in Gondoland, первоначально созданный для обучения английскому языку, но позднее переложенный и на другие языки.

Говоря об образовательно-развлекательных разработках, следует упомянуть о направлении, ориентированном на людей с ограниченными возможностями. То, что некоторые из них не могут освоить с помощью традиционной педагогики, можно передать в альтернативном формате. Здесь ведутся исследования в области как педагогики, так и технологий. Помимо собственно обучения, многие подобные разработки предполагают также терапевтический эффект.

Из более экзотического опыта можно упомянуть проект британского музыканта Джарвиса Коккера (Jarvis Cocker), который попытался включить в свои концертные выступления лекции с экскурсами в историю музыки и теорию/практику стихосложения.

Те же средства могут использоваться и в некоммерческих просветительских проектах. Например, чтобы привлечь внимание общественности к проблематике Дарфурского конфликта была создана бесплатная онлайн-игра Darfur is Dying. Там нужно выбрать себе персонажа и дальше выполнять от его лица разные действия (принести воды, добыть пищи), причем каждое задание связано с опасностью: персонажа могут убить или ранить. Задача игры состоит в том, чтобы познакомить пользователей с обстановкой в конфликтном регионе.

Другой случай — размещение информирующих материалов в местах, служащих для развлечения публики. Например, своего рода эдьютейнментом занимался вашингтонский Музей шпионажа. Там в залах с экспозицией на уровне детского роста висят на стенах таблички, на которых объясняются азы безопасности (какую информацию о себе не следует публиковать в Интернете; что делать, когда пристают взрослые — в транспорте или на улице и т.д.).

Развивающий досуг

Вторая категория весьма разнообразна и в принципе может включать в себя всё, что так или иначе можно самостоятельно использовать в образовательных целях.

В этом смысле примечателен американский проект TED (Technology Entertainment Design), который задуман как инструмент для собирания и распространения новаторских идей в различных областях знания. TED, прежде всего, известен ежегодным (начиная с 1984 г.) проведением конференций, на которых выступают с лекциями ученые и специалисты, рассказывающие о своих инновационных проектах. Многие лекции можно бесплатно смотреть на сайте TED.

Благодаря размаху мероприятия, TED пользуется большой известностью и популярностью. Тем не менее, некоторые упрекают кураторов проекта в недобросовестности. Например, критику в его адрес высказывал американский эссеист и писатель Нассим Талеб (Nassim Taleb), автор книги «Черный лебедь» (Black Swan) и один из предсказателей глобального финансового кризиса 2008 г. Талеб, выступивший на конференции TED в том же 2008 г., утверждал, что его лекцию, в которой он говорил о приближающемся кризисе, долгое время не хотели публиковать. Он связывал это с тем, что развлекательность проекта иной раз достигается за счет его познавательности.

Продолжая ту же линию, но выходя за пределы Интернета, можно вспомнить такие проекты, как публичные лекции и беседы. Пример – «Публичные лекции «Полит.ру» и цикл бесед «Полит.ру» «От первого лица». В последние годы появились и другие площадки – причем, не только в Москве (например, «Публичные лекции «Полiт.ua»).

Есть проекты, которые сами идентифицируют себя как развлекательно-образовательные – например, русскоязычный ресурс под названием “Theory&Practice”. Согласно его самопрезентации, «это проект, объединяющий людей, которые ищут новые знания и готовы делиться ими… При этом площадкой для такого события может стать любое пространство: бар или клуб, галерея, студия, офис, кафе, лекторий, парк… T&P собирает и распространяет информацию о событиях формата edutainment, которые ежедневно происходят в Москве, Петербурге и Копенгагене». Там действительно публикуются анонсы, а также есть раздел, в котором собраны видеозаписи лекций. К минусам ресурса относится неразборчивость агрегатора. Рядом могут оказаться качественный продукт, продукт очень умеренного качества и лженаука.

Сюда же относятся многочисленные средства онлайн-самообразования, которые очень востребованы пользователями Интернета. К ним относятся, в частности, общедоступные подборки лекционных видеозаписей, обучение в формате общения в социальной сети (например, LiveMocha), форумы и сообщества по обмену опытом и знаниями и пр. К ним чаще применяется термин eLearning 2.0, хотя развлекательная составляющая в них присутствует не в меньшей степени, чем в упомянутых проектах.

Помимо бесплатных лекций сейчас становятся популярными платные мероприятия (лекции, семинары, экскурсии). Многие из них тоже не представляют собой очевидной ценности, с точки зрения практической выгоды вложения. Существуют, например, платные экскурсии и даже велоэкскурсии по Москве. Работают лекционные курсы – например, о японской истории и культуре. Если эти проекты могут позволить себе быть платными, это значит, что они достаточно востребованы и в таком качестве. Развиваются платные или частично киноклубы, вроде московского Киноклуба на Винзаводе.

Туристические агентства всё чаще предлагают так называемые «образовательные туры», сочетающие в себе обучающие программы (например, языковые) с собственно туристической стороной дела.

Существуют многочисленные хобби – например, разные виды рукодельного творчества, - которые сами по себе попадают в категорию развлечений, но требуют определенных навыков. В результате появилась масса платных и бесплатных мастер-классов как онлайн, так и офлайн. Посещение этих мастер-классов тоже приходится квалифицировать как обучение в рамках развлечения или развлечение как цель обучения.

Наконец, по формальным признакам развлекательности/образовательности в сферу edutainment попадают совсем маргинальные, с точки зрения мейнстримного образования, занятия – например, ролевые игры (как форумные/текстовые, так и «реальные») и действия «реконструкторов. Из-за растущей потребности грамотно воссоздать игровое пространство и не выбиваться из ролей игрокам приходится перерабатывать дополнительные источники – скажем, исторические, - благодаря чему повышается их компетентность, не сводимая к нуждам игры. К сожалению, неразборчивости выборе источников информации часто приводит к сомнительности качества этой компетентности.

Социальный механизм

Распространение практики интеллектуального досуга и осмысленных развлечений связано с социальным феноменом, называемым «средним классом».

При всех различиях сформировавшегося среднего класса, например, в США, и групп, считающихся отчасти аналогичными, - например, в России или в Бразилии – у них есть значимые черты сходства. Одна из них – высокая оценка образования – и шире вложений в себя, готовность использовать в этих целях существенные ресурсы: время, деньги. Отсюда появление спроса и даже моды на «досуговое» получение дополнительного образования, в том числе – не имеющее обозримых утилитарных задач, и на интеллектуальные развлечения. Ценность праздности для некоторых социокультурных групп уступает место ценности демонстративного потребления образовательных услуг и развивающего развлечения.

Сфера, к которой применимо понятие edutainment, велика и, видимо, будет расширяться дальше. Этому расширению, а также усилению моды на edutainment будет способствовать как распространение представления о том, что учиться стоит всю жизнь, так и появление новых идей и технических средств, позволяющих сделать это обучение увлекательным.

Примечания

[1] SNAFU – это аббревиатура от фразы “Situation Normal All Fucked Up” (“Ситуация в норме, всё просрали”).

Сакоян Анна
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).