будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 19, 2025
Наука

Образование на дистанции

В последние годы в нескольких бывших советских республиках появились филиалы МГУ им. Ломоносова. О том, как работают филиалы, об их задачах и проблемах c доцентом Филологического факультета Московского университета Анной Архангельской побеседовал астрофизик и популяризатор науки Сергей Попов .

МГУ в последние годы активно создает филиалы в бывших республиках СССР. Сколько их сейчас?

Как я понимаю, на сегодняшний момент у МГУ 4 филиала: в Севастополе, Астане, Баку, Ташкенте, а в этом году открывается новый филиал в Душанбе. Самый старший из них – Севастопольский – был организован в 1999 году и в апреле текущего года отметил свое десятилетие.

В каких филиалах вам довелось побывать, преподавать?

Честно говоря, я стараюсь посмотреть своими глазами на каждый филиал, где начинает работать факультет. Мне это интересно и с административной точки зрения, поскольку в дальнейшем приходится тесно сотрудничать по вопросам согласования учебного процесса, прикомандирования студентов в Москву, а также – когда дойдет время – и по выпуску, а кроме того –  просто по-человечески, да и новые места смотреть люблю. Но с каждым филиалом у меня сложились разные отношения.

Анна Архангельская. Фото Евгения Бендерского

В Севастополе – так получилось – я фактически с самого начала, принимала участие в обсуждении организации филиала, с первого года ездила туда читать лекции и вести семинары, долго была координатором по преподаванию там филологических дисциплин, составляла графики заездов и организовывала учебный процесс, а последние несколько лет исполняю там обязанности заведующего кафедрой русского языка и литературы. Поэтому туда приходится ездить несколько раз в году, причем иногда на две-три недели. В Астану я раз в год в течение шести лет выезжала читать лекции по древнерусской литературе. А в Баку попала только что на пару дней – надо было принять экзамен в сессию. В Ташкенте пока нет филфака, а что и как будет в Душанбе – посмотрим в следующем году.

Как организован учебный процесс, ведь московские преподаватели попадают в филиалы «вахтовым методом»?

Да, преподаватели работают в филиалах «вахтовым методом», выезжая читать лекции на две-три недели. Это связано с тем, что оторваться от факультета на семестр малореально для действующего преподавателя. В этом методе есть, как представляется, и «плюсы», и «минусы». Основной «минус», наверное, в том, что на освоение предмета приходится не семестр, как в Москве, а 15-20 дней, которые проходят между первой лекцией и зачетом или экзаменом. Кроме того, если в день две лекции и семинар, и на следующий день лекция и два семинара в  одной и той же группе по одному и тому же предмету, возникают проблемы со временем на подготовку домашних заданий.

Наконец, одно и то же лицо, возникающее за кафедрой постоянно в течение двух-трех недель, наверное, не может не утомлять студентов в несколько большей степени, чем если его видишь только пару раз в неделю. С другой стороны, возникает что-то вроде изучения предмета «методом погружения»: студенты занимаются преимущественно одним предметом, остальные занятия сведены к минимуму и потому в значительно меньшей степени переключают их внимание, чем это происходит при традиционной системе обучения, и в результате такая схема, на мой взгляд, помогает проникновению в суть любой дисциплины.

При этом, конечно, понятно, что от преподавателя, читающего свой курс в филиале «вахтовым методом», требуются и специфические навыки (надо же как-то «не надоесть» аудитории), и особая работа по предварительной подготовке к курсу (хотя бы элементарно передать заранее список обязательной литературы).

Очевидно, что некоторые дисциплины так преподавать просто невозможно. В нашем случае это прежде всего иностранные языки, которые надо учить регулярно и систематически. Поэтому в Севастополе и Казахстане с самого начала были местные преподаватели по этим предметам. И единственный филиал, где факультет открыл романо-германское отделение, на котором язык – основа специализации, – это Бакинский. И там преподаватели языка сменяют друг друга практически постоянно.

Чем отличаются разные филиалы? Какие у них преимущества и недостатки? Есть ли какие-то типичные проблемы?

Практически не бывает двух похожих друг на друга во всем людей, что уж говорить о филиалах. Конечно, у каждого из них есть свое лицо, но для того, чтобы его увидеть, а тем более о нем судить, конечно, надо провести там какое-то время. Тут, как мне кажется, есть более общие и более частные стороны этого вопроса.

Во-первых, филиалы очень отличаются отношением к ним соответствующих государств, на территории которых они существуют. И Казахстанский, и в особенности Бакинский филиал (я буду говорить только о тех, в которых я была сама, поскольку судить о таких вещах с чужих слов проблематично) созданы при активной поддержке руководства этих стран, они находятся на местном финансировании, причем на них выделяются действительно серьезные средства. Это не может не отражаться и на материально-технической базе, и на возможностях командирования преподавателей, и на многом другом.

Филиал МГУ в Севастополе

Филиал в Севастополе создан, я бы сказала, вопреки руководству Украины, политической линии ее правительства и его отношению к России. Именно поэтому его финансирование в основном лежит на правительстве Москвы и самом Московском университете (командировки преподавателей оплачиваются из внебюджетных средств МГУ, что весьма омрачает, особенно в последние несколько лет, отношение руководства к Севастопольскому филиалу, особенно, как кажется, на фоне более благополучных и незатратных новых филиалов). Эта ситуация порождает довольно большое количество проблем, к сожалению, осложняющих и без того непростую работу.

Во-вторых, по-разному складываются возможности взаимодействия с местными кадрами. В Астане филиал поддерживает добрые отношения с Евразийским национальным университетом имени Л.Н.Гумилева, преподаватели ЕНУ (в нашем случае многие из них – выпускники филологического факультета МГУ) работают и в филиале. В Баку, как я поняла, на сегодняшний момент планируется обходиться только силами университетских преподавателей: это сознательная и твердая установка руководства филиала. В Севастополе наших выпускников практически нет, а отношения с Таврическим национальным университетом, который находится в Симферополе, складывались довольно сложным путями. Поэтому там делается больший упор на выпускников: одна выпускница нашего факультета, например, работала в филиале и параллельно училась у нас в заочной аспирантуре. Выпускница одного из первых филиальских наборов закончила аспирантуру в Тверском университете и вернулась в филиал преподавать.

Сейчас ищем возможности прикреплять сотрудников филиала к различным факультетским кафедрам для написания диссертаций. Но получается трудно, поскольку основное препятствие заключается в том, что ужесточаются правила приема иностранных граждан. А те суммы, в которые в университете обходится обучение в аспирантуре и докторантуре, совершенно неподъемны для преподавателя вуза. Эта же трудность – возможность только платной аспирантуры – сильно осложняет возможности дальнейшего роста и для выпускников филиала, в большинстве своем являющихся, естественно, гражданами Украины. Очень хотелось бы, чтобы руководство Московского университета все же нашло возможность как-то решить эту проблему, учитывая, что речь идет не просто об иностранцах, а о выпускниках одного из структурных подразделений МГУ и тем более – о его сотрудниках.

В-третьих, по-разному складываются и взаимоотношения студентов с головной организацией. Студенты Казахстанского филиала проводят в Москве на включенном обучении три семестра (весь четвертый курс и вторую половину пятого, когда пишут дипломные работы). Прикомандирование севастопольских студентов по-разному осуществляется на разных факультетах (и не на всех оно в принципе есть). Филологи приезжают в Москву на три месяца в 10 семестре и за это время пишут дипломную работу и защищают их на заседаниях наших комиссий.

Нам это совершенно необходимо, прежде всего, в связи с тем, что серьезную филологическую работу очень сложно написать в отрыве от московских библиотек и архивов, поэтому предварительная работа – на уровне курсовых – ведется на месте, при помощи имеющихся ресурсов, а на заключительном этапе работы над дипломом просто необходимы и знакомство со всей парадигмой истории вопроса, и исчерпывающий подбор материала. В Баку пока, насколько мне известно, обсуждается вопрос о том, что в Москву будут командироваться лучшие студенты – в качестве поощрения за хорошие результаты учебы.

Большие сложности связаны, конечно же, с координацией учебного процесса. Заранее составляется график заездов, приходится разносить во времени командировки одних и тех же преподавателей в разные филиалы (везде на филфаке работает отделение русского языка и литературы с учебным планом, созданным на базе московского, а читают базовые дисциплины и имеют возможность при этом выехать во все-таки относительно длительную командировку – две-три недели – это не четыре-пять дней – как правило, не так много людей, чтобы выбор был особенно велик), впоследствии что-то уточняется или меняется (все мы – живые люди, и у всех нас может что-то измениться в жизни, особенно если командировка планируется за несколько месяцев), получается, что надо все время контролировать этот процесс и владеть ситуацией, зависящей от большого количества привходящих обстоятельств.

Еще одна системная трудность связана с попыткой сохранить ту широту выбора студентом темы научной работы, какая предлагается в Москве. Курсовые и дипломные работы студенты факультета пишут преимущественно у московских преподавателей (именно поэтому мы так дорожим возможностью проводить защиты дипломов в Москве). В связи с этим основным способом общения, к сожалению, оказываются не столько реальные, сколько виртуальные – по электронной почте, прежде всего, – контакты студента с научным руководителем. Конечно, это тоже требует особого отношения, прежде всего – большей ответственности, как мне кажется, с обеих сторон.

С этим связана и еще одна сложность. Как представляется, со временем (особенно если число филиалов будет расти, а число ставок на факультетах – нет) основное содержание образования в филиалах составят дистанционные программы. Меня – человека, воспитанного на том, что самое дорогое, что есть в университете, – это особые личные отношения, которые складываются между учителем и учеником, – эта тенденция очень беспокоит, честно говоря…

Не совсем понятна и дальнейшая судьба филиалов. Открытие новых – как правило, помпезное и пышное – ставит под угрозу существование старых: они уже не так интересны, не так торжественны и новы, все внимание переключается на то, что еще не освоено, и так далее. Образовательный процесс – дело медленное, рутинное и постепенное, тут ничего не делается с наскока и прямо сейчас. Те самые кадры, которые со временем станут достойной заменой преподавателей МГУ, читающих сегодня лекции «вахтовым методом», надо вырастить, взлелеять, выпестовать и только после этого отпустить в самостоятельное плавание, а самим тихо уйти на покой. Это дело не пяти и даже не десяти лет. И хотелось бы, чтобы в этом деле и университетское руководство отдавало бы себе отчет в том, что «быстро хорошо не бывает».

Образование в филиалах в основном сконцентрировано на гуманитарных дисциплинах, или есть и естественнонаучные?

Я бы не говорила о преобладании гуманитарных факультетов. В Севастополе открыты историко-филологический факультет (с отделениями истории, филологии и журналистики), факультет психологии, факультет экономики и управления (с отделениями экономики и государственного и муниципального управления), факультет компьютерной математики и факультет естественных наук (с отделениями географии и физики), т.е. здесь, как мне кажется, наблюдается некий естественный паритет, который отражает собственно университетскую структуру.

В Астане на гуманитарный филологический факультет приходятся механико-математический, ВМиК, географический и экономический факультеты. В Баку, кроме филологического факультета, на сегодняшний момент открыты механико-математический и химический факультеты и с этого года начинается набор на факультет психологии. В Ташкенте пока что открыты факультеты прикладной математики и информатики и психологии. Так что скорее как раз можно вести речь о том, что преобладает в общем и целом отнюдь не гуманитарная составляющая.

Филиал МГУ в Астане

Как вы оцениваете стремление создавать такие филиалы? В чем основная мотивация?

Я абсолютно уверена, что в основе лежит исключительно политика. Филиал известного российского вуза – один из инструментов в политических взаимоотношениях двух стран на постсоветском пространстве. Недаром решение о создании филиалов МГУ всегда принимается на самом высоком уровне.

С одной стороны, это, несомненно, хорошо: важно, что именно Московскому университету таким образом принадлежит ведущая роль в формировании межгосударственных связей в образовательной системе на постсоветском пространстве; значимо и то, что таким образом расширяется сфера влияния МГУ. С другой стороны, это вопрос приоритетов: если на первом месте политика, а не собственно образование, то образованию это однозначно вредит. Мне кажется, что было бы гораздо лучше, если бы созданные филиалы не становились разменной монетой в политических играх. Создание и работа филиала – это тяжелый, кропотливый и длительный труд, который поддерживается не речами с трибуны и не словами для популярных телепрограмм, это повседневная и подчас рутинная работа, не приносящая политических дивидендов, зато требующая максимальной самоотдачи.

Все-таки очень хотелось бы подчеркнуть, что открытие филиала – это, прежде всего, огромная ответственность. Перед студентами, которых мы набираем. Перед преподавателями, которых приглашаем на работу. Перед самими собой, в конце концов.

Насколько необходимость преподавать в филиалах мешает работе в Москве? Не падает ли уровень преподавания в «университетской метрополии»?

И на этот вопрос, как мне кажется, нет однозначного ответа. С одной стороны, можно сказать, что настолько, насколько любая дополнительная работа мешает основной. Конечно, когда действующий преподаватель вынужден в течение семестра уехать на две-три недели в командировку, это осложняет его работу с московскими студентами: надо либо искать замену, либо меняться парами с коллегами, либо потом компенсировать занятия, либо их отменять и назначать какие-то задания для самостоятельной работы. И это не очень хорошо, потому что нарушает ритм занятий.

Но есть тут и другая сторона. В филиалах очень часто получают возможность прочитать лекционный курс молодые доценты и преподаватели, которые в Москве ведут только семинары за лекторами-профессорами. Помню, именно в Севастополе я в свое время разработала два лекционных курса – по древнерусской литературе и по литературе XVIII века, в то время как в Москве мне дали лекции спустя несколько лет. Так что, как у любой медали, у этой тоже есть две стороны.

На ваш взгляд, в филиалах, да и в самом МГУ, абитуриенты идут на «бренд» университета или на имена конкретных преподавателей? Знают ли абитуриенты, кто будет им преподавать? Насколько их это интересует (например, в сравнении с интересом к «корочкам» как таковым)?

Думаю, что в университете на разных факультетах разная ситуация. В филиалах же категория «бренда», конечно, чрезвычайно важна. Принадлежность к Московскому университету, диплом МГУ – это то, что не может не работать, не может не привлекать. Честно говоря, я не уверена, что подавляющему большинству абитуриентов так уж важны имена преподавателей (хотя исключения, разумеется, есть, и я сама слышала разговоры наших ШЮФовцев о сравнительных достоинствах педагогических коллективов МГУ и РГГУ, например).

Абитуриент, мне кажется, все-таки больше ориентируется на то, чем он хочет заниматься, и на репутацию учебного заведения в широком смысле этого слова (т. е. скорее именно на «бренд»). Что же касается все-таки преподавателей,  в Севастополе, например, я замечаю у студентов привычку делить всех преподавателей на хороших и плохих по признаку «московский / местный». Даже пытаюсь иногда объяснять, что так подходить нельзя, ибо разные бывают «московские» и разные «местные». Но факт заключается в том, что опять-таки скорее можно говорить о «бренде» в целом.

Другое дело, что я не стала бы эти понятия (или категории) противопоставлять. «Бренд» университета складывается из разных составляющих, в том числе – и, кажется, в весьма существенной степени, и именно из заслуг его преподавателей.

Филиал МГУ в Баку

Надо ли университетам и институтам рекламировать себя, привлекая абитуриентов, используя имя и образ известных ученых, преподавателей, работающих в данном учебном заведении?

Я к рекламе отношусь сложно. Как человек «дорекламного воспитания», я имею стойкое убеждение, что хороший товар в рекламе не нуждается. Одно время наш факультет принимал участие в ежегодных выставках «Образование и карьера», там почему-то всегда спрашивали, есть ли в МГУ факультет гостиничного бизнеса. Университет должен, мне кажется, не рекламировать себя, а формировать и поддерживать собственную репутацию. Если угодно, приглашать и поддерживать известных ученых и преподавателей не затем, чтобы иметь возможность где-нибудь с трибуны сказать: «У нас работает на постоянной ставке академик N***, а профессор S*** раз в неделю летает из Америки читать у нас лекции», а затем, чтобы студенты университета заслушивались лекциями академика N*** и профессора S***, бегали бы на них с других факультетов и рассказывали бы своим бывшим одноклассникам, которые учатся в других вузах. И тогда это будет не реклама, а репутация, не минутное, а постоянное, не частный случай, а закономерное явление. А такие вещи привлекают абитуриентов лучше всякой рекламы.

Сокращенная версия текста - в свежем "Троицком варианте" (4 августа 2009 г.)

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).