Как известно, относительно недавно президент Дмитрий Медведевподписал указ «О федеральныхуниверситетах», закрепивший процесс формирования сети крупных вузовв целях интеграции образовательной и научно-исследовательскойдеятельности». Одной из целей реорганизации иконсолидации вузов является оптимизация кадрового состава, которая, в своюочередь, предполагает сокращение неквалифицированных и неэффективныхработников. Однако, как считает министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко,в случаях консолидации вузов профессорско-преподавательский состав не должензначительно пострадать, поскольку не предполагается сокращать финансированиевысшей школы. Планируется лишь его перераспределениев пользу наиболее эффективных университетов и наиболее ответственныхпрофессоров.
На деле жепроцесс реорганизации вузов оказался весьма болезненным, и прежде всего дляработающих в них преподавателей. Переживаемые некоторыми вузами трудностиопределяются еще и тем, что многие из них участвуют в глубоком реформированииобразования, предполагаемом в рамках Болонского процесса. Иными словами, в рядевузов России процесс реорганизации наложился на процесс реформы. О некоторыхпоследствиях этого двойного реформирования для преподавателей вузов, которыевроде бы не должны были пострадать существенно, и хотелось бы рассказать.
Остановлюсьна том, как осуществляются реформы образования на одном из факультетов вузаРоссии, с точки зрения работающего там преподавателя. Уж извините, уважаемыечитатели, но по вполне понятным причинам не буду называть, какого именно вуза. Скажулишь, что вуз имеет бюджетное финансирование и является педагогическим. Итак,впечатления «изнутри», глазами самого заурядного доцента, отработавшего вданном учреждении на протяжении последних 16-ти лет и испытавшего на себе за последниегоды практически все прелести реформы высшего профессионального образования и реорганизациивуза.
Так уж получилось, что в нашем вузе реформы представлены практически вполном объеме. Это и активное включение в Болонский процесс, предполагающийкредитно-модульную систему организации обучения, и реорганизациянепосредственно самого вуза, подразумевающая сокращение штатов с целью такназываемой оптимизации его кадрового состава.
На данный день реорганизация вуза и сокращение штатов привели к ощутимомувозрастанию нагрузки тех специалистов, которые остались. Должна сказать, чтонагрузка на каждого из оставшихся преподавателей возросла весьма существенно,приблизительно на 30-35% по отношению к тому, что было до начала реорганизации.Поскольку сокращение штатных единиц продолжается, то это закономерно приведет кдальнейшему возрастанию нагрузки оставшихся преподавателей. Важно отметить, чтовозрастает в основном аудиторная нагрузка, так называемые горловые часы. Какпоказал опыт последнего учебного года, ситуация на кафедрах становится особеннокритической, когда заболевает кто-то из преподавателей, поскольку занятостьостальных не позволяет организовать полноценное замещение болеющего сотрудника.И я сама, и некоторые мои коллеги имели опыт работы в двух аудиторияходновременно: за себя, и за того, кто болеет. Причем столь интенсивный ростнагрузки отнюдь не сопровождается ростом заработной платы; она остается неизменной.Постоянное перераспределение нагрузки и ее возрастание означает необходимостьвесьма оперативно осваивать и преподавать новые учебные дисциплины. Так, вуходящем учебном году некоторые мои коллеги вели по 7-8 учебных курсов, причемдобрая половина из них была новыми. А подготовка любой новой дисциплинысопровождается не просто подготовкой перечня и содержания лекций и практическихзанятий, но и переделыванием практически всей документации (программ,методических рекомендаций, технологических карт и т. п.). Интересно, о какомкачестве образования может идти речь в такой ситуации? Я не говорю уже обохране труда специалистов…
Оптимизация кадрового состава вузов предполагала,как известно, сокращение неквалифицированных и неэффективных работников.Подразумевается, что наиболее квалифицированные и эффективные остаются.Наиболее квалифицированными специалистами являются в вузах доктора наук,профессора. А это, как правило (особенно в гуманитарных вузах), людипредпенсионного или пенсионного возраста. Поэтому в основном сокращаютотносительно молодых специалистов, независимо от их квалификации и качестваработы. Есть все основания предположить, что в скором времени профессорско-преподавательскийсостав некоторых вузов будет в основном состоять из лиц пенсионного возраста иженщин с детьми в возрасте до 3-х лет. О том, какие приемы используетадминистрация для того, чтобы сократить специалиста, рассказывать не буду – противно!
Включение в Болонский процесс имеет у нас одну специфическую особенность– оно является неполным, поскольку старую систему подготовки студентов пока ещеникто не отменял. Говоря иными словами, на данный день в рамках одного учебногоучреждения одновременно сосуществуют и нелепым образом переплетаются двесистемы подготовки студентов: новая, в рамках Болонского процесса, и, условноговоря, старая, советская.
Болонская система на настоящиймомент времени наиболее полно представлена лишь в двух своих аспектах:документальное сопровождение образовательного процесса (иной формат программ,методических рекомендаций, наличие технологических карт и т. д.) ибально-рейтинговый учет академической успеваемости студентов. Обещанное жесокращение аудиторной (горловой) нагрузки и перевод ее в формат самостоятельнойработы студентов с контролем со стороны преподавателей пока не предвидится.
Правда, в уходящем учебном году была осуществлена попытка реализациимодульной технологии обучения. И эта попытка, признанная практически всеминеудачной, лишний раз показала, что такие вещи спонтанно, на одном энтузиазмеадминистрации не делаются. Модульная технология обучения предполагает, какизвестно, объединение части учебных дисциплин в комплекс (модуль), представляющийсобой некую логически завершенную единицу учебного материала. Это и былосделано – без учета трудоемкости, насыщенности и сложности освоенияобъединенных дисциплин. В итоге некоторые базовые, основополагающие учебныедисциплины были «освоены» студентами все вместе за два месяца. Качество ихосвоения не требует дополнительных комментариев. Нельзя не упомянуть и чемобернулась апробация модульной системы для преподавателей. У частипреподавателей вся нагрузка семестра оказалась в рамках одного модуля. К сожалению,для некоторых специалистов столь очевидная перегрузка, да еще в неблагоприятныхдля работы условиях (на факультете не было парового отопления) закончиласьпоявлением хронических заболеваний.
Возникает целая масса проблем и в ситуациях аттестации студентов.Обучение в рамках Болонской системы предполагает оценку качества работыстудентов в баллах на протяжении всего семестра. В конце семестра набранныебаллы суммируются и переводятся в экзаменационную оценку или зачет.Непосредственно сама процедура экзамена или сдачи зачета в рамках этой системыне осуществляется. Однако двойственность образовательной системы на практике означает,что если студент не сумел благополучно набрать нужное количество баллов(допустим, он просто не посещал занятия), то преподаватель обязан принять унего экзамен или зачет в рамках формата старой образовательной системы.Естественно, что необходимость работать в двойном формате достаточносущественно увеличивает нагрузку преподавателя. По самым скромным подсчетам,только на аттестацию студентов по каждой из дисциплин дополнительно приходитсятратить от 4-х до 10-ти академических часов (в зависимости от сложностидисциплины и количества «хвостов» в группе студентов). Понятное дело, что этивременные затраты не находят своего отражения в индивидуальном планепреподавателя и никак не учитываются. Если учесть, что в среднем преподавательвуза в течение учебного года ведет 5-7 различных предметов, и если он, кнесчастью для него, ответственный человек, любящий свою профессию инеравнодушный к качеству выпускаемых им специалистов, то подобные затратыличного времени могут достигать пугающих величин. Не очень понятно, почемуадминистрация воспринимает подобные жертвы как нечто само собой разумеющееся.
Стоит отметить, что такаядвойственность образовательной системы в первую очередь выгодна для студентов,особенно для наиболее проблемной и нерадивой части аудитории. Они прекраснопонимают, что в арсенале преподавательских средств воздействия по-настоящемуэффективные отсутствуют, и что свою вожделенную тройку они все равно получат. Аколи дела обстоят именно так, то, с точки зрения студента, преподаватель – этотот человек, с кем считаться не обязательно.
Подобное отношение определенной части студентов к преподавателямкосвенным образом поддерживается со стороны администрации. Определяется оно,увы, особенностями процесса реорганизации вузов, в рамках которого отчислениестудентов будет способствовать сокращению штата профессорско-преподавательскогосостава. Пытаясь сохранить бюджетные ставки, администрация просто вынужденаотстаивать интересы даже самых «безнадежных» представителей студенческойаудитории. Поэтому практически в любой конфликтной ситуации виноват в первуюочередь преподаватель, а студент всегда прав. Естественно, что это также неускользнуло от внимания студентов.
Изменился за последние годы и облик непосредственно самого студентапедагогического вуза. В педагогическом вузе студенческая аудитория всегда имеларяд психологических особенностей, определяющихся прежде всего тем, что работаучителя в России – это удел неудачника, обреченного на полунищее существование.Ни для кого не секрет, что в педагогический вуз поступить гораздо легче, чем вомногие другие бюджетные вузы, да и образовательная программа не представляетособо больших трудностей. Поэтому для многих выпускников школ педагогическийвуз – это своего рода «запасной вариант» в случае неудачной попытки поступленияв какой-либо другой, более престижный. Года три тому назад я проводиласоциологический опрос студентов на предмет того, какими судьбами они оказалисьстудентами педагогического вуза. Были получены весьма неутешительные сведения,говорящие о том, что только 20-25% студентов изначально планировали получениепедагогического образования. Остальные 75-80% имели в своем опыте неудачнуюпопытку поступления в другой вуз и оказались в педагогическом вынужденно, не отхорошей жизни. Понятное дело, что подобная неудача снижает самооценку иущемляет самолюбие, что также находит свое отражение в психологическом обликестудента и системе его отношений. У некоторых из них надолго сохраняетсяпренебрежительное отношение как к самому вузу, так и к образовательномупроцессу. Непосредственно само педагогическое образование расценивается ими как«халява», не требующая особых усилий с их стороны. И уж точно многие из них несобираются в дальнейшем работать в системе образования. Подобное сочетаниенеудачного опыта поступления в другой вуз, пренебрежительного отношения кобразовательному процессу в вузе педагогическом, низкого качества школьнойподготовки, помноженное на вышеописанную позицию администрации, подчасвынужденную решать конфликтные ситуации в пользу студентов, незамедлительнодало свой результат. Этот результат находит свое отражение в лице потрясающенаглого и не слишком отягощенного интеллектом студента, считающего себя едва лине центром Вселенной и элементарно не воспринимающего преподавателя как живогочеловека! Справедливости ради стоит отметить, что это, в основном, типично длястудентов дневной формы обучения. Хотелось бы привести примеры подобногоповедения студентов, которое еще буквально пять лет тому назад былоисключительно редким. Для некоторых (подчеркиваю, пока еще, по счастью, для меньшинства)студентов является само собой разумеющимся ввалиться в аудиторию в серединелекции в верхней одежде и усесться на свое место, не спросив разрешенияпреподавателя. Я уже не говорю про то, какую сумятицу вносят в процесс занятиязвонки мобильных телефонов. Части студентов даже в голову не приходит, чтомобильники лучше поставить на режим без звука. А говорить об этом перед началомабсолютно каждой лекции, поверьте, надоедает. Некоторые юноши,присутствуя на лекции, не считают нужным снимать головные уборы. Отдельныестуденты приходят в аудиторию без тетрадей и ручек, но зато с плеером инаушниками. По всей вероятности, лекция – это удобный момент для прослушиваниямузыкальных произведений. Чуть ли не нормой для определенной части студентовявляется пропуск всех подряд занятий без уважительной причины. В конце семестратакие студенты подходят к преподавателю и требуют дать им дополнительныезадания с последующей аттестацией. И приходится такие задания давать, посколькувсе равно администрация заставит это сделать. Некоторые, видимо, особо«одаренные» студенты умудряются где-то добывать номера мобильных телефонов преподавателейи названивают им с просьбами прийти в вуз и принять у них зачет (экзамен). Мневстречались студенты, которые возмущались тому, что преподаватель отказывалсяпринять у них зачет (провести консультацию) в удобное для них время! Ихдаже не интересовало, насколько это время может быть удобно для преподавателя. Думаю,что этот печальный перечень может продолжить практически любой преподаватель,работающий не на самых престижных факультетах педагогических вузов России.
Вот таких студентов частенько стали выпускать педагогические вузы.Остается только надеяться на то, что подобный выпускник-педагог будет держатьсяот образовательных учреждений на почтенном расстоянии. Не дай Бог, если егоугораздит пойти поработать в детском саду или школе!
Вызывает лишь недоумение позиция администрации по отношению к такимстудентам. Оказывается, в таком поведении студентов виноват … преподаватель! Несумел заинтересовать! Вот такой он нехороший!
В связи с вышесказанным невольно вспоминается анекдот, увы, пошлый, но верныйпо своей сути:
«Приходит новенькая учительница географии вкласс, а там гогот, визг ну и т. п. Говорит:
– Здравствуйте, дети.
А ей в ответ: – Пошла отсюда, с***а.
Та с рыданиями вылетает из класса и к директору. А он ей говорит:
– С ними надо по-другому: надо сначала удивить и заинтересовать. Идет он вкласс, а учительница за ним плетется. Директор дверь, как положено, ногойоткрывает:
– Здорово, мужики…
– Здорово, директор.
– А слабо презерватив на глобус натянуть?
– А что такое глобус?
– А вот об этом вам и расскажет новая учительница».
Завершая эту невеселую статью, хочется сказать, что на данный моментвремени в условиях реформы образования и реорганизации вузов рядовойпреподаватель является самым социально незащищенным субъектом образовательногопроцесса. Он практически не имеет возможности противостоять как ошибкаминновационной деятельности администрации, так и произволу и наглости со стороныстудентов. В противном случае он просто пополнит ряды своих безработных коллег.А серьезное возрастание нагрузки (без аналогичных изменений со сторонызаработной платы) окончательно лишает его возможности подрабатывать в другихучреждениях, обеспечивая себе достойное существование.
Еще немного и любовь к профессии, желание учиться самому и учить других,чувство собственного достоинства, гуманное отношение к студентам и уважение кстаршим коллегам превратятся лишь в социально желаемые словесные формулировки,напрочь лишенные какого-либо смысла.
Автор – доктор психологических наук.