будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
физика Нобелевская премия бозон Хиггса Российская академия наук
Июль 9, 2025
Наука
Демина Наталия

От бозона Хиггса до Совета научных сообществ

От бозона Хиггса до Совета научных сообществ
kuleshov_rubakov
Александр Кулешов и Валерий Рубаков обсуждают схему работы будущего Совета научных сообществ. Источник: Фото Н. Деминой

Академик Валерий Рубаков прокомментировал для «Полит.ру» известие о присуждении Нобелевской премии авторам концепции бозона Хиггса и о создании Совета научных сообществ, состоявшееся в один день – 8 октября 2013 года. В свою очередь, директор ИППИ РАН Александр Кулешов дал свой комментарий о ситуации с реформой РАН. 

Как вы восприняли новость, что Нобелевскую премию получили Франсуа Энглер и Питер Хиггс? 

Я воспринял с энтузиазмом и радостью. Я очень рад, что Нобелевский комитет принял такое решение. 

В прошлом году вы сказали, что бьетесь об заклад, что Нобелевку получат авторы бозона Хиггса. 

Вот видите, что не зря бился, а заклад не требуется. 

Михаил Шифман, лауреат премии Померанчука 2013 года, присуждаемой ИТЭФ, на лекции «Полит.ру» 19 сентября сказал, что Нобелевскую премию за бозон Хиггса не дадут, пока живы четверо ученых, а не трое. Получается, что он ошибся… 

Да, была еще одна работа Джеральда Гуральника, Карла Хагена и Тома Киббла (Gerald Guralnik, C. R. Hagen и Tom Kibble), наверное, он их имел ввиду. Но она была после статьи Хиггса. Кроме того, были независимые статьи Киббла. После первых статей было много других публикаций, но все-таки все они были следующим шагом по развитию первоначальной идеи. А сама идея, сам механизм, само представление, как может быть представлен мир элементарных частиц, была сначала предложена в статье 1964 года в Physical Review Letters Франсуа Энглера и Роберта Браута (Robert Brout и Francois Englert). Браут, к сожалению, умер в 2011 году, не дожив до открытия бозона. Если бы он не умер, то он бы тоже стал лауреатом этой премии. 

И следом в том же журнале появилась статья Хиггса, они были очень близки по времени, Питер Хигсс знал о работе коллег, ссылался на них, здесь всё чисто. Однако тонкость заключалась вот в чем. У Энглера и Браута была та же самая модель, что у Хиггса, буквально та же самая теория, и есть такая байка на эту тему. Сначала Энглер и Браут предложили некоторую модель. У них был довольно вычурный способ исследования этой модели, и они не заметили, что, по сути, открыли новую частицу, тот самый бозон. Они прошли мимо этого факта. 

А в первой версии статьи Питера Хиггса, отправленной в Physical Review Letters, тоже не было этой новой частицы. Тогда рецензент ему написал, а чем же ваша статья отличается от статьи Энглера и Браута, чем она лучше? Тогда Хигггс посмотрел повнимательнее на предложенную модель и переделал статью. В новой версии было написано, что появляется новая частица, новое возбуждение. Поэтому теперь правильно говорить о бозоне Хиггса, а механизм правильно называть Энглера-Браута-Хиггса.

Надо сказать, что Нобелевские премии даются и за результат и за то, что он пошел в массы. Было немало случаев, по крайней мере, в физике. Человек получал результат, он его где-то опубликовал, но этот результат был никем не замечен, допустим, из-за того, что результат был опубликован не английском языке. А потом появлялись независимые статьи других авторов, которые получали известность и премию. 

Такая история была с Иосифом Хрипловичем, членкором РАН, и его идей асимптотической свободы. У него была статья, где он обнаружил антиэкранировку квантовых зарядов, то, что сейчас называется квантовой хромодинамикой. В обычной электродинамике происходит экранировка, а в хромодинамике – антиэкранировка, то что теперь называется асимптотической свободой. И вот Хриплович написал  статью и опубликовал в 1968 году, в журнале «Ядерная физика», но это никак не прозвучало. А потом было две мощных статьи Дэвида Гросса, Дэвида Политцера и Фрэнка Вилчека (David J. Gross, H. David Politzer и Frank Wilczek), на английском языке, и в них было сказано, что их выводы объясняют многое в сильных взаимодействиях. За это они получили Нобелевскую премию 2004 года. А И.Б. Хриплович оказался не у дел. 

Валерий Рубаков

В чем главное значение того результата, который получили Энглер-Браут и Хиггс? 

Самое главное – предложен и сейчас вроде бы подтверждается механизм, за счет которого появляется масса в элементарных частицах. Это нетривиальная задачка, нетривиальный вопрос, потому что симметрии Стандартной модели запрещают массы в элементарных частицах. А эти коллеги предложили, как обойти запрет на присутствие масс в элементарных частицах, как дать массу всем частицам. Они предположили, что существует элементарное поле, разлитое в вакууме. И тот факт, что это поле разлито в вакууме, нарушает симметрию и дает всем частицам массу. А бозон Хиггса – это квант этого поля.

Удалось ли к настоящему моменту определить, какая из моделей бозона Хиггса соответствует эксперименту? 

Дело вот в чем. Есть самая простая модель, которую предложили Энглер-Браут и Хиггс. Потом было море других идей, но на удивление то, что они предложили – самое простое и самое такое… Я бы не сказал что красивое, как раз не очень красивое, похоже и реализуется в природе. Может быть, что в природе дело обстоит сложнее, но в рамках того, что они предложили. Это, конечно, интрига. Большой адронный коллайдер еще поработает и должен нам сказать, буквально ли это то, что написали Энглер-Браут-Хиггс или это что-то более интересное, вычурное... 

А когда это может выясниться? 

Трудно сказать, должен поработать Большой адронный коллайдер. Несколько лет или несколько десятков лет. Может быть, для этого окажется необходим новый коллайдер – e+- e-  (электрон-позитронный). 

Такой уже существует? 

Нет, есть предложения о его строительстве. Он будет, наверное, линейным, в отличие от большинства предыдущих кольцевых. Обсуждаются разные версии про его энергию и пр. "деталям". Я думаю, что его строительство, скорее всего, потребуется, потому что нужно будет прецизионно измерить параметры бозона Хигсса. Это будет обязательно международный проект, это ясно с самого начала. Его первоначальная стоимость оценивается в несколько миллиардов долларов. Это – недешевое удовольствие, сравнимое с БАК. 

Сможет ли этот новый коллайдер ответить на какие-то другие вопросы, кроме бозона Хиггса? 

Это зависит… Вообще электрон-позитронные машины – это машины для прецизионных измерений. А протон-протонная машина как БАК – это машина для открытий. Когда сталкиваются протон и протон, то из этого столкновения вылетает много всякой «грязи», поэтому открытия на нем сделать можно, а точно измерить – трудно. Для точных измерений понадобится электрон-позитронный коллайдер. Поэтому, скорее всего, если новое открытие будет сделано, то на Большом адронном коллайдере, а уж для разбора деталей – нужно создавать электрон-позитронную машину. 

Переходя к состоявшейся 8 октября встрече Совета научных сообществ и созданной Комиссии общественного контроля за реформой в науке, каков ее главный итог? 

Здесь к нашему разговору подключился и академик РАН Александр Кулешов, директор Института проблем передачи информации, который вместе с Валерием Рубаковым, Владимиром Захаровым, главой Профсоюза работников РАН Виктором Калинушкиным и представителем молодых ученых Александром Сафоновым вошел в секретариат Совета научных сообществ и Комиссии общественного контроля за ходом реформы в науке. 

Рубаков В.А.: Хорошо, что мы пришли к консенсусу. Это десяток формальных и неформальных организаций, объединений ученых, самых разных… 

Кулешов А.П.: Был представлен весь спектр организаций: от радикальных до консервативных. 

Рубаков В.А.: Мы пришли к консенсусу что делать, как делать, будем этим теперь заниматься. 

Как вы сейчас оцениваете ту стадию, на которой находится объявленная Правительством реформа Академии наук? 

Рубаков В.А.: Хаос! Пока еще начало хаоса. 

Александр Петрович, а как вы оцениваете состоявшуюся встречу Совета научных сообществ? Является ли она событием, на ваш взгляд? 

Кулешов А.П.: Вскрытие покажет. Иногда очень незначительная вещь является событием, а вещь, которая нам кажется значительной, лишь мыльным пузырем. 

Александр Кулешов

Как вы оцениваете то, что происходит с реформой РАН? 

Кулешов А.П.: В том то и дело, что пока ничего не происходит. Пока в этой реформе нет физически, материально обиженных людей. Люди обижены духовно. Они чувствуют унижение от того, что с нами так поступили, но пока не появилось людей, чьи институты, лаборатории закрыли или кого-то сократили за ненадобностью. 

Я совершенно убежден, что с Профсоюзом РАН мы вскоре разойдемся, потому что идея, что все дело ограничится сокращением 5% сотрудников, не реалистична. Но и это не главное. Я думаю, что профсоюз и сами прекрасно понимает, что это ерунда. Но они должны эту "мантру" про 5% сокращения повторять. Им нужно было усмирить Михаила Гельфанда. Виктор Калинушкин – умный человек и всё это отлично понимает, но как профсоюзный вожак он  обязательно должен говорить те вещи, которых от него ожидают. А Гельфанд с ним спорит, думая, что Калинушкин говорит всерьез. Конечно, не всерьез. Все прекрасно понимают, что никакими 5% дело не ограничится. Да и нужно же действительно что-то совершенно другое, чем разговоры о сокращениях.

Демина Наталия
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).