будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
лингвистика наука некролог
Июнь 14, 2025
Наука
Руссо Максим

Памяти Владимира Дыбо

Памяти Владимира Дыбо
Дыбо
Владимир Антонович Дыбо. Источник: Алексей Касьян

7 мая ушел из жизни Владимир Антонович Дыбо — выдающийся лингвист, специалист по сравнительно-исторической акцентологии и исторической типологии акцентных систем, один из основателей московской акцентологической школы, академик РАН.

Владимир Антонович Дыбо родился 30 апреля 1931 года в селе Пироговка Шосткинского района Черниговской области Украины, в семье железнодорожного рабочего. Окончил среднюю школу в городе Павлово в 1949 году. Поскольку, как вспоминал Владимир Антонович, он «уже в 8-м классе увлекся теоретическим и сравнительно-историческим языкознанием», то решил поступить на историко-филологический факультет Горьковского университета. Правда, вскоре он чуть было не изменил свой выбор: «Столкнувшись с удручающе низким уровнем преподавания на историко-филологическом факультете Горьковского университета и заумью марризма в отечественной теоретической литературе, я намеревался уже в следующем году перейти на физмат, но дискуссия 1950 годов и "разгром" марризма побудили меня остаться в языкознании». После окончания университета по распределению работал учителем русского языка и литературы в школе рабочей молодежи поселка Красногорск Звениговского района в Марийской АСССР.

Выписывая книги по межбиблиотечному абонементу, Владимир Антонович продолжал изучение сравнительно-исторического языкознания и вскоре написал письмо московскому лингвисту Вячеславу Всеволодовичу Иванову, где изложил свои соображения по поводу ларингальной теории в индоевропеистике. Между ними началась переписка, а потом Владимир Дыбо стал аспирантом Вячеслава Иванова (в ту пору — молодого кандидата наук) на кафедре общего и сравнительного языкознания филологического факультета МГУ. С 1958 года он стал работать в Институте славяноведения АН СССР, где проработал всю жизнь, став в итоге главным научным сотрудником отдела славянского языкознания.

В 1962 году Владимир Антонович Дыбо защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения двух балто-славянских рядов акцентных соответствий в глаголе», а в 1979 году — докторскую диссертацию «Опыт реконструкции системы праславянских акцентных парадигм». Обе эти работы относятся к главной области научных интересов Владимира Антоновича — сравнительно-исторической акцентологии, то есть изучению систем ударения в родственных языках и реконструкции ударения в праязыке. Эта область справедливо считается самой сложной в сравнительно-историческом языкознании, так как требует высочайшей аккуратности и точности в работе с языковым материалом, к тому же исследователь в ней обычно находится в тяжелых условиях, так как древние письменные памятники нередко не несут информации об ударении. С другой стороны, в этой области ничего не сделаешь без способности выдвинуть смелую гипотезу и взглянуть на известный языковой материал под новым углом.

Как раз когда Владимир Антонович начинал свой путь в науке, в индоевропейской и славянской сравнительно-исторической акцентологии начался новый этап, начало которому положила монография норвежского ученого Христиана Станга Slavonic accentuation (1957). Станг пришел к выводу, что в праславянском языке существовало три акцентных парадигмы — схемы расположения ударения в словоформах одного слова. Эти парадигмы принято обозначать строчными латинскими буквами. У слов, относящихся к акцентной парадигме а, ударение во всех формах падает на основу. У слов парадигмы b ударение всегда падает на окончание. А у слов, которые относятся к акцентной парадигме c, ударение в единственном числе ставится на основе, во множественном числе — на окончании. По мнению Станга, эти три праславянские акцентные парадигмы восходят к индоевропейскому периоду.

Владимир Дыбо видел ряд недостатков в реконструкциях Станга и занялся сам изучением истории ударения в балтийских и славянских языках и реконструкцией праязыкового состояния. Он обнаружил, что выбор акцентной парадигмы a или b в праславянском определяется типом корня, то есть фактически на более раннем этапе существовали лишь две парадигмы: подвижная и неподвижная, а парадигма b возникла в результате инновации. Владимир Дыбо и его коллега Владислав Иллич-Свитыч выявили фонетические законы, вследствие которых сформировалась новая парадигма. В дальнейшем В. А. Дыбо, его коллеги (в первую очередь В. М. Иллич-Свитыч и А. А. Зализняк) реконструировали историю ударения, проследив ее от конкретных славянских и балтийских языков к праславянскому и прабалтийскому, от них — к прабалто-славянскому, а от него — к праиндоевропейскому. Реконструкции праславянской акцентной системы посвящена книга Владимира Дыбо «Славянская акцентология. Опыт реконструкции системы акцентных парадигм в праславянском» (1981). Идеи этой работы получили продолжение в книгах В. А. Дыбо, Г. И. Замятиной и С. Л. Николаева «Основы славянской акцентологии» (1990), «Акцентологический словарь славянских языков» (1993) и еще одном труде В. А. Дыбо «Морфонологизованные парадигматические акцентные системы. Типология и генезис» (т. I, 2000). Помимо балто-славянских языков, Владимир Антонович занимался сравнительно-исторической акцентологией италийских, кельтских, индоиранских и германских языков индоевропейской семьи.

Занятия исторической акцентологией индоевропейских языков привели Владимира Антоновича к разработке общей исторической типологии акцентных систем. Он сформулировал принцип деления морфем в языках с парадигматическими акцентными системами на два класса: доминантные и рецессивные. Морфемы первого класса учитываются правилом постановки ударения в слове, рецессивные же морфемы (а также доминантные морфемы, идущие после первой рецессивной) на постановку ударения не влияют. Само же правило может быть разным. В самом простом случае доминантная морфема сохраняет ударение на себе, но она также может требовать постановки ударения справа или слева от себя. В балто-славянском праязыке ударение должно было ставиться на начало первой последовательности доминантных морфем в слове, а в абхазо-адыгских языках наоборот — на конец этой последовательности.

Также Владимир Дыбо пришел к выводу, что обнаруженные в балто-славянских и других индоевропейских языках акцентные парадигмы происходят из состояния, при котором просодическая система в языке устроена принципиально иначе, а именно каждая морфема имеет в ней собственный тон. Чтобы проследить эволюцию от тоновых систем к акцентным парадигмам, Владимир Дыбо занялся изучением ряда неиндоевропейских языков. Ему принадлежат статьи по истории ударения в абхазо-адыгских языках (1977) и языках теда-канури (1987, 1995), носители которых живут в центральной Сахаре. Например, в тапантском диалекте абазинского языка, родственного абхазскому, морфемы, соответствующие абхазским доминантным, имеют высокий тон, а абхазским рецессивным — низкий. В наиболее полном виде «тонологическая теория» происхождения морфонологизованных акцентных систем изложена в статье В. А. Дыбо, С. Л. Николаева и С. А. Старостина A Tonological Hypothesis on the origin of paradigmatic accent systems (1978). Характеризуя работы Владимира Антоновича Дыбо, А. А. Зализняк писал, что его отличает «совершенно бескомпромиссная скрупулезность по отношению к фактам и готовность затратить сколь угодно большое усилия и труды для получения стопроцентно полной информации об исходных фактах, а с другой стороны — способность увидеть за тьмами частностей стройное глобальное целое, которому и подчиняются в конечном счете все частные закономерности более низких уровней».

Другая тема исследований, которой посвятил много труда Владимир Антонович Дыбо, — проблема дальнего родства языков, в частности ностратической маркосемьи. Предполагается, что в нее входит ряд языковых семей Евразии, которые восходят к единому ностратическому праязыку. Впервые строгими методами сравнительно-исторического языкознания обосновал ностратическое родство В. М. Иллич-Свитыч, включавший в число ностратических семито-хамитские, картвельские, индоевропейские, уральские и алтайские языки. Им был подготовлен труд «Опыт сравнения ностратических языков», содержащий их сравнительную фонетику (правила регулярных фонетических соответствий между праязыками, входящими в ностратическую семью) и первую часть словаря общеностратических корней.

Но В. М. Иллич-Свитыч в 1966 году трагически погиб, не успев завершить редактирование своей книги, а значительная часть ностратического словаря оставалась лишь в виде его рабочей картотеки. В. А. Дыбо взялся за подготовку труда своего друга к печати. В 1971 году «Опыт...» был издан, а в 1976 годах последовали еще два тома ностратического словаря, подготовленные по материалам картотеки Иллича-Свитыча. В течение многих лет остается важным центром исследований дальнего родства языков организованный Владимиром Антоновичем Дыбо «Ностратический семинар имени В. М. Иллича-Свитыча». Семинар работал в Институте славяноведения РАН, а в начале 1990-х переместился в РГГУ, где Владимир Антонович Дыбо стал заведующим кафедрой славянских языков факультета теоретической и прикладной лингвистики, а затем директором Центра компаративистики Института восточных культур.

Помимо описанных сфер исследований, Владимир Дыбо посвятил ряд статей проблеме учета соотношения праязыков с археологическими культурами и методологией сравнительно-исторических исследований. В 2000 году Владимир Антонович Дыбо был избран членом-корреспондентом, а в 2011 году — действительным членом РАН.

Руссо Максим
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).