30 мая состоялись первыемероприятия в рамках саммита редакторов журнала Scientific American,который в этот раз проходит в России. Журнал был создан в 1845 г. в США и постепенностал международным изданием. Российским изданием этого журнала является «В мире науки».
«Такая конференцияпроходит ежегодно, коллектив авторов журнала собирается в разных странах, -сказал ученый и классик отечественной научной журналистики Сергей ПетровичКапица, главный редактор российского издания. - Кстати, в прошлом, в 1985-м г.,была такая встреча, и это вызвало всеобщий интерес, а главный редактор журналапотом совершил поездку по научным центрам России, и это очень сильно способствуетнашему вхождению в мировую науку. Это проблема, которая перед нами сейчас оченьостро стоит».
Программу открылаконференция в РОСНАНО, призванная дать гостям представление о деятельности этойорганизации, в частности о ее месте между наукой и бизнесом, ее роли в областиразвития и внедрения инноваций.
Собственно конференциипредшествовала получасовая экскурсия по экспозиции творчества арт-группы «Митьки».Работы, по словам авторов, призваны популяризовать нанотехнологии в широкихмассах посредством их художественного осмысления. Поэтому каждая работасостояла из двух частей. Брали, например, схему дендримера («молекулы с большимчислом концевых групп, которые могут быть заряжены в водных растворах») и рядомвешали картину под названием «Пропагандист»(многорукое существо, в каждой руке по голове-маске) или стилизованные схемыСанкт-Петербургского и Московского метрополитенов (с указанием стоимостиодной поездки) в качестве бытовой иллюстрации для сверхразветвленных полимеров.Повторяющимся мотивом экспозиции было подковываниеблохи.
Участвующий в саммитередактор еще одного международного журнала – Nature - Дэвид Суинбэнкс, когда его спросили, что он думает об этой выставке,сначала немного растерялся, а потом сказал, что он в этом не очень разбирается,но популяризация науки нужна, и если от подобных акций есть в этом смысле какая-топольза, то, наверно, хорошо.
По поводу популяризациинауки и роли Scientific American высказался Сергей Капица: «Это – один изэлементов этого дела. Не нужно преувеличивать значение научно-популярныхжурналов. Этот журнал, кстати, не занимается популяризацией науки. Онзанимается проблемой науки и общества. Какое место наука должна занимать всовременном обществе. А от того, что люди будут знать какие-то случайные обрывкинаучной информации, ничего, кроме шума, не будет. Даже ЕГЭ в этом смысле –порочная вещь. Это клочки информации без картины мира».
О деятельности РОСНАНОрассказал руководитель направления научно-технической экспертизы компании СергейКалюжный. Он сказал, что главная задача организации – это инвестирование внанопродукцию, но помимо этого она занимается созданием инфраструктуры,способствующей развитию технологий. Сюда входит, в частности, финансированиеобразовательных учреждений и научных исследований, экспертиза новых проектов, организацияуправления компаниями. Он выделил пять приоритетных областей, которымизанимается РОСНАНО: медицина, энергетика, материалы, электроника и физические,химические и электрохимические методы.
Далее последовали двепрезентации, иллюстрирующие переход от научных исследований к бизнесу. ВыступилиВладислав Бугров, один из основателей компании «Оптоган», занимающейсяпроизводством светодиодов, и Игорь Яминский, возглавивший группу, которая создаласканирующий зондовый микроскоп.
Центральной частьюпрограммы конференции было выступление главы РОСНАНО Анатолия Чубайса, которыйрассказывал о том, какие цели ставит перед собой компания и каковы прогнозы наближайшие 5 лет. Самая общая и амбициозная цель состоит в том, чтобы российскиенанотехнолонии из разряда «младшей лиги» (Minor League), где они находятся сейчас, вышли в «доминирующие» (Dominant), которые сейчас представленыСША, Германией, Японией и Южной Кореей.
«Существует ошибочноемнение, - сказал он, - что президент Медведев и премьер-министр Путин по-разномуоценивают важность развития нанотехнологий и внедрения инноваций. На самом деле,в этом вопросе они совершенно согласны друг с другом».
Чтобы продемонстрироватьмасштабы проекта, он перечислил несколько секторов, в которых ведется работа. Например,благодаря разработкам компании «Оптоган», стоимость светодиодов к 2015 г. снизится в семь раз,и их можно будет использовать повсеместно, в частности для бытового и уличногоосвещения. Далее, планируется усовершенствование радиочастотной идентификации RFID, которую сейчас используют магазины, чтобы покупатели не уносилинеоплаченные товары, а в скором времени благодаря ей можно будет создавать смарт-магазиныбез кассовых аппаратов. Проект такого магазина, по словам Чубайса, будетпродемонстрирован на следующем нанофоруме в октябре 2011 г. Разработки в областиорганической электроники вскоре позволят создавать электронные ридеры, неуступающие по качеству нынешним, но гораздо более дешевые. Такие ридеры могутсо временем прийти на смену школьным учебникам.
Развиваются технологии вобласти фотовольтаики (преобразования солнечной энергии в электричество спомощью светочувствительных элементов), что особенно актуально с учетомнедавних событий на Фукусиме. Нанотехнологии в применении к фармацевтике имедицине позволят целенаправленно лечить только те органы, которые нужно, не отравляя весь организм побочным действием лекарств. Ожидается, что к 2015 г. будут разработаныдесятки новых медицинских препаратов. Разработки наноматериалов на основе углеродаоткрывают большие возможности, потому что они вдвое легче алюминия; потеплопроводности в 9 раз, а по электропроводности в 1000 раз превосходят медь; в20 раз прочнее стали, а также обладают уникальными оптическими свойствами. Завсей этой деятельностью стоит РОСНАНО, как один из важнейших мостов, соединяющихнауку и бизнес.
После выступления Чубайсаслово взял Богумил Боузек, главный редактор чешского издания ScientificAmerican. «Я очень рад, что мы собрались здесь, в РОСНАНО. Scientific American тоже с самого начала представлял науку в видеобласти, в которой многие изобретения можно запатентовать и впоследствиипродать». «Наука – это способ преобразования денег в знания, - ответил Чубайс,- а инновации – это способ преобразования знаний в деньги. Россия издавна умелапреобразовывать деньги в знания, но преобразование знаний в деньги – это явноне наша сильная сторона. Это новый вызов. И именно этим мы здесь и занимаемся».
«Мне кажется, - сказал, всвою очередь, Капица, обращаясь к Чубайсу, - что это одно из наиболеереволюционных и многообещающих событий в современной науке, и меня оченьвпечатлило то, что вы сейчас рассказали. Но есть один момент, который в вашейпрезентации даже не был упомянут: а кто, собственно, будет это всё делать?» Делов том, что преобразование науки в часть современной экономики предполагаетналичие науки. А в России с наукой плохо, потому что перспективные ученые вмассовом порядке эмигрировали из страны, и нужно воспитывать новых. Но здесьпроблема в том, что нынешняя система образования и современные российскиеинституты едва ли этому способствуют. Когда после Второй мировой войны передСоветским Союзом встала задача развивать новые технологии, были открыты триинститута: МИФИ, МГИМО, в котором воспитывались новые дипломаты, и Московскийфизико-технический институт. Выпускники этих вузов занимались, с одной стороны,фундаментальными научными исследованиями, а с другой стороны, совмещали этотпроцесс с прикладными разработками. На создание этого коллектива ученых ушлооколо 30 лет. Сейчас нужны новые специалисты и новые институты, и откуда этодолжно появиться, не очень понятно.
Чубайс сказал, что на этов двух словах ответить трудно, но он попытается. «Конечно, высшее образование вРоссии нуждается в серьезнейших преобразованиях». Здесь он, впрочем, сослалсяна то, что в стране уже появились современные экономические школы. «Далее, -сказал он, - сейчас очень модно критиковать министерство образования и науки занеэффективность и непонимание общественных нужд. Я с этим категорически не согласен.90% этой критики – плод недоразумений и 10% высказывается из политическихсоображений». На самом деле, по словам Чубайса, министерство образования инауки медленно, но верно перестраивает всю систему образования. Наконец ввелипринятую в продвинутых странах модель зачисления в вузы по итогам единогогосударственного экзамена. Впрочем, ничто из этого не отменяет того, что сказалпрофессор Капица: шаги в нужном направлении предприняты, но этого еще далеко недостаточно. А наиболее перспективное нововведение – это инновационная школа вСколково, которая ориентируется на международные стандарты. Кроме того, отметилЧубайс, МФТИ сейчас занимается созданием очень важной специальности –технических предпринимателей. Не инженеров и не экономистов, а особо обученныхспециалистов, которых нет в других странах.
Следующий вопрос поступилот главного редактора американского издания Scientific American Мэриетт ДиКристины– она поинтересовалась, сколько уже сделано из намеченного и существуют ли ужетехнологии, которые позволят добиться заявленных результатов. Чубайс ответил,что в каждой из упомянутых категорий уже есть компания, которая занимаетсяразработками, а разработки, в свою очередь, находятся на разных этапах.Некоторые близки к производству коммерческого продукта (например, «Оптоган» и Plastic Logic).
По поводу препятствий напути развития нанотехнологий высказался Карстен Кеннекер, главный редакторнемецкого издания Scientific American. В Германии проблема связана с тем, чтолюди опасаются технических нововведений, потому что толком не знают, как этоработает и какие у этого могут быть последствия для здоровья. «Есть ли такиемоменты в России?» - спросил он. Чубайс ответил, что сомнения в новыхтехнологиях – это закономерный этап их освоения. В России пока преобладаетэнтузиазм, который вскоре может смениться разочарованием и критикой, и этосовершенно естественно.
После конференции представителинекоторых изданий поделились своими впечатлениями о начале нынешней встречиScientific American.
«Я впервые в России,впервые в Москве, - сказала Мэриетт ДиКристина. – Это красивый город. Мыприехали сюда в воскресенье, во второй половине дня. Погода была прекрасная, яуспела немного погулять. Увидела множество прекрасных произведений архитектуры».По поводу дискуссии между Капицей и Чубайсом она сказала, что образование –это, конечно, важное основание для науки и что США, как и Россия, нуждаются вреформировании системы образования, что позволит им более эффективно развиватьбизнес. Что касается визита в Москву, она ожидает узнать благодаря этому многонового.
«Меня очень впечатлилэтот проект [РОСНАНО], - сказала Анна Клаудиа Феррари из бразильского издания ScientificAmerican, - хотя я знала о нем и доэтого. Меня особенно впечатлили цифры. В проекте есть вызов – и у него естьперспективы».
«Особенно мне былоинтересно узнать об идеях в области нанотехнологий. Хотя кое-кто и опасаетсяэтих технологий», - сказал Аднан Хамуи из Кувейта и пристально посмотрел на КарстенаКеннекера. «И конференция хорошо организована», - добавил он.
Карстен Кеннекер отметилследующее: «Я много в последнее время читал (в журнале Nature) о стратегическихизменениях в отношении науки в России. Сегодня на конференции я убедился, чтоситуация вполне укладывается в ту картину, которая у меня сложилась заранее – аименно, что наука, и, говоря уже,технологии, и, еще уже,нанотехнологии становятся всё более и более важными в российской повестке дня. Явижу, что многие российские ученые говорят, что положение российской науки сильноухудшилось после распада СССР, а сейчас снова стало лучше. Я не знаю, правда лиэто, но такие сигналы поступают».
Дискуссию об образованиив России Кеннекер с интересом выслушал, но мнения по этому поводу не имеет, таккак не знает российского контекста и не берется судить. Что касается всегомероприятия, он отметил, что эта встреча Scientific American отличается от обычных: «Как правило, мы простовстречаемся со своими коллегами из журнала и обмениваемся мнениями по поводунаших изданий, иногда обсуждаем новые планы, а здесь у нас целая программамероприятий – вроде того, что только что было – и встреч с людьми, неотносящимися непосредственно к Scientific American. Так что это особая встреча»(напоминаем, что вэту программу входит и мастер-класс о публикациях в международных журналах 1июня).
Мэриетт ДиКристина поэтому поводу лаконично заметила, что у каждой страны и, соответственно, укаждой встречи своя специфика, но главный предмет – это всегда наука, а на этомфоне национальные вариации представляются вторичными.
Дэвид Суинбэнкс,руководитель восточноазиатского представительства Nature, сказал, что ему приятновидеть, что Россия инвестирует в науку, пусть даже в прикладную. «Мы, вобщем-то, скорее заинтересованы в вопросах фундаментальной науки, и я надеюсь,что благодаря этой встрече я узнаю, сколько еще предстоит сделать, чтобыподдержать фундаментальную науку. О проблемах в этой области говорил профессорКапица: все так сосредоточены на прикладном и мало уделяют вниманияфундаментальным исследованиям».
«Эта встреча в России, -продолжил он, - очень интересно организована. Это прекрасная возможность узнатьмного нового о том, что здесь происходит. Я надеюсь познакомиться со многимиважными людьми, которые оказывают влияние на российскую науку. И я надеюсь, чтопо прошествии этих нескольких дней я получу более точное представление о том,что здесь происходит. Мой взгляд на вещи уже сильно изменился и продолжаетменяться – в положительную сторону. Россия пережила очень трудный период послераспада Советского Союза, многие ученые уехали из страны. Возможно, сейчаснаступил поворотный момент, когда эти люди, увидев перемены, захотят вернуться».