Месяц назад при поддержке Российской венчурной компании прошел Техкранч-2011. Основное его содержание – анализ трендов развития новых технологий – лучше обсуждать в более спокойной обстановке, такой как новогодние каникулы.
На первом же заседании пионер инвестиций в Skype, Мортен Лунд, руководитель фонда Runa Capital Сергей Белоусов и вице-президент Yota Родион Шишков попытались нарисовать глобальную картину IT рынка и спрогнозировать возможности его развития.
Сергей Белоусов определил основные направления развития IT технологий: образование, медицина, госуслуги. Родион Шишков предположил, что устройства будут общаться друг с другом, и мы не будем догадываться об это общении, например, автомобиль будет сам записываться на техосмотр. Мортен Лунд считает, что ближайшим трендом будет аналитический паралич: «Слишком много анализа, дойдет до галлюцинаций по поводу данных, у нас никто данными не пользуется. Очень трудно использовать данные правильно».
Основным предметом обсуждения стало будущее Facebook. Чтобы не сдать позиций, он, по мнению участников, должен выйти на крупные, еще недоосвоенные рынки, и придумать новые функции. По мнению Мортерна Лунда, у самой крупной в мире соцсети большое будущее, и уже сейчас любой софт нужно начинать «привинчивать» к Facebook. Кроме того, будущее Facebook зависит и от того, предпримет ли социальная сеть попытку вступить в конкуренцию с Microsoft.
Другим немаловажным аспектом, по мнению Сергея Белоусова, станет конкуренция между интернет-браузерами. Основной вопрос - станет ли Google Chrome основным игроком. Перспективы компании Apple (которые были оценены как весьма хорошие) тоже обсуждали, но большого воодушевления это не вызвало.
Если же говорить о любимых серах образования, медицины и госуслуг, то тот же Белоусов предположил, что новые возможности вновь открывает Facebook, потому что он дает возможность объединяться по интересам вне географии. Более того, больше не нужно посредничество государства. Если не принимать во внимание размышления о совсем далеком будущем, например, о том времени, когда хирургические операции будут проводить не люди, а машины, то обсуждение этой проблемы можно свести к простому вопросу: готовы ли эти отрасли к полноценному внедрению IT-технологий? Одна из самых здравых идей, прозвучавших на обсуждении: создание рейтинга врачей по той же системе, что и рейтинга товаров и продавцов в системе eBay.com.
Управляющий директор венчурного фонда Kite Ventures Эдуард Шендерович затронул тему фильтрации информации, которую обеспечивает нам, например, тот же Facebook, что онлайн-сервисы, такие как Skype или Яндекс знают о пользователе очень многое и иногда выбирают информацию за него. Например, по такому принципу некоторые поисковые системы формируют рекламу для пользователя.
Глава Яндекса Аркадий Волож исходит из другой концепции знания о пользователе. По его словам, о самом человеке Яндекс ничего не знает, он знает лишь о том, что человек, «имеющий cookies, похожие на ваши, что-то сделал». Он сопоставляет нахождение в сети поведению на публичном мероприятии – и в том, и в другом случае мы поступаемся частичкой информации о себе.
Волож отметил, что Яндекс зарабатывает на рекламе 98%, но при этом проект не собирается сообщать рекламодателям больше информации о пользователях, чем сейчас. Более того, пользователь может включить настройки анонимности и отключить cookies.
«Анонимность страдает не от поиска, не от Интернета, а скорее от мобильных телефонов, видеокамер, которые у нас развешаны по улицам. Если вас беспокоит, что вас, в частности, видят на улице, можно сидеть дома. Везде можно найти опасность, любую хорошую систему можно извратить, но это не мешает нам пользоваться мобильными телефонами, машинами, дорогами....»
Один из лидеров российского IT коснулся и бизнес-перспектив компании. Если год назад, на ТехКранч 2010 он заявил, что не планирует делать свою компанию международной, то за прошедший год, как он признался, Яндекс начал работать на рынке Турции, а также вышел на Nasdaq. «Мы локальная компания, - отметил Волож - конкурирующая с международными компаниями на российском рынке. Но мы, в принципе, слишком многое можем, чтобы оставаться в пределах одного рынка». Однако в прогнозах относительно выдвижения на рынок США он пока что осторожен. Этот рынок, по мнению Воложа, слишком конкурентный, а вот те страны, где существует только одна поисковая система, например, некоторые страны Европы и Азии - естественная ниша для компании.