«У меня ставка 4,5 тысячи рублей, - сообщил недавно Министр науки и образования Андрей Фурсенко, – но я же не говорю, что зарабатываю всего четыре с половиной тысячи». А сколько и где зарабатывает, из скромности уточнять не стал. А журналисты из деликатности тоже не спросили. Да и чего спрашивать, если зарплата заведующего лаборатории в Курчатовском институте, как было сказано на той же пресс-конференции, составляет 1,5 тысячи рублей, а он, этот заведующий, еще умудряется в своей лаборатории чего-то такое делать, за что коллеги по всему свету институт и ценят, и хвалят. Уж наверное наш министр не глупее завлаба будет, выкрутится как-нибудь в своем бедственном положении. Да и потом. В современной научной жизни столько вопросов, что на все пресс-конференций не хватит.
Мы остановимся только на одном. Почему?
Эксперты уверяют общественность, что престиж научной работы пал чрезвычайно, что нет у молодежи желания заняться исследовательской деятельностью и строить карьеру там, где от лаборанта до завлаба путь длинною в жизнь. А количество защищенных диссертаций с каждым годом возрастает в разы.
Почему?
Материальной и карьерной выгоды научная степень при нынешней жизни не приносит ( смотри об этом первый абзац). Ремеслу она ( степень) не учит. Уважение окружающих? Так если в лаборатории сидеть, там своих со степенями полно. Во Франции, как известно, даже извозчик говорит по-французски. А если за пределы лаборатории выйти, то степень на машину вместо значка не повесишь и, как лейбл, на костюм не пришьешь. Никто за это уважать не будет.
Нет ответа. А если укоротить вопрос. Почем? Почем нынче обходится защита диссертации? Самой простенькой, кандидатской? Вот тут, если на время отвлечься от вопроса «кому обходится?», не напрягаться "кто же все-таки сегодня идет защищаться?", а задуматься лишь «во сколько обходится?», любопытная получается картина.
Мы не будем переводить в человекочасы труд в библиотеках, за компьютером, над бумажным листом, в институтской лаборатории и в остальных местах, где растет и развивается достоинство работы соискателя степени. Мы, сказать по совести, точно не знаем, как перевести эти бессонные ночи в денежный эквивалент. Но мы точно знаем, что сама процедура подготовки и защиты диссертации имеет вполне осязаемые денежные очертания. Принцип простой – чем ближе день защиты, тем денег требуется больше. А конкретно?
Начнем с простого. Когда трех- а то и больше – летний труд закончен, его надо представить на отзывы. В напечатанном и переплетенном виде. Так гласят правила ВАКа (Высшей аттестационной комиссии). Минимум четыре экземпляра. Два оппонентам, один - в ведущую организацию, и один в библиотеку для предварительного ознакомления. А себе или шефу на память? Это уже баловство. Его мы в расчет не берем, потому как все равно кругленькая сумма набегает - около 2000 рублей.
Дальше. Первым вестником, сообщающим о том, что соискатель вышел на финишную прямую, является автореферат. Именно его появление в руках оппонентов и членов ученого совета свидетельствует о том, что «клиент созрел». Но эта же брошюра указывает и на другое: растет благосостояние наших учащихся. Ибо минимальная цена печати автореферата кандидатской диссертации размером стандартным в один печатаный лист (они же 24 страницы) составляет – 2400 рублей за 100 экземпляров. Это если в родной институтской типографии, и если не в цветной, а в простой белесой обложке – словом, без прикрас. Если объем побольше, цвет не устраивает, срочность требуется или количество надо увеличить, то раскошеливайтесь дальше до 6000 рублей включительно.
Да, вспомнит бывалый кандидат, но ведь даже самый красивый и самый своевременный автореферат пешком к оппонентам и к членам ученого совета, а уж тем более в Книжную палату, не пойдет. Его туда надо послать. В тридцати экземплярах. Почтовые услуги, конверты, марки и прочие уведомления – обойдутся соискателю сегодня примерно в 400 тех же рублей.
Хорошо, автореферат уже отпечатан и разослан, отзывы от оппонентов пришли благожелательные, но кончены ли на этом расходы?
Зря кто-то так подумает. Банкет – это не десерт. Это обязательное меню. И совсем не потому, что аспиранту хочется «шоб усе как у людей». Может, он индивидуалист, но в защите что главное? Магический кворум. Нельзя начинать процедуру защиты, если отсутствуют оба оппонента или больше половины членов диссертационного совета. И каждый опытный секретарь ученого совета диссертанту намекнет, что без банкета обеспечить кворум «ой, как затруднительно». Да и действительно, продолжит умный секретарь, зачем же за бесплатно тащиться на другой конец города, освобождать драгоценное время, слушать чужих аспирантов с их далеко не всегда интересными темами? Не было бы смысла, если бы ни одно симпатичное обстоятельство: возможность обсудить и решить все накопившиеся проблемы с коллегами по тому же самому ученому совету. За банкетом - пока счастливый диссертант думает с чего начать, ибо он от волненья с утра, разумеется, ничего не ел – уже быстро разлившие усталые члены ученого совета договорились о новых аспирантах, нашли своим ученикам приличных оппонентов, утвердили тему сборника, назначили срок конференции. Все это - вперемежку с тостами, восхваляющими друг друга. Стало быть, именно последиссертационный банкет дает чувство глухого удовлетворения от не зря прожитого дня и, следовательно, именно он же является первейшим стимулом для того, чтобы на защиту все-таки прийти, в душном зале отсидеть и даже вовремя проголосовать.
Отсюда вывод: главнейшая задача соискателя – обеспечить во что бы то ни стало то самое вышеупомянутое симпатичное обстоятельство
Ну, а почем, почем нынче банкет? Это вопрос неделикатный. (Замечу в скобках: если вы умудритесь затратить на это мероприятие меньше 10000 рублей, то вас признают жмотом. К счастью, тоже в скобках. А если хотите, чтобы о вас вспоминали – без всяких скобок - как «талантливого молодого ученого, защита которого прошла блестяще!», то минимум 15000).
Но вот последняя уже подсохшая ветчина с позавчерашнего банкета доедена, и пора заняться оформлением драгоценных документов, свидетельствующих о благополучной защите. Диссертант готов потратить на это неделю? Конечно. Но готов ли он опять потратить на это сколько-то денюшек? За что? За хранение. Счастливому диссертанту надо уплатить за то, что он сдал государству на сбережение свой нетленный труд. Если он привезет этот труд сам – то суммы будут одни, а пересылка по почте обеспечит совсем иной финансовый расклад. Но мы же про самую плохенькую, дешевенькую защиту. Поэтому на метро пешком – туда, куда надо. Таким образом, за прием диссертации в РГБ (Российская Государственная Библиотека) берут совсем не много - всего 50 рублей. Думаю, скорее для порядка. А вот в загадочном ВНИТЦе (Всероссийский Научный Инофрмационный Технический Центр) потребуют 500 рублей. И не надо впускать себе в голову крамольную мысль «а что будет, если не платить?» Ничего не будет. Не выпишут квитанцию, что экземпляры диссертации сданы, куда положено. Не будет принята ученым советом папка с документами для ВАКа, ВАК не узнает о том, что вы защитились и не выпишет вам диплом кандидата каких-нибудь наук. Да и не придет крамольная мысль в голову человеку, который потратил уже под тысячу долларов на то, чтобы этот диплом все-таки получить.
И только после того, как свободный от злосчастной папки с документами – она-то уже на пути в ВАК - диссертант наконец вздохнет с облегчением, его посетит изумление « и как это я умудрился все это провернуть на 1 тысячу рублей?» Ведь именно столько составляет стипендия аспиранта даже в таком престижном и небедном заведении как МГУ им. Ломоносова. Именно в эту сумму должны уместиться минимальные (другие мы сейчас в расчет не брали) расходы на защиту диссертации.
Так что никак не отделаться нам от первого вопроса: кто же эти люди - современные аспиранты? И почему они хотят защищаться?
Ежели они дети богатых родителей или кандидаты в депутаты, и вся эта беготня за оппонентами - блажь и понты, то и ладно. Не будем о них печалиться. Есть кому о них позаботиться. А если это просто трудолюбивые, способные, да еще иногородние ребята? Нет, с них тоже тянуть надо, хотя бы по полтыщи в ВНИТЦ. Потому что если ты не депутат и родители тебя сытно не кормят, то должен ты для защиты вкалывать и вкалывать примерно в том загадочном месте, откуда наш министр науки вместе с завлабом на жизнь наскребают. А диссер после рабочей смены толковый написать очень тяжело, будь ты семи пядей во лбу. Значит, правильно государство деньги за хранения твоего труда требует. Что в нем может быть хорошего? Один тлен.