14 апреля завершился сетевой конкурс Российский Он-лайн TOP (POTOP). Судьями конкурса являются участники Международного союза Интернет-деятелей “ЕЖЕ”, в том числе видные деятели Рунета. В номинации “Научно-образовательный сайт года” победил проект “Математические этюды”. В номинации “Дизайн года” сайт занят призовое третье место. Мультфильмы и фильмы, размещенные на сайте, выполнены в современной компьютерной 3D-графике интересно и увлекательно в доступной даже школьнику форме рассказывают про решенные и нерешенные математические задачи. В трехмерной графике идеи реализуются специалистом по компьютерной графике Михаилом Калиниченко, а в Интернете – дизайнером и веб-программистом Романом Кокшаровым.
Об уникальном - не только для Рунета - проекте и вообще о научной популяризации в России Ольга Орлова беседовала с идеологом “Этюдов” – Николаем Андреевым, кандидатом физ-мат. наук, научным сотрудником Математического института им. В.А. Стеклова РАН.
«Этюды» - удивительное явление. С одной стороны, технически это, безусловно, порождение нового времени, с другой – основан проект на глубоких традициях «старорежимного» математического образования.
В России традиции научно-популярного жанра богатые и плодотворные. «Можно ли охладить комнату, открыв дверцу холодильника? Где на земле проходит граница между сегодняшним числом и вчерашним?» Эти задачи мы решали детьми, катясь в поездах в походы или сопровождая наших родителей в поездках. Кубик Рубика, игрушка Пифагор сопровождали нас в детстве, когда мы лежали в больницах. Журналы «Квант», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Техника молодежи», «Юный техник», «Сделай сам» обсуждались в кругу семьи, на кухне в обед или по вечерам… А теперь даже не многие знают, какие из этих журналов живы в наши дни. Вы думаете перечисление этих символов, это ностальгия по прошедшим временам? Нет, это попытка побудить задуматься над тем, что в прошлые, во многом смутные времена, кроме прочих, был еще и культ образованности. А теперь его нет…
Зачастую в качестве одной из причин приводят такую: у молодежи было намного меньше возможностей для развлечений. Это, конечно, правда, но и тогда можно было пить пиво в подворотне и обсуждать, кто кого круче (может быть, не именно в этих терминах), но, тем не менее, образованность была в почете. И, как мне кажется, далеко не только по тому, что академические зарплаты были высоки.
Сейчас в современном мире, когда у молодежи есть масса занимательных способов, как веселей потратить свое время, образование и науку надо рекламировать, насаждать. Такая точка зрения вызывает чаще всего отталкивающую реакцию у старших, которые понимают самоценность образования, но мир такой, какой есть. И как-то нужно пытаться сделать так, чтобы подросток захотел посмотреть научно-популярную или образовательную передачу или книгу.
Как же нужно рассказывать о научных и образовательных вопросах, чтобы захватить и удержать внимание современных молодых людей?
Одним из способов является использование языка компьютерной 3D-графики - того, к чему современная молодежь тянется. Это их язык и, желая донести до большой аудитории какие-то сведения, его можно и нужно использовать. Кроме того, графика зачастую облегчает понимание сути вопроса.
Но в каком стиле делать эту графику? Условно говоря, мультфильмов “Простоквашино” или в стиле “Масяни”? Нужно ли подстраиваться под современную моду и современные увлечения молодежи, чтобы ее представители почувствовали что-то родное по стилю и продолжили уделять внимание вашему творению (фильму, статье, сайту) или же надо пытаться навязывать и создавать моду на что-то более доброе, красивое?
Если зайдете на сайт, то на лужайке “Математических этюдов” вас встретит добрый, теплый, немного наивный, но очень уютный дизайн созданный профессиональнейшим дизайнером Романом Кокшаровым. Наша команда выбрала добрый “простоквашинский” стиль, которого сейчас так не хватает в нашей жизни. А в фильмах, воплощаемых в компьютерной графике удивительным специалистом Михаилом Калиниченко, вы найдете все тот же, немного наивный стиль, в котором излагаются не только увлекательные математические факты и их приложениях, но и проскакивают какие-то символы жизни нашей страны (кинопроектор Луч, пакет молока, …), чтобы дети не забывали, чем жили их родители.
Отталкивает ли подобный стиль подачи тех, кто мог бы увлечься содержанием, будь стиль другим?
Часто приходится слышать, что старые добрые мультики не нравятся современной молодежи, что она уже другая. Но это проистекает, на мой взгляд, не из-за того, что поменялись дети, а из-за того, что с детства приучают к другому. Я довольно много выступаю с «Этюдами» в разных аудиториях, вижу глаза и реакцию слушателей, и все больше уверяюсь, что такая подача им близка и интересна, такой стиль не устарел.
Конечно, невозможно охватить все на свете. Наша лужайка рассказывает пока только о математике. Но, на мой взгляд, у России есть превосходство именно в научной популяризации естественных наук. Видовые фильмы (как например “Птицы” или серия Жака Кусто) требуют неизмеримо больших затрат, которые квалифицированные инициативные группы не могут себе позволить. Но в естественно-научной популяризации традиции нашей страны огромны, необычайно хороши и интересны, и являются общепризнанными. Их и нужно придерживаться, поддерживать и развивать.
Как именно?
В частности, необходимо поддерживать традиции открытых научно-популярных лекций, куда бы стекались слушатели всех возрастов и профессий. Они должны читаться зубрами науки. Это не только повышает образованность, это и обогащает человеческими качествами. Потому что самое важное в образовании -это общение. Книгу или конкретную теорему можно выучить и самому. А вот общение прививает стиль, жизненные приоритеты.
И здесь крайне важна возрождающаяся традиция выездных школ, где молодежь общается с зубрами и на лекциях, и семинарах, и во время еды и игры в волейбол, и вечерами за общими беседами. Одна из интереснейших летних школ ежегодно проводится Московским центром непрерывного математического образования в наукограде Дубна. Понимая, что не все могут послушать таких ученых, ведутся видеозаписи уникальных лекций, прочитанных на этих школах. Есть так же записи лекций для школьников, прочитанных учеными на “Малом мехмате” МГУ. Есть и другие летние школы, со своими традициями, своей историей. Как объединяющее звено мы задумали и начали организовывать сайт Math.ru, где была бы собрана основная информация по дополнительному математическому образованию.
Как дети приходят к увлечению наукой? Что является импульсом?
Как правильно заметил журналист и критик Владимир Губайловский зачастую подросток вначале доверяет человеку, а затем уже его науке. И первыми, с кем встречается ребенок, это учителя. Дети, совсем неспособные к какому-нибудь предмету, это исключение. Учитель при соответствующей квалификации и таланте может вызвать интерес школьника к любому предмету. Именно с учителями, ребенок общается большую часть времени в школьные годы. Необходимо поднимать престиж учительской профессии, квалификацию учителей. Причем делать это как на местах, так и на государственном уровне. Нужно беречь хороших учителей. При резких кренах в образовательной системе хорошие учителя зачастую уходят. Даже если приходят новые, то рвется цепочка традиций.
Меня недавно пригласили прочесть лекцию по “Этюдам” в Московский педагогический государственный университет. Приглашала кафедра элементарной математики. Кстати, удивительный факт, что это один из немногих педвузов, где есть такая кафедра. Будущих учителей математики чему только не учат, а вот собственно элементарной математике, ее красоте и разнообразию, почти и не учат. Вопрос педвузовских программ очень острый и больной, много раз поднимался, в том числе и Российской академией наук, но так пока добиться от чиновников хоть каких-то действий направленных на улучшение ситуации не удалось. Но вот сейчас, читая лекцию, я был удивлен произошедшим за последние года изменениям. В зале, где собралось много студентов, в том числе сидели красивые стильно одетые парни, которые с интересом узнавали что-то новое и живо реагировали на рассказываемый материал. По привычке сказанное “не знаю, кто из вас пойдет в учителя…” вызвало бурную немного обиженную реакцию – “большинство, а то что бы мы здесь собрались…” То есть уже есть движение, что учительская профессия это важно, интересно. В нее уже идут не только те, которым некуда податься, как это было еще несколько лет назад (не хочу обидеть тех, кто учился в то время, всегда были энтузиасты, всегда были яркие личности, я про среднестатистического студента…). Приятно, что этот случай не исключение. Заменяя на уроках математики свою мать, уникального учителя работающего в одной из московских школ, я с радостью наблюдал, как при решении задач дети сгруппировались вокруг лидеров и заводил класса и вместе под их предводительством обсуждали, как и что решать.
Осталось дождаться когда верхи станут хотя бы не мешать, а помогать таким процессам в обществе, и тогда уже что-то будет налаживаться. Как верно заметил один мой знакомый, есть опасения, что для этого необходимо появление современных “декабристов” в полном смысле этого слова, людей из верхов, образованных, думающих о стране. Но революции в образовании (да и не только в нем) наносят вред. Нужны какие-то другие реализации.
Что сейчас можно было бы делать?
Дабы достичь те цели, про которые идет речь, в масштабах России необходимо, чтобы все это стало частью общегосударственной политики, причем не только на словах. Например, существует социальная реклама, и ее частью могла бы быть реклама образованности.
Телевидение является наиболее мощным по воздействию средством массовой информации. Как мне кажется России, необходим мощный интересный образовательный канал. Возможно, по началу предоставления prime-time уже раскрученных каналов под образовательные цели. Сейчас, используя компьютерную графику, другие современные технологии можно создавать образовательные передачи, которые будут увлекать молодежь. А применение современных PR-технологий поможет снова ввести в стране моду на образованность.
Конечно же, так как государство является моделью с ограниченными ресурсами, то возникает проблема распределения средств. На образование и даже, наверное, больше на его рекламу необходимо тратить много, причем эти деньги “окупятся” далеко не сразу. Но тратить надо с умом. Как правильно заметил удивительнейший человек и учитель математики Борис Петрович Гейдман – когда в образовании появляются деньги из него вытесняют бессеребренников. А именно они являются залогом хорошего образования. И даже сейчас государство тратит на образование деньги, но, к сожалению, способы распределения оставляют желать лучшего.
Для развития образования сейчас, по всей видимости, необходимо меценатство. Если у кого-то возникает вопрос “а зачем на это тратить деньги?” ответ простой – задумайтесь, насколько будет безопасно и свободно гулять по улицам, насколько будут деградировать или наоборот совершенствоваться ваши дети общаясь со знакомыми и друзьями, пользуясь общественным транспортом – все это во многом зависит от образованности общества, от которого не оградится никакими деньгами и заборами. И радостно, что даже сейчас существуют уже фонды, поддерживающие образование, студентов, науку. Их уже не мало, но, конечно, должно быть больше.
В заключении хочется выразить благодарность команде “Математических этюдов” – Михаилу и Роману, за то, что их энтузиазм и профессионализм позволяет реализовывать новые интересные идеи в научно-популярном жанре. А также выразить благодарность всем учителям, педагогам, ученым, друзьям, кто своими советами и поддержкой помогал “Этюдам” и без которых не было бы этого уникального российского научно-образовательного проекта, несущего знания и доброту.