будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Соцфак МГУ
Июнь 14, 2025
Наука

«Попытка дать независимую оценку качества социологического образования на Соцфаке провалилась»

1. Как бы вы охарактеризовали уровень образования на социологическом факультете МГУ? Насколько, на ваш взгляд, он соответствует современным научным требованиям? Какие конкурентные преимущества имеет социологический факультет МГУ на рынке социологического образования?

Социологический факультет МГУ с момента своего основания не был нацелен на производство качественного социологического образования. Его создатели преследовали множество целей - в том числе цели личного обогащения под широким зонтом МГУшного бренда - но задача создать "лучший социологический факультет в лучшем вузе страны" ими не ставилась. Поскольку никакой "игры на повышение" факультетом не велось, о конкурентных преимуществах факультета на рынке образования сегодня говорить бессмысленно...

2. Были ли сформулированы в ходе конфликта и его обсуждения какие-то проблемы, значимые с точки зрения социологии и преподавания социальных наук? Какие? Если ничего нового сказано не было, какие из обсуждавшихся проблем современной российской социологии, на ваш взгляд, являются наиболее серьезными?

Главная проблема, сформулированная в ходе конфликта, - это проблема качества преподавания социологических дисциплин и возможности его независимой оценки. Итоги конфликта неутешительны: социологическое сообщество фактически расписалось в своем бессилии и неспособности к минимально эффективной саморегуляции - попытка дать независимую оценку качества социологического образования на соцфаке провалилась (не в последнюю очередь - по политическим причинам).

3. На ваш взгляд, почему проблема плагиата, затронутая студентами, не стала предметом профессиональных дискуссий последних лет? По вашим сведениям, насколько и в каких формах распространена практика плагиата в российских социальных науках? Какими способами эту проблему можно решать?

О проблеме плагиата среди студентов в последние годы было написано немало статей - о той логике, которая движет плагиатором, сшивающим куски собственных и чужих текстов, о "растворении авторства" и технизации интеллектуального производства как такового. Однако разговор о плагиате среди самих производителей научного знания был воспринят как удар не по соцфаку, а по социальной науке. В итоге диспутанты предпочли отказаться от столь горячей темы во имя сохранения чести мундира. Осуждать это решение (сознательное или имплицитное) я не могу - его основания мне по-человечески понятны.

Даже доказанных случаев плагиата (в книгах А. Кравченко) достаточно для того, чтобы говорить о распространенности этого явления (хотя, откровенно говоря, другие примеры столь циничного плагиата я привести затрудняюсь). Решить эту проблему в отсутствие эффективных механизмов саморегуляции профессионального социологического сообщества невозможно...

4. Как вы оцениваете действия студентов и коллег-социологов в ситуации конфликта? Повлияло ли развитие конфликта на ваше представление о российской социологии, о коллегах? Могли бы вы кратко сформулировать свои впечатления?

Я затрудняюсь дать какую-либо однозначную оценку действиям коллег и студентов. Прежде всего, потому что само разделение на "коллег" и "студентов" кажется мне абсурдным: если студенты с самого первого дня своего обучения не являются нашими коллегами, о каком качественном социологическом образовании может идти речь?
Изначально выход студентов "на баррикады" представлялся как "бунт во имя знания", как своего рода попытка политическим путем добиться того, что предполагал сам факт их поступления на социологический факультет МГУ - получения качественного образования и интеграции в социологическое сообщество. Затем у меня возникли сомнения в искренности таких деклараций - действительно ли это "бунт во имя знания" или, скорее, "бунт во имя бунта"? Как только "трансцендентное", ценностное измерение конфликта отошло в тень и речь зашла о вопросах исключительно политических - "должен ли Добреньков занимать этот пост?" и т.п. - конфликт перестал быть мне интересен.

5. Как, на Ваш взгляд, конфликт на социологическом факультете МГУ повлиял на ситуацию в социологии в целом, на состояние социальных наук? Как, на ваш взгляд, он отразился на преподавании социологии? На отношениях между преподавателями и студентами? На отношениях между коллегами?

Никак.

См. также:

  • Валерий Анашвили. Социологический факультет МГУ: как хвост иногда помахивает собакой

См. также ответы других опрошенных экспертов:

  • Владимир Малахов
  • Александр Фридрихович Филиппов
  • Никита Покровский
  • Гарольд Ефимович Зборовский
  • Александр Юльевич Чепуренко
  • Александр Бикбов
  • Александр Анатольевич Ослон
  • Павел Романов
  • Галина Иосифовна Саганенко
  • Нина Сорокина
  • Михаил Рожанский
  • Сергей Ушакин
  • Данаил Живков Кондов
  • Жан Терентьевич Тощенко
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).