будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Наука
Бузятов Евгений

Постимперский взгляд на имперского политика

Общепринятое мнение о министре народного просвещения Сергея Уварове сформировано благодаря очеркам либерального историка А.Н. Пыпина. Им же в 1875 г. введено понятие «официальная народность», ставшее термином для обозначения периода царствования Николая I, которое с самого начала имело негативную окраску. Уваровская триада «православие – самодержавие – народность» трактовалась Пыпиным не только как антилиберальная, но и как антиевропейская, реакционная. Алексей Миллер (ИНИОН РАН, Central European University, Budapest) считает такой подход в значительной мере примитивизацией исторической роли Уварова. С докладом о необходимости корректировки точки зрения А.Н. Пыпина он выступил на семинаре «"Официальная народность"? К переоценке С. С. Уварова», первом в этом учебном году в цикле «Историческое знание». Семинар был проведён 19 сентября Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ.

Трактовка Уваровым первых двух элементов его триады была достаточно утилитарной. Православие  вообще не упоминалось в первоначальных набросках его идей – речь шла о «традиционной» и «национальной» религии. Это уже отмечалось в литературе, так, Андрей Зорин пишет о «конфессиональном индифферентизме» Уварова. Традиционную, «положительную» религиозность он стремился противопоставить, с одной стороны, «мечтательным призракам» мистицизма, характерным для последних лет александровского царствования, а с другой, рационализму. Самодержавие, по Уварову, представляет собой «необходимое условие существования Империи в ее нынешнем виде» и не претендует на роль наиболее справедливого или подходящего России государственного устройства.

Наибольшее число разногласий у исследователей вызвала трактовка понятия «народность», что неудивительно, так как оно определено в текстах Уварова весьма туманно. Возможно, Уваров пытается открыть давно назревшую в империи дискуссию на тему народности. Можно предположить, что Уваров стремился косвенно участвовать в этой дискуссии посредством своих отношений с историками, среди которых он особо выделял Н.Г. Устрялова. Следует отметить, что для Устрялова не был характерен антиевропейский пафос, свойственный Погодину и Шевыреву. В трактовке Устрялова, успехи России «приготовляют русское царство к занятию почетного места в системе Европейских держав» (Устрялов Н. О системе прагматической русской истории).

Уваров никогда не ратовал за Россию, противопоставляющую себя Европе, но мечтал о том, чтобы Россия вышла из роли подмастерья, что было особенно актуально после успеха в войне с Наполеоном. С другой стороны, Уваров трезво смотрел на возможность ассимиляции имперских окраин: он не занимается реформой начального образования на периферии, но организует новые университеты. Здесь его главной задачей была культивация уважения к русскому языку и к русской культуре со стороны наиболее образованной элиты окраин.

Примитивизации своих идей Уваров опасался. Как это ни парадоксально, он мог бы подписаться под словами П.Я. Чаадаева, который в своём письме П.А. Вяземскому от 29 апреля 1848 высказывает скепсис по отношению к изменениям, произошедшим с появлением идей российской «взрослости» и «уверенности в себе». «Не поверите, до какой степени личности людей в нашем краю изменились с тех пор, как мы облеклись этой народною гордыней, неведомой отцам нашим», - пишет Чаадаев.

Важным элементом тактики Уварова как бюрократа было стремление избежать насильственных методов при проведении политики в отношении различных этно-конфессиональных групп и добиться сотрудничества со стороны представителей той группы, на которую он стремился воздействовать. Мотив противопоставления методов деятельности министерства просвещения (постепенность и ненасильственность) импульсивным, репрессивным, полицейским мерам постоянно встречается в документах Уварова, адресованных царю. «Воспитание не есть полицейская мера», писал Уваров. Этот мотив возникает и при обсуждении политики в отношении поляков, и в описании планов относительно остзейских губерний.

Миллер отмечает, что его доклад не есть попытка дать Уварову положительную оценку. Темы, которых касался Уваров, например, отношения России и Европы, взаимоотношения русской нации и империи, соотношения русской национальной территории и империи, вопрос о темпах, методах и целях русификаторских усилий, оставались в центре общественных дебатов до конца существования империи Романовых, и некоторые из них остаются актуальными и сегодня. «Дело не в том, были ли ответы Уварова на эти вопросы правильными – мы не можем претендовать на то, что знаем правильные ответы, если они обсуждаются и в 21-ом веке», - говорит историк. Важно то, что ответы уварова не выглядят ни плоско-либеральными, ни реакционными, они не страдали радикализмом, изоляционизмом или ксенофобией.

В конечном счете, национализм Уварова так же утилитарен, как религия и самодержавие. Он должен обеспечивать целостность и стабильность Империи, которая была для Уварова самым важным, хотя и не заявленным элементом его формулы.

Бузятов Евгений
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).