будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
физика Книга. Знание
Июнь 16, 2025
Наука
Демина Наталия

«Прийти в состояние, равное самому себе»

«Прийти в состояние, равное самому себе»
leonid_ponomarev
"Своих детей я всегда учил одному и тому же: цель жизни – прийти в состояние равное самому себе"

Мы продолжаем цикл интервью о книгах и посветительстве беседой с докт. физ.-мат. наук, членом-корреспондентом РАН, лауреатом премии «Просветитель» за 2009 год, автором книги «Под знаком кванта» Леонидом Пономарёвым. Беседовала Наталия Дёмина. 

Леонид Иванович, в каком возрасте вы научились читать, и какой была ваша первая книга? 

Думаю, что это было лет в 6. А первую книгу я помню, это был рассказ Чехова «Налим» (в то время для детей издавалось много таких мини-книжек). 

Как книги попадали в ваш дом? Вам родители покупали? Вы ходили в библиотеку? 

В городе было два завода и одна заводская библиотека, и в 12 лет отец меня в неё привёл. Я помогал там клеить формуляры, выдавал книги и вообще чувствовал себя большим. Там я много и увидел книг на будущее, и читал тоже. 

Где вы жили? В каком городе было это? 

Это был небольшой город Дружковка Донецкой области (30 тыс. жителей, сейчас это на Украине). Как всякие места детства об этом городе у меня остались самые замечательные воспоминания. Это я уже потом прочитал в чеховской «Степи», что это как раз те места, где пролегал Чумацкий шлях, по которому возили из Крыма соль тогдашние «дальнобойщики»-чумаки (на украинском языке «Чумацький шлях» – это Млечный путь.) Ну, и небо там особое. 

Чувствуете какую-то близость, может быть, к Николаю Гоголю? 

К кому? 

К Гоголю, потому что он тоже из Малороссии. 

Ну, да. Могу вас порадовать: на Украине книги Гоголя уже переведены на украинский язык, и он почитается как классик украинской литературы. По этой логике автор «Ромео и Джульетты» – классик итальянской литературы. 

А книги Гоголя вам нравятся? 

Как всякая классика, они вне критики. Нельзя сказать, что они мне близки особо, но это хорошо. 

Ваша семья выписывала какие-то научно-популярные журналы? 

Скажем так, моя семья не принадлежала к кругу интеллигенции, поэтому никаких таких журналов не выписывала. Но когда мне было лет 13, то родители потерпели большие расходы: они выписали мне полное собрание сочинений Горького. Я помню это ощущение, когда я, прижимая к груди первый том, пахнущий краской, вышел из книжного магазина на пыльную и знойную базарную площадь. Там в клетках изнывали  звери из бродячего зоопарка, а со столба в динамике Клавдия Шульженко пела «Голубку». 

А почему именно вам решили подарить книги Горького? 

Родители считали Горького самым лучшим писателем. Я его честно всего прочел, включая «Клима Самгина», по мере того, как выходили тома. 

Что думаете об этом герое? 

Ну, что… Как это называется… «Морковный кофе» (смеется). 

Были ли книги в вашем детстве, юности, которые, как вам кажется, сделали вас физиком, ученым? 

Да, у меня был учитель физики, совершенно замечательный человек. Учителей не хватало и мы учились у него долго: он последовательно преподавал нам немецкий язык, логику,  потом ещё что-то, математику, и, наконец, физику. А еще он по вечерам в свободное от работы время преподавал желающим музыку, учил играть на скрипке, а в молодости занимался черной магией. 

Время было суровое, по-своему интересное. Я помню, как в 8 классе отец народов железной рукой направил в наш небольшой городок двух выпускниц Ленинградского университета. Одна преподавала нам литературу, а другая – историю. Ева Семёновна Цуйтлин (она преподавала историю) сразу же организовала драматический кружок и еще кружок танцев. Я участвовал в обоих, и в моем репертуаре была и роль Чичикова, и роль Тимура, и даже Победоносикова. 

Кружков было много, и впечатления об этих кружках остались до сих пор. Кружок по истории: учитель в полном восторге рассказывает о битве Александра Македонского при Гавгамелах, да так, будто сам присутствовал при этом. Хорошо учили тогда, на самом деле хорошо. 

Почему вы выбрали именно физику? 

А это не очень понятно, потому что главный учитель у нас был по химии, он же завуч. Помню, как он поручил мне в 8-ом классе рассказать про электронное строение лантанидов. Даже сегодня про это не каждый студент расскажет. 

Когда мне стало 17 лет, я приехал в Москву, ещё не зная, куда  буду поступать. Я знал только, что  хочу знать физику, химию и математику. Посоветоваться было не с кем, и по справочнику я выбрал физико-химический факультет Менделеевского института. И я туда поступил, тогда это было можно – даже пареньку из рабочего посёлка. 

Но на 4-ом курсе ушёл оттуда и поступил на второй курс физического факультета МГУ: я решил, что это больше соответствует моим наклонностям. Осуществить это было непросто (год я был без стипендии), но  время было романтическое: ну, как же можно иначе, если знаешь, как сделать лучше. 

Как родилась идея написать книгу «Под знаком кванта»? 

В начале 60-х годов Хрущёв объявил программу «большой химии». Был основан журнал «Химия и жизнь», который сразу же стал искать авторов. По какой-то цепочке знакомых вышли на меня, предложили что-то написать. Я говорю: чтобы написать про то, что мне действительно  интересно, надо сначала объяснить идеи и понятия квантовой физики. Эта затея вылилась в десяток статей, которые выходили раз месяц или раз в два месяца. А потом, когда этот цикл завершился, главный редактор М.Б. Черненко сказал мне: «Слушай, это же книга. Собери это всё вместе». Ну, я и собрал. 

Книга вышла в серии «Эврика», она называлась «По ту сторону кванта». Сейчас в это трудно поверить, но её тираж был 100 000 экземпляров. Она до сих пор хранится у многих,  я даже знаю директоров крупных институтов, которые свой путь в науку начинали с неё. 

Леонид Пономарев в 1971 году

Леонид Пономарев в 1971 году

Каков же совокупный тираж книги в совокупности с переизданиями? 

Так навскидку, по-моему, 5 или 6 изданий было, это же началось ещё в 1971 году. Правда, потом был большой перерыв до 1985 года, когда я сознательно начал работать над переизданием книги. После первоначального всплеска эмоций, которые сопровождают первое знакомство с идеями квантовой физики, появилось желание «дорисовать картину», т.е. рассказать о том, как под влиянием науки о квантах изменилась жизнь и мировоззрение цивилизованных народов.

Ведь когда мы учились, то первые представления об этом мы узнавали из книжек  Перельмана. Книжки замечательные, но за сто лет научная картина мира изменилась кардинально, и, в основном, благодаря квантовой физике. А её приложения изменили не только наш повседневный быт, но, прежде всего,  сознание образованных людей.  Именно это я хотел донести до читателя: главное, все-таки, не приложения (как нас учат сегодня), а фундаментальная наука и создаваемая ею научная картина мира. 

Первый вариант книги «По ту сторону кванта» увидел свет в 1971 году, затем дополненные издания «Под знаком кванта» вышли в 1984, 1989 и 2007 годах. Окончательная версия книги появилась в 2012 году.

Издания книги

Когда вы стали лауреатом премии «Просветитель» за 2009 год, что вы тогда почувствовали? 

Я не помню. Но ничего специального. Как писал наш национальный поэт, «негр, у которого были белые рабы» (Татьяна Толстая): «Ты сам свой высший суд». 

Мой дедушка с 6 лет меня учил простым вещам. Он не понимал, что такое энтропия и даже слова такого не знал, но он мне всегда говорил: «Ты, внучек, старайся, чтобы хорошо было, потому что плохо – само получится». 

Чувствуете ли вы себя self-made man?

 Я не очень понимаю, что это означает: человек всегда – продукт общества, семьи и обстоятельств (вспомните Маугли). Своих детей я всегда учил одному и тому же: цель  жизни – прийти в состояние, равное самому себе. Поэтому то, что я делал, мне всегда нравилось, а то, что не нравилось, не делал никогда. Но сказать, что это целиком моя заслуга (или недостаток) – не могу. 

Успеваете ли вы сейчас читать научно-популярные книги? Можете ли вы какие-то порекомендовать? 

Читаю я сейчас мало (как говорится, чукча – не читатель, чукча – писатель). Из последних – это книги Игоря Сергеевича Дмитриева – хранителя кабинета Д.И. Менделеева в Петербурге. Он написал замечательную серию книг по истории науки  (которые, к сожалению, не включили даже  в длинный список «Просветителя»). 

У него есть книга «Неизвестный Ньютон», книга о Д.И.Менделееве, книга о науке периода Французской революцию. В  последние годы он издал три книги об истории становления гелиоцентрической системы мира: о Копернике, о Галилее – с привлечением архивов Ватикана и всего корпуса европейских исследований за прошедшие 300 лет. У него есть также исследования о Фрэнсисе Бэконе и Михаиле Ломоносове, и все они глубокие. Это не мой жанр – для меня важно отследить движение идей на основе хорошо установленных фактов. Но книги Дмитриева – это явление,  к сожалению, пока мало известное и достойно не оценённое. Из последних прочитанных книг, пожалуй, его книги оставили самое большое впечатление и я их настоятельно рекомендую читать. 

Можно ли как-то мотивировать ученых писать научно-популярные книги, или это все-таки дар, который если есть, то есть? 

Мотивировать… Как мотивировать? Как можно мотивировать поэта написать стихотворение? Заказные книги хорошо не получаются, хотя профессионалы, владеющие ремеслом – не редкость. Для меня пример такого профессионала –  Айзек Азимов. Вот он на любую тему (вплоть до путеводителя по Древней Греции) мог написать прекрасную книгу, причем обоснованную, опирающуюся на факты. В этих книгах много достоверной и полезной информации, но они не увлекают воображение. Настоящая книга – это все-таки всегда переживание, особенно когда она адресована молодёжи. 

Что вы думаете о будущем книги? Боитесь ли вы того, что электронная книга потихоньку сменит бумажную книгу? 

Все мы читали Рэя Брэдбери. Будем надеяться, что всегда останутся люди, которые будут помнить наизусть Гомера и другие великие книги. Книги много раз и по разным поводам жгли на кострах, но всё же они сохранились. А вот перекрыть десяток серверов в Интернете – это элементарно. Манускрипты сохранились через века, а если порушить серверы, то ничего не сохранится. 

Бумажная книга, по-вашему, более надежный носитель, чем электронный? 

Да не в этом дело. Она – живой носитель. Я уже говорил про запах, фактуру книги – это же совсем другое ощущение. Это – как воспоминания детства, каркас личности. А клиповое восприятие не оставляет следов или оставляет, но не те, скажем так. Поэтому как в таких случаях говорят: «Мы-то не доживём, но детей – жалко». 

Спасибо большое за интервью.

См. также:

  • Рецензию А. Семихатова "Пятьдесят оттенков квантового" на книгу Л. Пономарева "Под знаком кванта"
Демина Наталия
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).