«Давайте сделаем эту премию событием», – с таким призывом обратился к издателям и журналистам основатель Фонда «Династия», известный ученый, бизнесмен и благотворитель Дмитрий Зимин на пресс-конференции 24 февраля 2009 г. по случаю старта нового года премии «Просветитель».
Он выразил надежду, что созданная в 2008 г. премия станет в каком-то смысле вечной, во всяком случае, организаторы постарались сделать её существование и финансирование не зависящим от одного человека.
Одним из мотивов создания премии было желание Дмитрия Борисовича разделить радость от прочтения хороших научно-популярной книг, составляющих культурную основу страны, с максимальным количеством людей. Зимин отметил, что иначе «неразделенная радость – не радость» и пояснил: «если тебе довелось прочесть хорошую книжку, о которой думаешь, елки-палки, если бы ее прочли все, то жизнь стала бы другая. Ну, как же так. Почему они не знают? Как им об этой книге рассказать?».
Среди изданий, которые захватили Зимина в последнее время, книга Александра Янова «Россия и Европа. 1462-1921». По мнению Д.Б., «это – книга-предостережение, книга-набат», а ее автор «жжет сердца глаголом». Еще одно издание – книга Л.И. Пономарева «Под знаком кванта». «Скучно жить, если не читать такие книжки», – подчеркнул создатель премии.
В заключение своей короткой и эмоциональной речи Зимин выразил признательность всем тем, кто сделал существование этой премии возможным, в частности, сопредседателям оргкомитета Александру Архангельскому, ведшему пресс-конференцию, и Александру Гаврилову (комментарий последнего см. ниже).
В свою очередь, известный телеведущий и журналист А. Архангельский рассказал об условиях подачи заявок на участие в конкурсе этого года. Основную задачу премии он видит в том, чтобы «подтолкнуть рынок к работе с научно-популярным жанром, чтобы рынок опять почувствовал вкус к этой работе, и система книгоиздания задышала».
Он сообщил, что представить книгу на суд жюри в этому году могут:
– издательства, обладающие соответствующей лицензией, выданной в установленном порядке;
– штатные сотрудники государственных музеев;
– профессора вузов, имеющих государственную аккредитацию;
– сотрудники НИИ, член-корры и академики системы РАН, РАМН и РАО («никаких других академий [в рамках регламента премии] мы не признаем», – отметил А. Архангельский);
– члены жюри (каждый член жюри имеет право довыдвижения, после того, как увидит список номинантов).
В отличие от прошлого года в этом сезоне, помимо уже изданных книг, будут приниматься рукописи книг на стадии макета. Одна книга (включая рукопись) может быть представлена на суд жюри только один раз. Не важно, станет ли она победителем конкурса или нет – в последующие годы уже рассмотренная книга не будет оцениваться жюри и будет отсеяна по формальным признакам. Принимаются только книги и рукописи, написанные изначально на русском языке, не переводные книги.
Ведущий обратил внимание на то, что в этом сезоне организаторы не стали вводить ограничения на год издания книги, но подчеркнул, что номинантами премии могут стать только издания, находящиеся в первичной продаже (не букинистические). Решение оргкомитета А. Архангельский пояснил так: «Страна раздроблена в издательском отношении, мы могли пропустить то, что выходило небольшими тиражами и в регионах и надо шанс тем, кто не попал в поле зрения в прошлом году».
Заявки принимаются до 15 мая 2009 г. А. Архангельский отметил, что оргкомитет будет советоваться с сообществом научных журналистов, просеивая лонг-лист по формальным соответствиям: является ли книга-номинант научно-популярным изданием или нет. «Научно-популярной книгой считается то, что жюри сочтет научно-популярным изданием», – так лаконично Архангельский сформулировал общий подход к оценке книг-номинантов. По его мнению, давать жесткое определение, что можно считать науч-попом, а что нет, значило бы мешать развитию и так не слишком пока процветающей области книгоиздания.
В июне после очного и заочного голосования жюри будет опубликован длинный лист премии, летом жюри будет оценивать отобранные книги и консультироваться с экспертами, а в начале осени станет известен шорт-лист «Просветителя-2009». Обсуждение книг можно будет вести не только в СМИ, но и на сайте премии. В ноябре будет объявлен лауреат этого года, а затем, в 2010 г., начнется новый сезон премии.
В состав жюри 2009 г. вошли: проректор РГГУ, филолог Дмитрий Бак (он присутствовал на пресс-конференции и его комментарий опубликован ниже), поэт, математик, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, создатель интернет-проектов Антон Носик, ведущий научный сотрудник ФИАН, доктор физ.-мат.н., переводчик Алексей Семихатов. Председателем жюри стал академик РАН Юрий Рыжов, обладающий правом дополнительного голоса. Шестым членом жюри стала лауреат премии за 2008 год – Марина Сванидзе, а в следующем году ее сменит победитель 2009 г.
Заявки на конкурс подаются в свободной форме. В ней должны быть изложены следующие сведения:
– ФИО, место работы и должность заявителя, а также его контактный телефон и адрес электронной почты;
– название книги-номинанта, ФИО ее автора;
– данные об издательстве, издавшем или планирующим издать книгу-номинанта, дату ее издания. К заявке также должен прилагаться документ, подтверждающий согласие автора книги на участие его работы в конкурсе и факт его знакомства с условиями премии. В рамках премии возможно самовыдвижение.
Журналисты сразу же выразили удивление, что заявку на премию 2009 г. не сможет представить ни один научно-популярный журнал, сайт или газета России, им придется действовать окольными путями через издателей, музейных работников, ученых или преподавателей. «Я как профессор вуза могу подать заявку, а как зам. главного редактора журнала нет?», – уточнил представитель «Науки и жизни». Увы, это оказалось так. А. Архангельский признал эту несуразность и пообещал в будущем внести исправления в регламент премии.
«Планируется ли расширить сферу действия премии на другие медиа: телевидение и радио?» – спросил корреспондент «Полит.ру». Архангельский отметил, что делать это пока рано, что «давайте возделаем свои шесть соток, потом уже можно перейти к возделыванию гектара, освоим гектар – пойдем дальше».
Также прозвучала идея создать премию «Анти-Просветитель» и присуждать её вместе с «Просветителем» авторам книг, заслуживших недобрую славу самых псевдонаучных изданий года. Архангельский и Зимин поддержали эту идею, но считают, что раз уж научные журналисты думают о её создании, то и основную организацию должны взять на себя. По мнению Дмитрия Борисовича, подобную премию стоило бы назвать «За мракобесие», подчеркнув, что его, также как и многих ученых, пугает опасный процесс одичания страны.
В этой связи стоит отметить, что скоро состоится вручение книжной антипремии «Абзац» за самые сомнительные достижения в области книгоиздательского дела в 2008 г. Ее организаторами выступили газета «Книжное обозрение» и журнал «Что читать». Премию получат горе-переводчики за «Худший перевод», горе-редакторы за «Худшую редактуру» и горе-корректоры за «Худшую корректуру», а также будет вручен приз за худшее всё – «Полный абзац».
В заключение пресс-конференции Александр Архангельский внес толику таинственности, сообщив, что организаторы премии предусмотрели ряд сюрпризов, о которых пока не время говорить. Дмитрий Зимин засмеялся и сказал, что Архангельский очень просил об этих сюрпризах сегодня не говорить, а сам… Казалось, что сейчас ведущие все-таки раскроют один из секретов, но этого не случилось.
Организаторы также сообщили, что при поддержке Фонда «Пушкинская библиотека» комплекты с книгами-финалистами 2008 г. и книгами «Династии» были разосланы в 125 библиотек России (по 2 комплекта в каждую), включая пояснительную брошюру о премии и книгах. «Мы живем в разнородной стране, которая живет в разных исторических и экономических эпохах и везде аудитории разные. Где-то как в Москве и Питере все само собой разумеется, а где-то нужно объяснить библиотекарю как с этими книгами работать», – отметил ведущий.
В ближайшие месяцы в областных библиотеках России состоятся презентации премии и книг-финалистов. 28 февраля – 1 марта 2009 г. финалист прошлого года, известный лингвист, профессор РГГУ Максим Кронгауз (недавно на «Полит.ру» состоялась его публичная лекция) выступит перед читателями в Новосибирске в рамках книжного фестиваля «Кухня». Затем пройдут презентации «Просветителя» в Чебоксарах, Вологде, Ростове-на-Дону, Таганроге и др. городах России.
«Полит.ру» обратилось к Дм. Баку и А. Гаврилову с просьбой рассказать об их отношении к премии «Просветитель». Публикуем комментарии коллег.
* * *
Дмитрий Бак, филолог, проректор РГГУ, член жюри 2009 г.:
Почему вы согласились стать членом жюри премии «Просветитель»?
У меня не было сомнений по этому поводу. Ну, во-первых, потому что эту премию придумал Дмитрий Борисович Зимин, потому что здесь работают мои коллеги и друзья Александр Архангельский, Александр Гаврилов, Евгений Бунимович, потому что жюри возглавляет Юрий Алексеевич Рыжов, к которому я отношусь с почти суеверным почтением гуманитария перед специалистом в точных науках. Кроме того, я сам именно просветительством занимаюсь всю свою профессиональную жизнь.
Ведь убедить и «просветить» непрофессионала – самое важное. Одно дело, когда два атеиста убеждают друг друга, что Бога нет. Или два верующих убеждают друг друга, что Бог есть и именно такой Бог, в которого они верят. Гораздо труднее – выйти за пределы замкнутой касты ученых и объяснить что-то простому человеку. Обычный человек настолько отстал от достижений науки! Лингвистика, например, доказывает, что по времени распада тех или иных гласных можно датировать события далекого прошлого. Как это себе представить? А физика? Как наглядно вообразить, что такое электрон – то ли частица, то ли волна… А как соотносится с нашей реальностью загадочная виртуальная реальность Интернета? Что произойдет с этикой, с традиционной моралью, когда человека начнут клонировать? Вопросам нет конца – и все это вопросы профана, то есть простого человека, нуждающегося в объяснениях, – те вопросы, которые специалисты в своих диалогах на птичьем языке даже не ставят!
Мы находимся как раз в той точке, которая может быть сопоставлена с эпохой досократиков – это седьмое, шестое столетие до нашего летосчисления. Тогда мир был еще не освоен знанием, непонятен. Досократики искали Первоначало бытия. На эту роль предлагались то вода, то огонь… Но разговор шел именно в расчете на понимание обычного человека. Вернуться к этой первоначальной прозрачности суждений – даже о самых сложных материях! – вот в чем задача современного просвещения! Поэтому так важно издавать больше научно-популярных книг.
А вы читаете научно-популярные книги? Хватает ли времени?
Конечно, например, последние книги Стивена Хокинга – мои настольные книги, как и книги В.И. Арнольда, о которых говорил Д.Б. Зимин.
Занимается ли издательство РГГУ популяризацией науки?
Конечно, как же иначе! Я ведаю секцией нашего редакционно-издательского совета, которая называется так: Секция научной, научно-популярной и научно-справочной литературы. В нашем университете многие ученые пишут научно-популярные книги. Не забудем, что в финале первого сезона премии «Просветитель» была книга профессора РГГУ Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва».
* * *
Александр Гаврилов, литературный критик, координатор книжных фестивалей, главный редактор еженедельника «Книжное обозрение», сопредседатель оргкомитета премии «Просветитель» (см. также его комментарий о судьбе ЦДХ):
Почему вы согласились стать членом жюри премии «Просветитель»?
Потому что на самом деле нет ничего полезнее такой премии. Дмитрий Борисович Зимин любит рассказывать историю про Эйнштейна, который прочитал одну книгу, никто сейчас уже не скажет, какую, наверное, для школьников об устройстве мира и вдруг из двоечника сделался великим физиком. Мы были воспитаны в советской научно-центричной парадигме и у каждого из нас есть похожая история своих детских открытий.
Мне кажется, что у научно-популярной литературы есть одна функция, которую нечем заменить и которую, к сожалению, очень средне выполняет сегодня интернет. Научно-популярная литература дает человеку, вступающему в жизнь хоть сколько нибудь правдоподобную гипотезу о том, как устроено собственное бытие, его персональное, его биологическое, его географическое, в немалой степени историческое.
Известно же, что рождает сон разума. Если правдоподобная и сколько нибудь верифицируемая гипотеза не формируется, то вместо нее возникает что-то, миф, легенда, какие-то божества. В результате мы имеем то, что имеем. Мы же (когда я говорю «мы», то имею в виду образованное сословие) редко следим за тем, как устроена картина мира в массовом сознании. В то время как чудовищная бредятина вроде «Новой хронологии» Фоменко и Носовского существует не то, что на равных со школьным курсом истории, который тоже довольно мифологизирован и бестолков, а как улучшенное дополнение, как его окончательный апгрейд. Сегодня безграмотный публицист А. Никонов на полном серьезе считается научно-популярным писателем при том, что в его книгах из науч-попа кроме -попа ничего не остается.
Если в остальных областях книжного чтения и литературы обстоятельства у нас довольно печальные, но как мне кажется не трагические, потому что всегда можно обратиться к Достоевскому или Толстому и перечитать их кнгии. Ситуация с научно-популярной литературой же довольно трагическая, потому что она закладывает еще худшие последствия в будущем. Потому что если мы сегодня не сформируем привлекательного образа науки, то завтра мы не доберем студентов на академические, фундаментальные специальности. Не набирем студентов на эти факультеты, лишимся возможности развивать научные институции. Это же очень простые и взаимосвязанные вещи. Это жутко тревожное чувство, что в кузнице, кажется, нет гвоздя, применительно к научпопу не меня отпускает уже долгие годы.
* * *
Заявка с приложенными необходимыми документами и книга-номинант или макет рукописи должны быть представлены в оргкомитет премии не позднее 15 мая 2009 г. по адресу 111558, г. Москва, ул. Молостовых,19–1–187 для Жариновой Елены. Всю информацию о премии можно найти на сайте: www.premiaprosvetitel.ru.
См. также: