будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Интервью ученых История человечества
Май 16, 2025
Наука

Ремесло археолога сродни ремеслу хирурга

Ремесло археолога сродни ремеслу хирурга
beletsky
С. Белецкий. В.Д. Белецкий (слева) и Г.П. Гроздилов на раскопках в Пскове. Довмонтов город

Как становятся археологами? Какими качествами и знаниями должен обладать хороший археолог? Археологами рождаются или становятся? Об этом мы побеседовали с известным российским археологом, доктором исторических наук, в.н.с. Института истории материальной культуры РАН, профессором кафедры музееведения Санкт-Петербургского университета культуры и искусств (СПбГУКИ) Сергеем Васильевичем Белецким, продолжившим дело своего отца, выдающегося российского археолога Василия Дмитриевича Белецкого по раскопкам в г. Пскове и Псковской области. Интервью взяла Наталия Демина.

Подписи к фотографиям. На 1 фото - С.В. Белецкий, на 2 фото - В.Д. Белецкий (слева) и Г.П. Гроздилов на раскопках в Пскове (Фото М.И.Семенова, 1960 г.); 3 фото - Довмонтов Город. План-схема застройки 12-17 вв. (по результатам раскопок 1956-1990 гг.); 4 фото - Довмонтов город в процессе музеефикации (фото 1971 г.).

Почему ваш отец решил стать археологом?

В двух словах об этом не рассказать: это длинная история. Отец пришел в археологию сложным путем. Дед был профессиональным военным, так что судьба бросала семью из одного конца страны в другой – от Ленинграда до Дальнего Востока. Школу отец заканчивал во Владивостоке. Собирался поступать в Академию Художеств. Он рассказывал, что послал свои работы в Москву на творческий конкурс, и получил приглашение приехать для сдачи вступительных экзаменов. Поехал поступать, но по дороге понял, что жить в Москве будет не на что. Сошел с поезда в Иркутске и без подготовки поступил в Иркутский горный институт. Потом – зимняя финская война. Отец занимался лыжным спортом, был кандидатом в мастера. Поэтому под лозунгом «Комсомольцы-лыжники Сибири – на фронт!» был мобилизован. Вернулся в Иркутск с обмороженными ногами, но, слава Богу, живым. Потом – призыв в армию. Морская авиация (за плечами уже было несколько лет занятий в аэроклубе), стрелок-радист. Демобилизовался старшиной второй статьи в 1946 г.

Семья съехалась с разных концов страны в Саратов, и там отец поступил на Исторический факультет Саратовского Педагогического института. В студенческие годы проходил археологическую практику в экспедиции Павла Дмитриевича Степанова, принимал участие в раскопках городища Ош-Пандо. Окончил институт с отличием. Занимался серьезно историей России последней трети 19-го века, собирался писать диссертацию по теме «Наглядные пособия на уроках истории». Поехал в Ленинград поступать в аспирантуру. Но не было набора по избранной теме. Предложили поехать на раскопки Саркела – Белой Вежи в Волго-Донскую экспедицию. Руководителем этой экспедиции был профессор Ленинградского университета Михаил Илларионович Артамонов. И встреча с Артамоновым определила всю дальнейшую судьбу. После первого же сезона работ в Саркеле отец начал работать в Ленинградском отделении Института истории материальной культуры АН СССР (нынешний ИИМК РАН), под руководством Артамонова начал работать над диссертацией. Затем вместе с Артамоновым перешел из Академии наук в Эрмитаж, закончил эрмитажную аспирантуру. И – проработал в Эрмитаже почти полвека. Так что путь отца в археологию был не простым.

Почему Василий Дмитриевич занялся именно раскопками в Пскове?

Да, в общем, почти что случайно. Нет, скорее, промысел Божий. Начинал отец занятия археологией с хазарской проблематики – с материалов раскопок Волго-Донской экспедиции, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Жилища Саркела – Белой Вежи». В 1957 г. он даже ходил разведками по дельте Волги – искал город Итиль, столицу хазарского каганата. Но в 1955 г. Михаил Илларионович Артамонов, который был тогда директором Государственного Эрмитажа, командировал отца в Псков, в помощь Григорию Павловичу Гроздилову, возглавлявшему Псковскую археологическую экспедицию Эрмитажа. Григорий Павлович («Гришуня», как его называли и ровесники, и, за глаза, младшие коллеги) – один из старейших сотрудников Отдела истории первобытной культуры Эрмитажа – был превосходный археолог-полевик, прекрасный раскопщик. Отец многому научился, работая на раскопках в Пскове вместе с Гроздиловым (фото). А после кончины Григория Павловича (1962) отец возглавил Псковскую археологическую экспедицию Эрмитажа и руководил этой экспедицией на протяжении трех десятилетий.

Каковы наиболее интересные научные результаты, полученные Василием Дмитриевичем?

Создание по результатам многолетних раскопок отца в центре современного города Пскова музея под открытым небом – «Довмонтова города». Это – сравнительно небольшая часть Псковской крепости (1,5 га), примыкающая с юга к Крому – детинцу Псковского кремля. По сведениям письменных источников и по изображениям на иконах и планах города было давно известно, что здесь в XII-XVI вв. находилось более десятка каменных храмов, а также гражданские постройки. В литературе высказывались самые разнообразные мнения об этом «загадочном придатке к Псковскому кремлю».

Но только после многолетних раскопок, начатых в 1956 г. и продолжавшихся вплоть до начала 1990-х гг., споры о «феномене Довмонтова города» приобрели прочную научную основу. За годы раскопок были открыты фундаменты и руины 11 каменных храмов, пяти гражданских построек, исследованы многочисленные погребения на прицерковных кладбищах, фундаменты крепостных стен и Святых ворот. В двух храмах на стенах обнаружены фрески XIV в., причем в храме № 9 живописное убранство сохранилось на высоту почти 4 м от пола. Фактически, каждый полевой сезон приносил новые, порой – сенсационные открытия. Такие, например, как клейма с изображением княжеских знаков XII-го в. на кирпичах из храма № 5 (ц. Дмитрия Солунского), фресковая живопись XIV-го века в храмах № 1 и № 9 или остатки архива второй половины XV – начала XIV вв., обнаруженные в одной из гражданских построек.

К началу 1990-х годов территория Довмонтова города была археологически исследована почти полностью. Музеефикация открытых раскопками фундаментов и руин проводилась параллельно с раскопками, и сейчас в центре Пскова существует музей под открытым небом, который, фактически, стал памятником отцу еще при его жизни. Кстати, именно за многолетние археологические исследования Довмонтова города отец в 1995 г. был избран Почетным гражданином Пскова. Сейчас отцовские медаль и удостоверение Почетного гражданина Пскова № 1 хранятся в Отделе нумизматики Государственного Эрмитажа.

Почему вы стали археологом? Были ли у вас сомнения относительно того, заниматься наукой или нет, заниматься археологией или пойти другим путем? В каком возрасте вы впервые приняли участие в археологических раскопках?

Ну, как вы понимаете, об археологии я узнал задолго до того, как первый раз побывал в экспедиции. То, что папа – археолог и уезжает каждое лето в экспедицию, я знал, наверное, всегда, во всяком случае – сколько себя помню. Но понял, что значит работать археологом, наверное года в три-четыре: в 1956-1957 гг. папа брал меня с собой в Эрмитажные кладовые, где хранились материалы из раскопок Саркела и где он работал над диссертацией. Он сидел за письменным столом, обложившись книгами, дневниками и чертежами, а мне поручал (надо же было чем-то ребенка занять!) важное и ответственное дело – подбирать друг к другу по изломам фрагменты разбитых глиняных сосудов. А если мне удавалось черепки подобрать, отец разрешал их склеивать. Это было очень интересно. А еще на стеллажах я тогда же увидел человеческие черепа, и отец рассказал мне, что это – кости древних людей, найденные при раскопках.

С черепами из раскопок некрополя Саркела, кстати говоря, был связан один забавный случай. В 1958 г., когда мне было пять лет, мама привела меня в Эрмитажную изостудию – в кружок рисования, которым руководил мамин «однокашник» по Академии художеств «дядя Костя» – Константин Александрович Кордобовский. Я знал, за какой конец держать кисточку, так что считал себя опытным художником. Но уже первое занятие не оставило никаких иллюзий. Все ребята были значительно старше меня (школьники, по крайней мере, второго-третьего класса и даже старше), и все рисовали как боги. А когда Кордобовский на одном из первых занятий дал тему «Парный портрет», мне очень захотелось убежать домой. Нет, мужчину-то нарисовать я еще мог. А вот нарисовать женщину, чтобы портрет получился парный – это была проблема. Правда, вышел из положения: нарисовал «Археолога и скелет, который он откопал» – чем не парный портрет? Кордобовский пришел в ужас от черепа, а потом, после моего объяснения, долго смеялся. Как рисовал и как объяснял смысл нарисованного – помню хорошо, а о реакции Кордобовского узнал уже много позднее, из рассказа мамы.

Первый раз отец взял меня с собой в экспедицию в 1962 г. Мне в том году исполнялось 9 лет. Конечно, говорить о каком-то моем участии в раскопках несерьезно – я был слишком мал, так что первые экспедиции – 1962, 63, 64 годы – прошли под знаком детских киноутренников в соседнем с Псковским кремлем кинотеатре «Октябрь», катания на фанерке, а чаще – просто на попе, с огромных земляных отвалов, залезания на стены Псковского кремля и в крепостные башни (за что, кстати говоря, получал справедливые нагоняи). Но мне также разрешалось копать лопатой, носить носилки с землей, считать и мыть найденные черепки. После окончания рабочего дня, вместе со всеми участниками экспедиции, я ходил купаться на реку Великую. А по вечерам в Поганкиных палатах 17-го в., где в те годы жила экспедиция, я играл с взрослыми в шахматы и в домино, слушал рассказы отца об экспедициях, вместе со всеми пел песни. И это было здорово.

Так что я с самого детства точно знал – буду археологом. Как папа.

Какую роль играет принадлежность к династии в археологии?

Такую же, как и принадлежность к династии артистов или цирковых актеров  – возможность с самого детства знакомиться с азами профессии. Приучать меня к работе отец начал с 12 лет – с 1965 г. Он учил меня работать с нивелиром, выписывать полевые этикетки – паспорта находок, разбирать находки. Ну и, конечно, в течение рабочего дня я вместе со всеми копал лопатой, носил носилки, расчищал открывавшиеся в слое объекты ножом и кистью. В 1966 г. отец показал мне, как шифровать находки и вести полевую опись, в 1967 г. – учил меня рисовать керамику. Именно с того времени я твердо уяснил, что керамика – это азбука археологии. На всю жизнь запомнил фразу отца: «Не зная букв – не сложишь слово, не сложив слова – не прочитаешь фразу, не прочитаешь фразы – не поймешь текст». В 1968 г. мне было поручено вести фотофиксацию процесса раскопок, и тогда же я получил от отца подарок – свой первый в жизни собственный фотоаппарат. А в 1969 г. отец впервые поручил мне составление полного комплекта полевой документации по раскопу (дневники, чертежи, описи). Правда, мне в то лето уже исполнялось 16 лет – возраст вполне сознательный. Ну, а в 1970 г. я закончил школу и поступил на кафедру археологии Ленинградского университета. С этого времени началась уже систематическая подготовка к будущей профессии.

Кстати говоря, примерно так же, насколько я знаю, происходило знакомство с профессией и у моего московского коллеги, доктора исторических наук Игоря Кызласова, сына известного исследователя древностей Южной Сибири Леонида Романовича Кызласова. Так что, это очень важно – с самого раннего детства учиться азам будущей профессии у настоящего профессионала.

В своем кратком рассказе о себе на сайте Vkontakte.ru вы пишете «копал и копаю …» – очень похоже на то, как актеры говорят о своей работе: не играю, а «служу в театре». Археологами рождаются или становятся? 

Конечно же, становятся. Археология – это такое же ремесло, как и любое другое. Плотник-профессионал с равным успехом может сделать скамейку, стол или табурет. Но он должен уметь работать рубанком и пилой, стамеской и долотом, забивать гвозди так, чтобы и гвоздь не погнуть, и молотком по пальцам не ударить. Это – азы ремесла. Тоже самое и с археологией: прежде чем начинать самостоятельные раскопки, археолог должен овладеть азами своего ремесла. А ремесло археолога сродни ремеслу хирурга – одно неверное, неумелое движение ножом может привести к гибели пациента. Дело в том, что археолог в процессе раскопок фактически уничтожает тот памятник, который изучает: вскрытый лопатами культурный слой повторно уже нельзя исследовать, так как в процессе раскопок все слои и прослойки перемешиваются, содержавшиеся в слое объекты (остатки построек, мостовые и т. п.) разрушаются, а находки извлекаются из слоя  (то есть, из того исторического контекста, в котором они находились) и превращаются в музейные предметы. Таким образом, археолог должен так суметь зафиксировать все мельчайшие детали стратиграфии и планиграфии изученного раскопками памятника, чтобы любой профессионал, обратившийся через 50 или 100 лет к составленной во время раскопок полевой документации, мог полностью воссоздать весь процесс проведенных его предшественником исследований.

Когда я поступил в университет, профессор Артамонов, возглавлявший тогда кафедру археологии на Историческом факультете, собрал нашу группу, чтобы познакомиться с новыми студентами. Михаил Илларионович  расспрашивал нас о том, в каких экспедициях мы бывали, какими научными темами предполагаем заниматься. А уже под конец разговора он произнес, обращаясь ко всем нам сразу, слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Прежде чем заняться археологией каждый из вас должен честно ответить самому себе на два вопроса: нужна ли Тебе археология и нужен ли Ты археологии. На первый вопрос вы уже ответили. А вот на второй вы будете отвечать всю жизнь».

Какими знаниями должен обладать профессиональный археолог? Сколько времени нужно учиться?

Археолог-профессионал должен уметь: рисовать, чертить, фотографировать, владеть основами реставрации и консервации предметов из металла, камня, глины, органических материалов (дерево, кожа, ткань, рог и кость и т.д.). Он должен знать основы антропологии, этнографии и языкознания, топографии и геодезии, четвертичной геологии, палеозоологии, математической статистики и комбинаторики. Археолог, изучающий древности исторических эпох (то есть того периода, от которого до нашего времени дошли письменные источники) должен быть не только хорошим историком, но также обладать знаниями в области вспомогательных исторических дисциплин (палеография, текстология, нумизматика, сфрагистика, геральдика и др.).

Кроме того, археолог-полевик, выезжающий каждый год в экспедицию, обязан быть грамотным экономистом, хорошим организатором, психологом и педагогом. Но, и это самое главное, археолог обязан «видеть землю», то есть – уметь прочитать по слоям и прослойкам процесс формирования культурного слоя – тех отложений земли, которые сформировались благодаря жизнедеятельности человека. Археолог учится основам своего ремесла пять лет в университете и всю жизнь в экспедициях, архивах, библиотеках и музеях.

Какие качества характера, интеллекта отличают, на ваш взгляд, идеального археолога?

Необходимо знание всей совокупности накопленных наукой фактов в той области, которую археолог избрал для своей научной деятельности, будь то древности эпохи палеолита или неолита, эпохи бронзы или раннего железа, античности или скифского времени, славяно-русской или позднесредневековой археологии (перечень этот можно продолжать). Важны широта эрудиции и умение сопоставлять сведения различных по своему происхождению источников. Археолог, как, впрочем, и любой исследователь, должен уметь отстаивать свое мнение, опираясь не на эмоции, а на логику изложения фактов и безупречную аргументацию. Но он должен находить в себе силы отказываться от собственных гипотез, если науке становятся известны новые факты, опровергающие эти гипотезы. Иными словами – археолог должен быть профессионалом в полном смысле этого слова. А, вообще-то, идеальных людей, так же как и идеальных археологов не бывает.

Есть ли у археологов профессиональные заболевания? Дают ли им за вредность молоко?

Болезни такие же, как и у большинства людей, профессиональная деятельность которых связана с работой в экспедициях – гастрит и язва желудка, ревматизм, радикулит, разнообразные артриты и артрозы. Молоко за вредность не дают.

Широко известен рассказ Агаты Кристи "Проклятие египетской гробницы" о загадочных смертях в лагере английских археологов, раскопавших гробницу фараона и потревоживших его покой. На Западе снято несколько фильмов о мстящих исследователям фараонах. Суеверны ли археологи? Существуют ли у археологов приметы, помогающие успеху дела: «встать утром с левой ноги», «не буду бриться, пока не найду» и пр.? Есть ли какие-то ритуалы начала раскопок, их завершения по типу существующего у киношников обычая «разбить блюдце и раздать всем участникам первого съемочного дня»?

Сам я человек не суеверный, и с суевериями в экспедициях никогда не сталкивался. Ритуал «начала раскопок» тоже никогда не наблюдал. Но вот свои неписанные законы и традиции существуют во многих экспедициях. Так, в большинстве известных мне экспедиций существует обряд «посвящения в археологи» тех, кто впервые принимал участие в раскопках – школьников, студентов-практикантов, иногда – всех тех, кто впервые приехал в эту экспедицию, независимо от того, бывал ли человек в экспедициях раньше. Единого сценария такого ритуала, естественно, не существует, но в каждой экспедиции сценарий посвящения из года в год повторяется. Проводят ритуал посвящения «старики» («ветераны», «офицеры», и т. п.; в разных экспедициях их называют по-разному), то есть те, кто из года в год приезжает в данную экспедицию. Обычно ритуал «посвящения» проводят в день археолога – 15 августа. В тех случаях, когда экспедиция завершает работы раньше этого дня, «посвящение» происходит накануне отъезда – во время «отвальной». Во многих экспедициях в последний день перед отъездом сжигают на костре изношенную обувь, в которой работали на раскопе.

Один из ваших девизов –  «Я могу работать хоть с чёртом – было бы дело Божеское. Но я сам выбираю, с кем пить водку». Бывают ли во время археологических экспедиций проблемы нестыковки характеров, как в экипаже самолета? Бывает ли, что личные конфликты приводят к неудаче при раскопках?

Экспедиция – это всегда в какой-то степени экстрим. Люди с разными характерами и привычками оказываются на протяжении продолжительного времени (даже один месяц – это немало) в замкнутом пространстве полевого экспедиционного лагеря. Мелкие бытовые конфликты неизбежны, и одна из задач, стоящих перед руководителем экспедиции – сделать всё для того, чтобы из-за (воспользуюсь вашим определением) «нестыковки характеров» не пострадало дело. Именно поэтому руководитель экспедиции просто обязан быть хорошим психологом и педагогом. Экспедиция ведь практически всегда – разновозрастной коллектив, причем преобладает молодежь – студенты, старшеклассники. Но в тех экспедициях, которые работают из года в год на одних и тех же памятниках или в одних и тех же регионах, всегда есть своеобразное «ядро» – «ветераны», которые каждый год приезжают в экспедицию в свой отпуск. Именно «ветераны» являются, кстати говоря, носителями традиций, объединяющих участников экспедиции в единый коллектив. Но вот чего нет, так это «дедовщины»; во всяком случае, я никогда с этим не сталкивался сам и никогда не слышал об этом от коллег.

Серьезные конфликты в экспедициях бывают. Они связаны, чаще всего, с взаимоотношениями внутри «комсостава». Например, между руководителем экспедиции и руководителем одного из отрядов этой экспедиции или же между руководителями отрядов. Если конфликт серьезный и затяжной, то он действительно может сильно помешать нормальной работе. В таких случаях единственно верным решением является выведение отряда из состава экспедиции и придание этому отряду самостоятельного научно-административного статуса. Согласитесь – лучше жить в разных домах и ходить друг к другу гости, чем существовать в одной коммунальной квартире и конфликтовать из-за очередности посещения мест общего пользования. Но такие случаи единичны: в моей собственной практике были один-два подобных случая за почти четыре десятилетия профессиональной деятельности.

Мелкие, локальные «нестыковки характеров» случаются чаще. Но они, как правило, работе в целом не мешают. Все же понимают, что нормальная рабочая атмосфера в экспедиции – это половина успеха. А «пить водку», то есть – переходить от чисто служебных отношений к приятельским никто никого не заставляет. Так, в середине 80-х годов в большую комплексную академическую экспедицию, в которой работал в те годы и я, несколько лет подряд приезжала из Москвы пожилая дама, специалист в достаточно узкой области, смежной с археологией. В период межсезонья с некоторыми из участников экспедиции она могла месяцами не разговаривать и даже не здороваться. Однако это не мешало ей работать в составе экспедиции, изучать находки, собранные во время раскопок. Работать бок о бок с ней, профессионалом высочайшего класса, было одно удовольствие. Ну, а «водку пили» отдельно.

Опишите, пожалуйста, обычный рабочий день археолога на раскопках: когда встаете? Сколько работаете? Во сколько ложитесь?

В разных экспедициях рабочий день организован по-разному. Я могу, естественно, говорить только о тех экспедициях, в которых работал сам. Основные по объему работы – земляные, поэтому все участники экспедиции большую часть времени являются, прежде всего, землекопами. При этом землекопы работают не только лопатами, но также и мелким инструментом – ножами, совками, кистями. Чертежники – чертят, художники – рисуют, лаборанты – фиксируют находки, ведут полевые дневники. Важен принцип взаимозаменяемости – все участники маленьких экспедиций не только должны уметь копать и расчищать, но также и чертить, нивелировать, фиксировать и разбирать находки, вести описи и дневники. В маленьких экспедициях (5-10 человек) подъем в 7 часов утра (в 6 часов для дежурных, которые готовят завтрак). Работа обычно ведется в течение всего светового дня, с «перекурами» и перерывами на еду и купание.

В больших экспедициях (30-40 человек и более) организация рабочего дня в большей степени регламентирована. Практиканты и волонтеры (чаще всего – школьники и студенты) работают на раскопе от 4-6 часов (школьники) до 7 часов (студенты) «Кадры», естественно, работают столько, сколько нужно, чаще всего – весь световой день. Для землекопов на раскопе обычный график – 45 минут работа и 15 минут – отдых. Часто дневная жара не дает возможности полноценно работать. В таких случаях рабочий день делится на две части – до и после жары: на самые жаркие часы работы на раскопе приостанавливаются и устраивается своеобразная сиеста.

В маленьких экспедициях отбоя как такового нет, но есть правило: сколько бы ты не сидел у костра, подъем обязателен для всех, при этом на качестве работы не должно отражаться то, что накануне пели песни у костра почти до утра. В больших экспедициях, в которых к тому же преобладают школьники и студенты, отбой в 11 вечера. Но реально большая часть ребят расползается по палаткам где-то к полуночи.

Сильно ли изменилась полевая работа археолога начала XX-го века от начала XXI-го века? Есть ли какие-то технические новации?

Изменилось очень многое. Но, главным образом, в отношении фиксации процесса раскопок. Основные же орудия труда на раскопках остались прежними – лопата, нож и кисть.

Каковы, на ваш взгляд, наиболее крупные археологические центры России?

Ну, прежде всего, это академические и университетские центры России – Санкт-Петербург и Москва. В значительной степени это обусловлено тем, что в обеих столицах есть первоклассные библиотеки и архивы, а также музеи с их огромными хранилищами археологических находок, собиравшимися на протяжении многих десятилетий и даже столетий (с начала 18-го века). Не менее важно и то, что именно в Москве и Петербурге традиционно сосредоточено значительное число археологов, сложились полноценные археологические школы. Это дает возможность регулярного обмена мнениями, информацией, то есть – полноценного общения между профессионалами. В иные дни приходится выбирать – идти ли на обсуждение интересного научного доклада в Университет, в Эрмитаж или в Институт истории материальной культуры. Но сильные группы археологов-профессионалов сформировались во многих городах России – таких как Новосибирск, Казань, Новгород, Псков, Пермь, Ижевск, Кемерово, Краснодар, Самара… Список этот можно продолжать.

Каково состояние археологии как науки в России? Находится ли она в кризисе или же процветает? Приходит ли на смену талантливая молодежь?

Это очень больной вопрос. В академических институтах средний возраст сотрудников приблизился к 50-ти, а 30-35-летние продолжают считаться «молодыми». Сейчас происходит самое страшное, что может быть в науке – утрачивается связь поколений. При этом, способные молодые ребята есть. Но у них, к сожалению, есть мало возможностей продолжать занятия наукой, начатые еще в студенческие годы. В академических институтах идет тотальное сокращение, утрачиваются целые направления в науке. Играет свою отрицательную роль крайне низкая – ниже прожиточного минимума! – зарплата в академических институтах у сотрудников, не имеющих ученой степени, а именно такими являются выпускники вузов, только-только защитившие диплом. Научная деятельность в музеях не только не поощряется, но, напротив, административно искореняется. Так что будущее науки в нашей стране и будущее археологии, в частности, не вызывают у меня оптимизма.

См. также:

  • Сергей Белецкий:  новые открытия происходят не «благодаря», а «вопреки»
  • В Пушкиногорье прошли чтения памяти Гейченко

Полезные ссылки и примечания:

  1. 1. С.В. Белецкий – специалист в области археологии и истории Пскова и его земли, древнерусской сфрагистики, вспомогательных исторических дисциплин. Кандидатская диссертация – «Керамика Псковской земли 2-й половины I – нач. II тыс.н.э. как исторический источник: (Культурная стратиграфия региона)», 1979 г. Докторская диссертация – «Сфрагистика Пскова XIV-XV вв. (Материалы для истории властных структур в средневековом городе)», 1994 г. Автор более 300 научных статей.
  2. В Санкт-Петербургском университете культуры и искусств преподает вспомогательные исторические дисциплины (нумизматику, сфрагшистику, геральдику, генеалогию и т.д.), ведет археологическую практику. (См. фотоальбомы с археологических практик, фотографии археологов).
  3. Основные научные труды:  Белецкий С.В. Начало Пскова. СПб, 1996; Белецкий С.В. Введение в русскую допетровскую сфрагистику. СПб, 2001; Белецкий С.В. Пушкиногорье до Пушкина. Пушкинские Горы – М., 2004.
  4. Псковский Кремль – один из самых сложных для археологов памятник, считает профессор РАН Сергей Белецкий // Псковское агентство информации, 6 апреля 2005 г.
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).