«Тема школьного строительства очень часто звучит в бытовыхразговорах, в разговорах между педагогами и не вмещается в рамки той политики,которую государство ведет в отношении образования», - сказал ректор Государственногоуниверситета - Высшей школы экономики ЯрославКузьминов на очередном заседании Российского общественного совета развитияобразования (РОСРО): «Не то, чтобы не строится ничего, - строится, и многостроится, Но ведь хорошая школа - это, не только учителя, ученики, с которымиты учишься, но это еще и среда, в которой ученик свободно и приятно себячувствует. Ребенок, приходящий в школу, должен ее рассматривать как площадкудля самореализации. Само по себе окружение образовательного процесса, таобстановка, в которой человек себя комфортно чувствует, и задает качествообразовательного процесса. И речь идет ни о цвете стен, ни о формате мебели, хотяи первое, и второе, конечно, важно. Речь идет еще и о формате помещений дляшкольной активности».
Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов отметил, что разговор о формате школьных помещений,о новых решениях организации школы, при которой бы дети не подавляли другдруга, не мешали друг другу - этоогромная, серьезная задача и для архитектора, и для социолога, и для психолога,и для педагога. Вынесение данной темы на обсуждение РОСРО обусловлено тем, чтообщество, по мнению Кузьминова, «немного устало уже от традиционных техник ирешений в отношении развития образования»
Участникам заседания РОСРО предложено было ответить навопросы:
«Эта тема не имеет институционально оформленного центра,который полностью в себе отвечает за школьную среду, как могло было быть приопределенном устройстве организации системы управления и образования, в целомсистемы образования», - отметил в своем выступлении директор Департаментагосударственной политики и нормативно-правового регулирования Минобрнауки Игорь Реморенко. «Эта тема складываетсяиз некоторых подходов, из некоторых ситуаций, которые конкретно школапроизводит, из усилий ведомств, из научных разработок, архитектурных», - сказалон.
Игорь Реморенко
По его мнению, обсуждение вопроса школьной архитектуры ишкольной среды сегодня целесообразно проводить в рамках задач национальнойинициативы «Нашей новой школы», которая прозвучала в Послании ПрезидентаРоссийской Федерации 5 ноября прошлого года. Тезис президента о том, что школане должна быть ветхой во всех смыслах этого слова обозначает отправную точку ввопросе. Образ новой российской школы – это образ школы, преодолевшей ветхость,открытой современной школы, эффективного института общественного развития.Такой школы, в которой осуществлен переход от массового поточного обучения кобучению по индивидуальным образовательным программам, а, значит, и переход от индустриальноготипа школьных зданий к зданиям открытых общественных и личных персональныхпространств.
Реморенко отметил, что в начале года министерство провелопедагогический анализ данных о лучших архитектурных проектах общеобразовательныхучреждений, реализованных в субъектах Российской Федерации за последние 5-7 лет. По имеющейсяинформации, как правило, при строительстве новых общеобразовательных учрежденийиспользуются типовые проекты, разработанные еще научно-исследовательскимипроектами и институтами Советского Союза. В то же время в ряде субъектовРоссийской Федерации (Москва, Республика Саха и Ямало-Ненецкий автономныйокруг, Ханты-мансийский автономный округ, Тюменская область, Красноярский край,Чукотский округ и другие) в последнее время реализованы современныеиндивидуальные проекты общеобразовательных школ в соответствии с требованиямидействующих норм и параметров.
По словам директора Департамента государственной политикии нормативно-правового регулирования, «здания и сооруженияобщеобразовательных учреждений в отношении внутренней планировки и типологии помещенийимеют большие сходства». Это в первую очередь связано с тем, что массовуюоснову всей школьной архитектуры и сегодня составляют советские школьные зданияклассно-коридорного, индустриального типа. Можно предположить, что такаяпланировка во многом определяла саму суть школы, в которой главным видомдеятельности было учение. Сегодня проявляются альтернативные подходы корганизации школьной среды. Школа становится другим пространством, в которомвнеурочная работа все чаще приобретает равные значения с урочной, а в некоторыхшколах превосходит ее. В этом случае школе требуется больше пространства дляпроектной деятельности, работы в малых группах, творческих дел, кружковой истудийной работы. Потребовались кабинеты психологов и иных специалистов,ставших важными участниками организации школьной жизни.
По словам Реморенко, на сегодняшний день реализуются новые проектышкольных зданий, есть новые позитивные тенденции, в том числе имеется тенденцияувеличения площади зданий и сооружений в расчете на одного учащегося. Еслисейчас нормой предусмотрено 12 квадратных метров на человека, то в некоторыхпроектах этот норматив увеличился до 17-20 квадратных метров. Имеется тенденцияк увеличению числа школьных помещений, залов различной направленности,музыкальные, актовые залы, зал защиты проектов, в том числе расширениепомещений физкультурно-оздоровительного комплекса, физкультурный,хореографический залы, бассейны. Новые проекты предполагают централизованноеводо- и энергоснабжение, канализацию, в школе может быть своя автономнаяэлектростанция, котельная, водонапорная башня, водоочистительные сооружения.
Управленец указал, что в ряде регионов уже появились новыевиды школ, школы ступеней обучения, где начальная, подростковая и старшая школысуществуют отдельно друг от друга. При этом дизайн и архитектура школ ступеней обучениятакже начинают отличаться. Массовой практикой стало создание центровобразования, культурных центров, объединяющих ресурсы общего и дополнительногообразования, библиотек общего пользования, заведений культуры и спорта.
Говоря о регуляторах школьной среды, Реморенко упомянул оновых федеральных государственных образовательных стандартах, напомнив о том,что идет работа по разработке новой структуре образовательных стандартов и сформулированаструктура из трех требований: требования к результатам, требования к структуреобразовательных программ, требования к условиям осуществления образовательнойдеятельности.
Среди принципиальных подходов к организации школьной средыРеморенко отметил современность школьного образования, соответствие возрастнымвозможностям обучающихся, соответствие современным характеристикампрофессиональной деятельности, обеспечение возможностей для организацииобразовательного процесса, таких как обеспечение безопасности, сохранение иукрепление здоровья, развитие профессионального, образовательного, творческогоопыта учащихся, и, конечно, реалистичность, возможность ее реализации в системеобразования.
Говоря на тему, связанную с ремонтом и модернизацией существующихшкольных зданий, Игорь Реморенко подчеркнул, что тема, касающаяся аварийныхшкольных зданий, требует максимального внимания. По его словам, по сравнению с2004-м годом, в 2008-м году уровень аварийности снизился в 2,5 раза. В 2005-мгоду было 2,5 тысячи школ, которые были признаны аварийными, в 2008-м году ужеоколо 1000. Однако проблема аварийности остается по-прежнему значимой. «Намисовместно с Минфином и иными ведомствами отрабатываются механизмы проведенияденежных средств из федерального бюджета в 2009-м году на проведение капитальногоремонта. Уже сейчас в бюджете на это выделено 2,5 миллиарда рублей», - заявилон.
Реморенко заявил, что ужесточены и приведены в соответствие с действующейнормативно-правовой базой требования к проверкам готовности школ к началуучебного года. «Единые требования к организации и проведению проверок образовательныхучреждений включают план мероприятий по созданию системы постоянногомежведомственного надзора за безопасностью школ и других детских учреждений. Требованиясогласованы с МЧС, с МВД, с федеральной службой по экологическому,технологическому надзору и направлены в регионы, эти требования позволятизбежать ситуаций, когда разные ведомства делают подчас противоречивыезамечания при приемке школ к новому учебному году. Сегодня эти единыетребования размещены на сайте «Безопасность нашей школы», которыйпризван «обеспечить общественный контроль за мерами пожарной иантитеррористической безопасности, здоровьем школьников и состоянием зданийшкол, а также способствовать вовлечению граждан в обсуждение вопросов,связанных с безопасностью российских школ».
Обещано, что на сайте будут публиковаться адреса школ, которые получатфинансирование, а также будут проводится квалифицированные консультации по темебезопасности.
По мнению Реморенко, общественные иобщественно-государственные институты должны регулировать различные экспертныеплощадки для обсуждения данной проблематики, необходимо обсуждать иразрабатывать механизмы обучения учителей, которые работают в новой школе, сновыми условиями, с новой средой в школе, реализующей новые стандартыобразования. Он заметил, что заслуживает внимания и идея формирования банка готовыхархитектурных решений, не типовых проектов, а проектов повторного применения,как на региональном, так и на федеральном уровне. К созданию подобного банкацелесообразно привлекать и студентов архитектурных институтов.
Член Общественной палаты, директор центра образования№ 548 Ефим Рачевский напомнил отом, что тема беседы: школа в условиях ресурсных ограничений, и непонятно, почемуи в условиях этих ресурсных ограничений российские школы всегда носили и носяткакую-то дворцовую стилистику. «Давайте вспомним, как с 90-х годов в типовыхмосковских домах появились нетиповые квартиры, когда квартиры сдавались безотделки, без перегородок, без унитазов и без всего остального. И дальше начиналосьсотрудничество тех, кто там будет жить, и строителей. Поэтому, на мой взгляд,дискуссия о том, типовой или нетиповой проект школы лучше - пустая дискуссия. Я призываю к одному: давайтеуйдем от дворцовой идеологии, потому что школьная дворцовая сущность - в тойсреде, которая создается внутри», - сказал Рачевский.
Ефим Рачевский
Он отметил также, что «при всей нашей тяге «дворцам», Россияединственная, наверно, страна Европы, по крайней мере, ее европейская часть,где школьные территории являются проходными. Ни во Франции, ни в Англии, ни вИталии, нигде школьные площади не являются открытыми. В Европе школьная охранане там, внутри здания, а там, где дети на продленке гуляют. Вопрос безопасностидетей – очень важный вопрос, о котором все почему-то забывают в погоне завнешней красотой».
По мнению Ефима Рачевского, оптимальный подход кпроектированию школьных зданий – это модульный подход, когда школьное зданиилегко собирается, разбирается, достраивается при необходимости, когдакомпоненты здания могут трансформироваться по желанию и в зависимости оттипологии. «А мы, «образованцы», внутри этих модулей, простых, понятныхбезопасных и комфортных вместе уже строителями, проектировщиками, найдем, чтосделать, чтоб школы были разнообразными».
Первый замминистра образования Республики Саха (Якутия) Василий Петров отметил, что в условияхресурсных ограничений вопрос организации школьной среды, отвечающей современнымтребованиям является сейчас особенно актуальным.
Он сказал, что в республике Саха из 643 общеобразовательныхшкол 457 школ находится именно в сельской местности, и тема аварийных школявляется для республики очень острой, хотя уже в течение последних именно, впериод с 2008-го года идет активное строительство и примерно по замене ветхих иаварийных школ. Разработан ряд программ, направленных как на строительство, таки на ремонт и реконструкцию зданий.
По словам Петрова, за период с 2001-го по 2008-й год введенов эксплуатацию 109 новых современных школ с применением новых технологий истроительных материалов. В этом году также планируется ввод новых десяти школ,а на период до 2011-го года в плане стоит еще ввод 20 школ. Объем капитальных вложенийувеличивается по сравнению с объемом в 2001-м году, то в 2009-м году объемкапитальных вложений увеличивается в 10 раз.
Замминистра образования Республики Саха отметил, что особенностямиразработанных и реализованных проектов школы является то, что они полностьюотвечают современным требованиям. При строительстве используются современныестроительные материалы и технологии, школы укомплектованы всем необходимымучебным и практическим оборудованием с применением компьютерной техники.
Среди проблем, которые затрудняют организацию строительства,Петров назвал ограниченность финансовых ресурсов, обширные территорииреспублики, суровые экстремальные климатические условия, низкая плотностьнаселения, сложная финансовая система в связи с тем, что селения находятся вотдалении и в глухих местах.
«По сегодняшней тематике хотелось бы сказать, что у насдействительно есть перечень типовых проектов школ, которые утверждены ирекомендуются для повторного внедрения, разрабатываются новые проекты поконкретным школам. Уже с 2004-го года действуют территориально-строительные нормыи правила, которые учитывают наличие малокомплектов школ сельской местности идругие региональные особенности. Таким образом, мы считаем, что набор типовыхрешений необходим для того, чтобы в условиях ресурсных ограничений мы имеливозможность с помощью этих условных ресурсов именно укреплять материальную базуэтих школ», - заявил Петров.
Говоря о дизайне школ, Петров убежден, что несмотря на то,что применяются проекции повторного применения, индивидуальная особенность школнеобходима. «Мы предлагаем Министерству образования и науки РоссийскойФедерации выступить с инициативой проведения конкурса проектов дляобщеобразовательных школ в рамках Московского международного фестиваля зодчества.Также предлагаем провести всероссийский конкурс региональных и муниципальныхпрограмм организации общественного участия в строительстве, капитальномремонте, реконструкции», - сказал он.
«Архитектура школьного здания она связана с очень многимиважными проблемами. Первая проблема - это проблема мебели, это проблеманормалей, то есть расстановки этой мебели, проблема качества, проблематехнических средств и их использования», - сказала Татьяна Назарова. По ее словам, «если мы хотим сделать школу такой,которая пойдет на многие годы вперед, тоона должна быть школой с универсальной, компактной организационной структурой. Обстановкаменяется, возрастные составы все время подвержены изменению, мы не можем этогоне учитывать».
«У нас прекрасные архитекторы, прекрасные учителя,замечательные директора, которые сами достраивают типовые школы. Но это негосударственный и не научный подход к проблеме, а я говорю сегодня о подходегосударственном и научном. В основе всех этих изменений должны лежать ответственныепедагогические обоснования, поэтому первая проблема, которую, мне кажется, намнадо решать, - это составление, разработка концепции нормы школам, в которой надопоказать, что мы хотим иметь на выходе, что должны иметь дети», - заметилаНазарова.
«Мы видели сегодня очень красивые проекты. Но главный вопросстроительства таких школ – это вопрос: что мы хотим иметь на выходе. Что мыхотим сегодня, что мы захотим через 10 лет, при том, что это совсем не одно и тоже, тем более, что через 10 лет захотим уже не мы», - сказал депутат Мосгодумы,учитель, поэт Евгений Бунимович.
Евгений Бунимович
«Я недавно был на фестивале русского искусства в Венеции. Таместь замечательный русский павильон, который был построен Щусевым в 1913 году,он замечательный, только в нем невозможно показывать современное искусство. Чтос ним делать, притом, что это памятник архитектуры, непонятно. И мы не получилипервую премию в этом павильоне, и никогда ее не получим, потому что там дажевыставить все то, что выставляется в других павильонах, которые больше похожина ангары и сараи, просто невозможно. Центральный павильон - это простоарсенал. Там можно делать все, что угодно. Также точно, как не случайно, чтоЦентр современного искусства в Москве сегодня - это «Гараж» или «Винзавод». Почтикаждый год в Москве открывается театр, но когда на самом деле мы захотелипостроить тот театр, который соответствовал всем желаниям и возможностям любойтруппы, был построен Центр Мейерхольда, просто куб, в котором все движется, всеможно легко изменить. Потому что неизвестно, какой режиссер и что еще захочет тамсделать. И именно там происходят все международные фестивали, и не толькомеждународные, но и наши», - отметил он.
По его словам, «Даже учебник, очень хороший учебник нужно дорабатыватьлет 5-7, чтобы он был окончательно готов. И в каждом новом индивидуальномпроекте школы будут новые неточности, которые надо долго обтачивать для того,чтобы здание было удобно для школьников и учителей».
«Мне кажется, что надо все-таки спуститься с небес на землюи понять, что, да, конечно, школы должны быть в чем-то индивидуальны. И ихможно сделать с разными дизайнерскими решениями молодых архитекторов ихудожников школы отличными друг от друга на 1%. Поверьте, этого одного процентахватит, чтоб школы были очень разными по дизайну, но при этом простыми иудобными для детей».
По мнению Евгения Бунимовича, наиболее оптимальна модульнаясистема, ее преимущества очевидны и были очевидны еще при советской власти. «Когдамой старший брат получил квартиру в Ясенево, то через некоторое время сталоясно, что там нет места в детском саду. Но это было очевидно, что там, гдеполучает квартиры молодежь, через какое-то время не будет места в детском саду.И нетрудно было понять, просто посчитать, через сколько лет не будет места в первомклассе. Но никто этого не посчитал, и когда в районе построили детские сады,они были уже никому не нужны. Поэтому модульная система - не предмет спора, этопредмет технологии и необходимости, абсолютно практическая, абсолютно простаяприземленная вещь. А архитектор должен сделать так, чтобы такого родаприземленные вещи были позитивными, чтобы они были действительно открыты иприятны всем».
Начальник развития и проектов Московской Высшей школысоциальных и экономических наук Елена Ленская отметила, что степеньобщественного участия в создании школьных зданий за рубежом очень высока. «Водной из школ Ирландии нам говорили, что родители заложили собственные дома,чтобы построить здание, в котором их детям будет хорошо, но чаще всегопостройка школьных зданий организуется на уровне муниципалитетов. Государствотолько выделяет деньги, а муниципалитеты организуют конкурс на самый лучшийпроект здания, и учитывается и экономическая составляющая, и удобство». По еесловам, - «пока мы будем находиться под железной пятой СанПинов (санитарныхнорм и правил – «Полит.ру»), нам будет очень трудно как-то разнообразить обликнаших школ. Необходимо сделать так, чтоб появилась какая-то ассоциациядиректоров школ, которой министерство поручило бы оценивать очередной проект,иметь право окончательного вето. Потому что если здесь мы будем придумыватьправила, а где-то далеко их выполнять, ничего хорошего так и не выйдет».
Член Комиссии Общественной палаты по вопросаминтеллектуального потенциала нации Любовь Духанина так же считает, что припроектировании зданий нужно закладывать такие конструктивные решения, которыепотом дадут возможность директорам менять все так, как они сочтут нужным.
На заседании РОСРО говорилось и о том, что школьные здания,которые сейчас проектируются, будут функционировать не меньше пятидесяти лет,поэтому при проектировании нельзя ориентироваться на современные стандарты,надо исходить из анализа тенденции развития образования на длительный периодвремени. Так как никто не в состоянии сказать, какие идеи появятся через 10-15лет, проектирование должно обеспечивать свободу творчества, должно обеспечиватьвозможность изменений в уже построенных школьных зданиях.
«Ни в одной стране мира никто и никогда не отменилстандарты. Другой вопрос, когда мы восхищаемся планировками и прочимидостоинствами зарубежных школ, то нужно помнить о том, что эти школы существуютв другой цивилизации, которая называется гражданским обществом, о котором мыможем пока только мечтать, - отметил один из участников.- Разве можно в такой стране как наша оставить архитекторов,заказчиков и власть без стандартов? Мы немного пожили без стандартов в 90-егоды и поняли, что стандарты нужны. Нужны обязательные стандарты требований повсем уровням школьного здания, начиная свопросов пожарной безопасности и кончая освещением в школе. А типовые школыдолжны быть заменены рекомендательными проектами, отработанными по максимумустандартов с возможностью развития в регионах».
Другой точки зрения придерживается вице-президент РоссийскойАкадемии Образования Виктор Болотов, назвавший СанПины «тормозом», ипредложивший создать рабочую группу по СанПинам, которая бы включала различных специалистови представителей общественности. «Одно из главных мест коррупции в системеобразования - это выполнение так называемых СанПинов, директора школ это хорошознают. Они нереальны и коррупциогенны», - заявил Болотов.
Виктор Болотов
Подводя итоги заседания РОСРО, Ярослав Кузьминов заметил,что для образования российского вопрос школьной среды очень болезненный еще ипотому, что не решен еще вопрос зарплаты учителей. А если не решен этот вопрос,вопрос о размерах школьных помещений оказывается второстепенным. Говоря ошкольном строительстве, ректор ГУ-ВШЭ подчеркнул - необходимо помнить о том,что школы, «если мы их рачительно, разумно построим, будут стоять до 2050-гогода, если поторопимся - до 2035-го. Это большой срок, наши экономическиепроблемы уже уйдут, а неудобные здания останутся».
«Классные занятия и лекции – это технологии XVII-XVIII века, все прогрессивные образовательныезаведения от них отказываются и в ближайшие 10 лет ничего этого не будет. Надоразрабатывать не образовательные стандарты, а прогноз образовательной среды на10-15-летнюю перспективу исходя из образовательных и социальных технологий», -сказал в заключение Ярослав Кузьминов.