будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЕГЭ
Июль 20, 2025
Наука

Школы для одаренных детей: настоящее и будущее

Школы для одаренных детей: настоящее и будущее
children_int
Что ждет школы для одаренных детей? Есть ли повод для тревоги? Ответы на эти вопросы мы услышим в ходе дискуссии 26 декабря 2012 г.. Источник: С сайта http://int-sch.ru

Прыжок в будущее

26 декабря 2012 года с 19.00 по 21.50 на «Полит.ру» проходила интернет-трансляция дискуссии по теме «Закон об образовании в РФ. Школы для одаренных детей». Обсуждение было посвящено настоящему и будущему школ для детей, которые могут и хотят учиться на продвинутом уровне. В дебатах примут участие представители научно-образовательного сообщества, имеющие разные взгляды на ситуацию со спецшколами.

Представители одной точки зрения считают, что принятие нового «Закона об образовании в РФ» и введение нормативно-подушевого финансирования сильно осложнит деятельность школ для «одаренных» детей. Представители другой, напротив, полагают, что проводимые реформы образования ничуть не мешают специальным школам, остальные же будут работать более эффективно. 

В обсуждении приняли участие заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко, научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин и его коллеги, учителя ведущих московских школ, представители академических институций. Цель дискуссии – прояснить позиции и найти между ними точки соприкосновения. Материалы дискуссии будут опубликованы на «Полит.ру». 

Напомним, что в начале декабря 2012 года учителя ведущих школ обратились к президенту РФ Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву с открытым обращением в поддержку физико-математических и других профильных школ, а также школ для детей с девиантным поведением и ограниченными физическими возможностями. Авторы обращения потребовали законодательного закрепления статуса образовательных учреждений для учеников с особыми образовательными потребностями, а также выступили за разработку альтернативной системы государственного финансирования таких учреждений. Письмо подписали более 8000 человек. В Администрации Президента РФ его авторам сообщили, что 19 декабря оно было переправлено в Минобрнауку. 

21 декабря 2012 года «Закон об образовании в РФ» в виде, обеспокоившем заметную часть педагогической общественности, был принят Государственной Думой РФ в третьем чтении, а 26 декабря 2012 года закон был принят Советом Федерации РФ. Это делало дискуссию еще более актуальной. Желающие в комментариях могут задать вопросы участникам дискуссии.

26 декабря 2012 года на Круглом столе "Настоящее и будущее школ для одаренных детей" представители "Союза школ" вручили свои предложения зам. министру образования и науки Игорю Реморенко. 

 

Видеозапись трансляции обсуждения:

Аудиозапись обсуждения (*.mp3)

 

Более подробная информация о точках зрения по проблеме:

  • Александр Ковальджи. Зачем нужны спецшколы, 11 декабря 2012 г.
  • Алексей Сгибнев. Школы должны быть разными, 11 декабря 2012 г.
  • Игорь Реморенко. О ситуации со школами для одаренных детей, 11 декабря 2012 г.
  • Андрей Летаров, Мария Летарова, Сергей Ястребов. Зачем России "школы для умных"? 17 декабря 2012 г.
  • Андрей Летаров. Энтузиастам не нужно мешать. Наука 2.0, 23 декабря 2012 г.
  • Игорь Реморенко. Комментарий о "Законе об образовании в РФ" после принятия его Госдумой в 3-ем чтении, 24 декабря 2012 г.
  • Алексей Сгибнев. Девять мифов о спецшколах, 24 декабря 2012 г. 
  • Сергей Бебчук. Ни справедливости, ни логики, 25 декабря 2012 г.
  • Андрей Летаров. Полицейская лошадь в сугробе как модель среднего образования, 25 декабря 2012 г.

 

Исак Фрумин представил фрагмент из «Стратегии 2020»:

Мы сталкиваемся с серьезной дифференциацией школ. Появляются все в большем количестве школы-гетто. Другая группа общеобразовательных учреждений - это школы повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением тех или иных предметов), которые обеспечивают высокий уровень подготовки и предоставляют широкий выбор дополнительных образовательных услуг. Количество этих школ в России растет в течение последних двух десятилетий на фоне общего сокращения школьной сети. Несмотря на то что лицеи и гимназии составляют около 5% общего числа школ в стране, в них обучаются почти 13% всех учащихся в системе общего образования. Количество школ продвинутого уровня сильно различается по регионам. Так, в Санкт-Петербурге они составляют 42% от общего числа школ, и в них обучаются 50% учащихся. А в Забайкальском крае и Еврейской автономной области школ продвинутого уровня по 2%, и в них учатся 7% школьников.

Отсутствие четких критериев и прозрачной процедуры получения и подтверждения статуса учреждения повышенного уровня, общепринятых норм открытости данных о качестве программ и результатах обучения в них привело к росту числа гимназий и лицеев, не обеспечивающих высокого качества образования. Так, в 159 школах (40% учреждений, участвовавших в проекте «Социальный мониторинг») учащиеся получили на ЕГЭ по математике меньше 50 баллов, и среди них 36 учреждений имеют статус школы с физико-математическим уклоном.

Мы не игнорируем проблему хороших специализированных школ. В разделе "Стратегии 2020", описывающем модернизационный сценарий развития образования, мы предлагаем добиться «закрепления четких критериев и прозрачности процедуры получения статуса образовательного учреждения повышенного уровня, порядка конкурсного отбора в данные учреждения одаренных детей и детей с высокой мотивацией». Аналогичная мера предлагается нами и в разделе 5 «пакете ключевых мер: «принятие положения об общеобразовательном учреждении повышенного уровня, предусматривающего порядок конкурсного набора учащихся (начиная со 2-й ступени)».

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).