будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
мигранты сообщества
Июнь 15, 2025
Наука
Варшавер Евгений

Сообщества и город

Сообщества и город
Sna_large1
Социальные связи

Некоторое время назад на сайте «Постанаука» появился ролик, где мой уважаемый коллега Павел Степанцов, реагируя на популяризацию, а значит замыливание термина «сообщество», пытается внести теоретическую ясность и рассказать, что такое сообщество на самом деле. На мой взгляд, после этого выступления ясности не наступило, а наступило еще больше неясности, отчего я почувствовал необходимость внести уже свою долю неясности в этот вопрос.

Сначала Павел рассказывает про социологическую vs. антропологическую интерпретации идеи сообщества, оппозиционность которых по отношению друг к другу объясняется тем, что социологи изучают «себя», а антропологи «чужих». Когда социолог Уорнер в своем проекте «Янки сити», говорит Павел, начинает исследовать американский город как остров населенный туземцами или, другими словами, свое сообщество как чужое, два понимания смешались, и наступил теоретический хаос. Затем Павел говорит о том, как можно вычитать идею сообщества из текстов классиков социологии Вебера, Дюркгейма и Тённиса – и приходит к выводу, что роднит эти понимания особый тип отношений между людьми. В конце он рассказывает о том, что, согласно его исследованиям, этот тип отношений связан с синхронизацией времени, в котором живут люди.

Это возможный заход – и по смыслу и по структуре. Принцип, согласно которому, прояснить концепт можно через обращение к его истории – это то, чему мы оба учились в Шанинке. Но в поколении учителей есть и другая важная идея-метафора. Всякая теория или методика может быть «игрушкой», «сувениром» или «рабочим инструментом». «Сувениры» красивы, но нефункциональны, их место – на полке. «Игрушки» обладают ограниченной и искусственной функциональностью: лопатка хороша для песочницы, но котлован ей не выроешь. «Рабочие инструменты» -- это функциональные теории и методики, которые могут быть довольно примитивны, но именно они раз за разом объясняют социальные явления. Подход к сообществу как к синхронным отношениям – это интересно и симпатично, но о сообществе как таковом (и его отличиях от других социальных агрегатов) говорит мало.

Я уже некоторое время пытаюсь понять, что такое сообщество и как использовать эту идею для эмпирических исследований. Мое понимание сообщества, если все же обращаться к классикам, восходит к Зиммелю и его формальной социологии, основная идея которой состоит в том, что собственно содержание коммуникации между людьми не так важно, как важна форма социального агрегата, в котором происходит коммуникация.

К Зиммелю мое понимание восходит, а двумя ногами оно стоит в эмпирическом сетевом анализе, и определение, таким образом, будет сетевым. Сообщество – это фрагмент социальной сети с высокой плотностью связей между индивидами.  То есть, интенсивность общения между членами сообщества будет выше, чем между членами и не-членами этого сообщества. Вот, например, на рисунке, на котором точки – это люди, а линии – связи между ними, можно увидеть как минимум четыре сообщества. Принципиальное отличие этого подхода к сообществу от подхода, который формулирует Павел, состоит в том, что он пытается искать тип отношений, который будет создавать сообщество, для меня же важна структура отношения – вне зависимости от того, какого эти отношения типа и какие сообщения передаются с их помощью.

Рисунок: Четыре сообщества в социальной сети

Почему поиск сообщества именно в сетевой структуре кажется мне осмысленным? Здесь мне понадобится ряд идей родом из феноменологической социологии.

Человек живет в жизненном мире, облаке смыслов, который формируется на основании его социальных связей. Жизненные миры людей, которые живут в соседних квартирах, но общаются с разными людьми, могут отличаться коренным образом. Сообщество как более или менее замкнутый на себе фрагмент сети – это пространство, где смыслы производятся, воспроизводятся и циркулируют особенно интенсивно. Как я уже говорил, не важно, какие эти смыслы именно – они могут быть любыми. И за счет того, что сообщество – это интенсивные связи внутри и редкие связи наружу – эти смыслы становятся важным элементом жизненных миров его членов.

Маленький пример. Суицидальный терроризм лишь редко и с натяжкой может быть объяснен с позиций хоть какой-то рациональности, однако известно также, что живые бомбы – почти всегда клинически нормальные люди – с сумасшедшими организаторы терактов предпочитают не связываться, потому что это очень ненадежно. Однако как нормальный человек может прийти к тому, чтобы взорвать себя? Ответ кроется именно в конструкции сообщества, которое выстраивают вокруг него социологи и психологи из террористических организаций или выстраивает вокруг себя сам человек. Эта конструкция подразумевает интенсификацию общения со «своими» и отсечение осмысленных контактов с внешними, которые могут поселить «чужой» смысл в голову будущей живой бомбы. Известно, например, что за несколько дней до терактов в Лондоне 7 июля 2005 года четыре террориста сплавлялись вместе по реке на плоту, с ними не было никого внешнего, и выглядели они счастливыми…

Такое понимание сообщества делает возможным городские «сталкер-проекты», в рамках которых осуществляется поиск, идентификация и изучение реальных сообществ, существующих в Москве. Когда теоретические построения сталкиваются с эмпирической реальностью, первым обычно приходится несладко – сувениры разбиваются, игрушки ломаются и только рабочие инструменты продолжают функционировать.

Я полагаю, что подход Павла – это нечто среднее между сувениром и игрушкой. Свой подход я считаю рабочим инструментом, который я оттачиваю в рамках большого коллективного проекта «Мигрантские сообщества Москвы: взгляд через «этнические» кафе». Мы большой командой преимущественно слушателей соцфака Шанинки этого года картографируем, каталогизируем и описываем кафе, в которых мигранты составляют большинство в качестве посетителей, и ищем там сообщества. Мы пытаемся ответить на вопрос, существуют ли замкнутые мигрантские сообщества в Москве, из кого они состоят, как функционируют и какие смыслы в них циркулируют.

Кафе мы используем как своего рода форточку, через которую можно понаблюдать за сообществом или с определенными трудностями проникнуть внутрь. Сообщество в кафе мы фиксируем в тот момент, когда понимаем, что значительная часть посетителей кафе знакома между собой. Пронаблюдать это можно следующим образом: посетители заходят и здороваются с другими посетителями, здороваются за руку с барменом или администратором, общаются «через стол», а также, и это мой любимый индикатор, не едят или не только едят.

На данный момент мы находимся где-то в середине проекта, но уже сейчас нам удалось найди довольно много разных сообществ и начать их описывать. Из примеров – сообщество владельцев точек на рынке рядом с метро «Юго-Западная», которые собираются в кафе «Руслан», сообщество таджиков-самаркандцев в кафе «Я Самарканд», которое было открыто специально для них узбечкой из Ташкента, а также исламское сообщество на Большой Татарской улице, «материальными носителями» которого являются мечеть и несколько халяльных кафешек вокруг.

Отдельной находкой является в значительной степени параллельный киргизский город, укомплектованный городской моноэтничной инфраструктурой – больницы, банки, спортзалы, а главное – дискотеки, на которых молодые киргизы знакомятся между собой.

Мой тезис, проверенный в ходе часто сопровождающихся большой полемикой рабочих встреч проекта, а также в ходе внешних презентаций, состоит в том, что именно это понимание сообщества позволяет не заблудиться во время качественного полевого исследования сложной и разнообразной московской жизни, осуществляемого большой командой. Пока, судя по фидбеку на семинарах и конференциях, не заблудились.

 

Варшавер Евгений
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).