будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Соцфак МГУ
Июнь 18, 2025
Наука

«Специалисты в области общих размышлений не очень востребованы на современном рынке труда»

1. Как бы вы охарактеризовали уровень образования на социологическом факультете МГУ? Насколько, на ваш взгляд, он соответствует современным научным требованиям? Какие конкурентные преимущества имеет социологический факультет МГУ на рынке социологического образования? 

Уровень образования, судя по всему - низкий: принимал экзамены у выпускников факультета-отличников в нашу магистратуру, знаю. Более подробно высказаться не могу, т.к. там никогда не преподавал и не бывал.

Конкурентных преимуществ не вижу, т.к. ф-т не дает, на мой взгляд, должного уровня прикладных знаний, а специалисты в области общих размышлений (социологии жизненной силы и т.п.) не очень востребованы на современном рынке труда.

2. Были ли сформулированы в ходе конфликта и его обсуждения какие-то проблемы, значимые с точки зрения социологии и преподавания социальных наук? Какие? Если ничего нового сказано не было, какие из обсуждавшихся проблем современной российской социологии, на ваш взгляд, являются наиболее серьезными?

Наиболее серьезные проблемы: (1) старение преподавательского состава, на смену которому никто не идет; (2) специфика формирования кадрового потенциала многих факультетов социологии в начале 1990-х гг. предопределила в значительной степени "выпадение" их из контекста развития социологического образования в Европе и США; (3) большая часть выпускников соцфакультетов работают не по профилю, в связи с чем возникает вопрос о том, чему и зачем их учат.

3. На ваш взгляд, почему проблема плагиата, затронутая студентами, не стала предметом профессиональных дискуссий последних лет? По вашим сведениям, насколько и в каких формах распространена практика плагиата в российских социальных науках? Какими способами эту проблему можно решать?

Решить проблемы плагиата на уровне ППС можно лишь в случае, если предлагаемые курсы будут авторскими и основанными на собственных исследованиях; если программы курсов будут вывешиваться на сайтах вузов, а учебные пособия перед выходом в свет - рецензироваться внешними специалистами. Что касается студентов - то здесь выход из положения видится в карательных мерах (в Вышке действует положение о плагиате, принятое с участием студенческих организаций) в сочетании с воспитательными - формированием потребности учиться, а не получить корочку. Правда, легче провозгласить, чем этого добиться в существующих условиях (см. выше).

4. Как вы оцениваете действия студентов и коллег-социологов в ситуации конфликта? Повлияло ли развитие конфликта на ваше представление о российской социологии, о коллегах? Могли бы вы кратко сформулировать свои впечатления?

Думаю, что и на стороне студентов не все было безупречно. Однако удивляет отсутствие реакции со стороны ректората и Ученого совета МГУ. Думаю, всякого рода выводы из случившегося - их прерогатива.

Про социологическое сообщество я ничего нового из этой истории не узнал. Поскольку оно очень сегментировано, и я лучше знаком с проблемами другой его части, которую эти события затронули в весьма косвенной мере - постольку страдает репутация профессии в целом.

5. Как, на Ваш взгляд, конфликт на социологическом факультете МГУ повлиял на ситуацию в социологии в целом, на состояние социальных наук? Как, на ваш взгляд, он отразился на преподавании социологии? На отношениях между преподавателями и студентами? На отношениях между коллегами?

В социологии в целом - позитивно: больше стало дискуссий о том, какое наследство мы после себя оставим - именно этим можно объяснить особую активность в дискуссии патриархов отечественной социологии. Накануне Всероссийского социологического конгресса (2008) это очень важно. В Вышке - никак не отразился.

См. также:

  • Валерий Анашвили. Социологический факультет МГУ: как хвост иногда помахивает собакой

См. также ответы других опрошенных экспертов:

  • Владимир Малахов
  • Александр Фридрихович Филиппов
  • Никита Покровский
  • Гарольд Ефимович Зборовский
  • Александр Бикбов
  • Александр Анатольевич Ослон
  • Павел Романов
  • Галина Иосифовна Саганенко
  • Нина Сорокина
  • Михаил Рожанский
  • Сергей Ушакин
  • Виктор Вахштайн
  • Данаил Живков Кондов
  • Жан Терентьевич Тощенко
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).