будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РАН Р.М. Фрумкина
Май 15, 2025
Наука
Фрумкина Ревекка

Ценности вечные и не очень

Ценности вечные и не очень
frum_big.bmp

Недавняя статья Симона Кордонского «Служение истине и инновационное развитие», пафос которой – среди прочего – показать немощь и ненужность «академической» науки, вызвала бы у меня недоумение, если бы я не была четверть века знакома с автором, одна из социальных ролей которого – возмутитель спокойствия. Обычно этому ему удается: только в одном из популярных ЖЖ-блогов я нашла более сотни комментариев. Значит, читали и заметили. Вот и отлично.

У меня, осмелюсь думать, тоже есть несколько социальных ролей; одна из них – напоминать о банальных истинах. Очередная банальная истина заслуживает того, чтобы напоминать о ней постоянно, а в момент «страстей по Академии» – тем более.

Итак, перехожу к банальностям. Понятно, что разные типы научной деятельности могут быть организованы кардинально разным образом. Более того – они и должны быть организованы по-разному, иначе все ресурсы – человеческие и материальные – будут тратиться впустую.

Неважно, как называется учреждение, предназначенное для сугубо исследовательской работы: важна его ориентация на тот или иной тип научной деятельности. Академия наук в российском варианте (я имею в виду то, что в просторечии именуется «Большая Академия»), как и немецкие институции, объединенные под эгидой Общества Макса Планка, были созданы как площадки для ценностно-ориентированной деятельности.

В рамках ценностно-ориентированной деятельности, впрочем, работают многие критерии, не имманентные этой деятельности как таковой – например, мода (на определенную тематику – скажем, на медиевистику); престиж задачи (список Гильберта пока не исчерпан); социальные предпочтения и мотивации (желание облагодетельствовать человечество или превзойти предшественников). Тем не менее, здесь источник задач – это удивление и любопытство, желание понять, а не стремление создать "вещь". Именно «желавшие понять» создали науку Эллады, а желавшие сделать вещь – изобрели порох и фарфор.

Изобретение – это целеориентированная деятельность. R&D, то есть исследование с целью решить определенную прикладную задачу – это не для Академии, хотя, разумеется, прикладные задачи всегда стимулируют исследовательскую мысль. Важно иное: результативность целеориентированной деятельности довольно просто оценить; можно даже делать это поэтапно.

Но что такое результативность применительно к ценностно-ориентированной деятельности? Это реализация ценностей, которые именно в качестве таковых вообще не могут быть "оценены" извне.

С точки зрения извне всякая "чистая" наука должна считаться абсолютно эзотерическим занятием: пресловутая фраза о непозволительной роскоши “удовлетворения личного любопытства за счет государства” отражает именно эту позицию, а применительно к нашему якобы нищему государству отражает ее ядовито, но адекватно.

Увы, позиции социума по отношению к “чистой” науке исторически детерминированы и вовсе не нейтральны. Эта банальная истина не так уж банальна.

Для примера поговорим о лингвистике.

Лингвистика пребывает в особом и социально уязвимом положении отнюдь не случайно. Ведь феномен, который она изучает – язык – и делает человека человеком, а значит, деятельность ученых этого профиля каким-то образом (или в некоем конечном счете) касается всех членов социума.

Поэтому от лингвистики постоянно (и обоснованно!) ждут объяснений и оправданий – ждут педагоги и врачи, разработчики новых информационных технологий и специалисты по реабилитации больных с нарушениями слуха и речи, сотрудники масс-медиа и просто обычные люди, устрашенные перспективой ЕГЭ по русскому языку. Попробуйте заявить, что как лингвист вы заняты структурой исчезающего (кажется, фактически уже исчезнувшего) языка народности водь, некогда населявшей малый участок нашей территории

За наш счет?!

Заметим, что для целеориентированной программы – например, "перемещение по твердой поверхности", обычно несущественно, как именно она реализована – как колесо, как стопоходящее устройство, как гусеничная передача, как луноход. Важна эффективность, а не красота устройства или логического построения. Ну, а оценку эффективности всегда можно редуцировать к уровню практики и свести к облегчению путей к конечной цели, даже если сама цель кажется фантастически далекой. И «народ» вроде даже не спрашивает, почему при этом детских садов – мало, а космодромы есть.

Зато "непосвященным" невозможно объяснить, почему нечто в науке более или менее ценно. Решение седьмой проблемы Гильберта ценно, потому что эта проблема входит в список Гильберта.

Когда А.А. Зализняк, ныне академик РАН, работал над книгой «Русское именное словоизменение» (1967), его целью было – представить современное русское именное словоизменение как систему в максимально красивой и логически стройной форме.

Использование этих достижений в прикладных целях оказалось задачей даже не следующего поколения, а скорее наших «научных внуков». А тем временем Зализняк занимался много чем, в том числе – новгородскими берестяными грамотами и анализом «Слова о полку Игореве».

И всё это современная российская лингвистика!

Теперь вообразите, что нынче неизвестный никому молодой человек занят описанием какой-то системы или структуры, без которого (описания) мы до сих пор обходились и надеемся обойтись и далее. Где он может работать? Кто ему готов платить? Кто, вообще говоря, готов его хотя бы выслушать?

Я уверена, что приди такой новый «неопознанный Зализняк» в ведомство, распределяющее деньги, его спросят о практической пользе его предложения.

Что мог бы сам Андрей Зализняк ответить на подобный вопрос 45 лет назад? Что ему это интересно. Что это ужасно трудно. Но такие ответы считаются осмысленными только в среде, занятой решением ценностно-ориентированных задач. То есть в фундаментальной науке. Пока есть Академия наук, есть хотя бы потенциальная возможность поступить если не в аспирантуру, то на лаборантскую или близкую к ней должность, а потом видно будет.

Соответствующая система институтов и лабораторий может быть организована лучше, хуже или вообще иначе – это другой вопрос. Но в ответ на чье-то стремление изучать исчезающий язык народности водь или японскую гравюру, или ранний детский аутизм, или культуру немецких женских монастырей, или очередную новгородскую грамоту – в этой системе не должны пожимать плечами и крутить пальцем у виска.

Рассуждая без оглядки на сложившиеся у нас реалии, принято напоминать, что Америка и Англия обходятся без Академии в нашем понимании. Но если в Москве даже в лучшем пост-дипломном учебном заведении в силу сложившихся стереотипов не удалось ввести (всего лишь!) институт тьюторства, то стоит напомнить еще одну банальность: ломать – не строить.

См. также:

  • Симон Кордонский. Служение истине и инновационное развитие
  • Ревекка Фрумкина. «Я - сын палача»: Валерий Родос и его книга
  • Ревекка Фрумкина. Актуальность Ясперса
  • Ревекка Фрумкина. За чертой
  • Ревекка Фрумкина. Татьяна Заславская, академик. Часть 1.  Часть 2 
Фрумкина Ревекка
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).