будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЕГЭ
Май 20, 2025
Наука
Демина Наталия

Тьюторство: приживется ли оно в России?

Тьюторство: приживется ли оно в России?
P6110370-l
Игорь Реморенко и Татьяна Ковалева. 10 июня 2008 г.

О новых должностях, появившихся в системе российского образования, в ходе сегодняшней пресс-конференции в Министерстве образования и науки рассказали директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Игорь Реморенко и президент Тьюторской Ассоциации России, профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета Татьяна Ковалева.

Было отмечено, что с мая 2008 г. в трудовых книжках сотрудников школ и вузов могут появиться следующие записи: тьютор, диспетчер факультета или диспетчер образовательного учреждения, специалист по учебно-методической работе, помощник проректора, помощник ректора, ученый секретарь совета факультета (института), советник при ректорате, ученый секретарь совета учреждения, старший мастер образовательного учреждения (подразделения) начального и (или) среднего профессионального образования, учебный мастер.

Ожидается, что введение новых должностей будет способствовать реализации политики Минобрнауки по инновационному развитию сферы образования и создаст необходимые условия для формирования необходимого для этих целей кадрового состава. Министерству образования и науки еще предстоит разработать квалификационные характеристики новых должностей.

Основной разговор в ходе пресс-конференции был посвящен введению тьюторства, профессии, призванной помочь движению юных талантов по индивидуальным учебным траекториям, способствовать их осознанному выбору профессии, приобретению соответствующих знаний и навыков. Как отметил И. Реморенко, во многих учебных учреждениях должность тьютора уже давно существует де факто, но только с 22 мая, благодаря приказу Минздравсоцразвития России и его регистрации в Минюсте, получила формальное оформление.

Татьяна Ковалева пояснила, почему в списке новых профессий решили использовать иностранное слово «тьютор», а не, допустим, «наставник». По её словам, «наставник» – термин, слишком нагруженный воспоминаниями о трудовой практике советских школьников, поэтому было решено, что проще объяснить людям, что такое тьютор, чем пояснять им, что современный наставник – это не мастер-производственник времен социализма.

Она считает, что полноценную профессиональную подготовку в школах и вузах уже невозможно осуществлять без тьюторского сопровождения. Только взрослый и специально обученный человек сможет помочь ученику получить знания на стыке разных дисциплин (если, допустим, юноша захотел заняться математической лингвистикой).

Согласно озвученной концепции, тьюторы призваны сочетать в себе три роли: социальную (правовое и организационное обеспечение учебы), культурно-предметную (ориентацию в предметах и знаниях) и антропологическую. Последняя роль означает, что тьютор поможет ученику понять, какие требования предъявляет выбранная молодым человеком профессия и какие навыки необходимо приобрести (изучать иностранные языки, тренировать вестибулярный аппарат и пр.), чтобы двигаться по выбранной траектории вперед или выбрать что-то другое. В этой связи, Т. Ковалевой при объяснении основной роли тьютора очень нравится слово «сопровождение».  «Нельзя сопровождать стоящего, а только идущего», – отметила она.

И. Реморенко и Т. Ковалева также подчеркнули, что не стоит ожидать, что с 1 сентября 2008 г. тьюторы появятся сразу во всех школах, вузах и других учебных заведениях России. Кроме того, они могут появиться, но не должны, никакой «обязаловки» здесь не будет. При этом все должности из старого штатного расписания остаются.

На вопрос корреспондента «Полит.ру» о том, не будет ли зарплата тьютора прямо пропорционально зависеть от количества учеников, что вынудит педагогов заботиться, прежде всего, о числе сопровождаемых, а не о качестве сопровождения, И. Реморенко заметил, что основной оклад тьютора не будет подушевым. Однако эффективная работа тьютора, хорошо подготовившего учеников к, допустим, научной конференции, будет вознаграждаться премиальными.

В ходе брифинга Антон Зверев, журналист, пишущий о проблемах средней школы, выразил свое резкое несогласие с данной новацией Министерства, отметив, что слово «тьютор» – не наше, чужое. Напомнив трагическую историю девушки, повесившейся из-за ошибки при сдаче ЕГЭ, он сказал, что в школах нужны не репетиторы, а классные воспитатели, которые бы интересовались не знаниями учеников, а, прежде всего, их человеческими проблемами. По его информации, в 20 регионах России появились классные руководители, и эта новация оказалась очень удачной, и именно этот опыт Минобрнауки стоило бы учитывать, а не перенимать что-то чуждое российскому менталитету. А. Зверев считает, что в образовательных концепциях Министерства забыто слово «ребенок» и отсутствует гуманистический подход к образованию. И. Реморенко отказался комментировать выступление журналиста, а общий смысл ответа Т. Ковалевой сводился к тому, что концепция тьютор как раз и предполагает не репетиторство, а сопровождение человека, не помощь в подготовке домашнего задания, а стимулирование и развитие способностей.

Пресс-конференция длилась 45 минут, длительность обычного школьного урока. Из выступлений и ответов на вопросы И. Реморенко и Т. Ковалевой, стало понятно, что существует пока лишь общая концепция, чем должен заниматься тьютор, и многое в ней еще предстоит уточнять и детализировать, и возможно не все светлые планы обретут тот облик, который бы хотелось реформаторам. Непонятно, откуда возьмутся так хорошо подготовленные и интересующиеся личностью ребенка педагоги-новаторы, как будет строиться реальная повседневная работа тьютора в российских учебных заведениях и приживется ли вообще концепция тьюторства в российской системе образования.  

На фото: Игорь Реморенко и Татьяна Ковалева, 10 июня 2008 г.

Демина Наталия
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).