будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Защита Куракина Р.М. Фрумкина
Июнь 19, 2025
Наука
Фрумкина Ревекка

В защиту здравого смысла: казус Куракина

В защиту здравого смысла: казус Куракина
98_frumkina

Начну с некоторых соображений личного свойства - как говорят в таких случаях англосаксы, sorry to be personal.

Напомню читателю, что по основному образованию я лингвист, получивший университетскую подготовку в смутное время, когда непонятный марризм в одночасье сменился мифическим сталинским учением о языке, с которым ни профессора, ни студенты не знали, что делать. В силу сказанного мое дальнейшее образование было самообразованием - отсюда и навык не только читать дисциплинарно разные научные тексты, но еще и привычка вникать в построения, базирующиеся на резко различных критериях научности как таковой. Приходится мириться с тем, что в гуманитарных исследованиях «аксиоматика» нечасто формулируется в явном виде – ее приходится реконструировать. А за публичное выражение подобных сомнений приходится платить тем дороже, чем авторитетнее автор очередной популярной доктрины. Я к этому привыкла – возможно, благодаря упомянутым выше обстоятельствам.

Так, я до сих пор уверена в том, что смысл общеизвестной фразы Дюркгейма «изучать социальные факты как вещи» будет адекватно понят только тогда, когда мы помыслим ее как (например) эпиграф к «Самоубийству»  (вы же не думаете, что Дюркгейм имел в виду, что социальные факты можно увидеть, услышать, или потрогать?..).

Сакральное тоже нельзя увидеть. Но можно увидеть объект, который в некоторой культуре считается сакральным. Можно и самому вдруг ощутить особый статус вполне вещественных объектов – постоишь, например, у врат Остробрамской Божьей матери, посмотришь на висящие в витринах под стеклом маленькие серебряные изображения рук, стоп, сердец и задумаешься…

Наверное, оппозиции сакральное - профанное или сакральное - нейтральное тоже следует изучать, пользуясь словами Дюркгейма, как вещи, ибо они, эти оппозиции суть социальные факты. Я это делать не умею, а Александер, упомянутый Дмитрием Куракиным, видимо, умеет.

Несколько текстов Александера я нашла в Интернете и прочитала. Меня они не вдохновили, не впечатлили и даже не вызвали желания полемизировать с автором. Я вообще не уверена, что за этим автором и его теориями стоит некая «большая правда», - та, которую мы традиционно ищем, желая объяснить себе мир в научных категориях (видимо, будущее покажет).

Однако в свое время именно в поисках такой вот «большой правды» мои ровесники, будучи уже вполне взрослыми людьми, «припадали», например, к достаточно специальной (и плохо нами понятой) книге Аверинцева о поэтике ранневизантийской литературы. С не меньшей напряженностью мы слушали и лекции Мамардашвили – притом все равно, о чем – о Фрейде (это было прекрасно и понятно) или о Гуссерле (скорее не понятно, но от того не менее прекрасно).

Для тех, кто направленно изучает оппозицию сакральное-профанное, референтной является известная книга Р. Жирара «Насилие и священное» (русский пер.: М.: НЛО, 2000). В свое время я ее прочитала дважды – и она отнюдь не показалась мне научным открытием – быть может, потому, что автор предлагал мне ответы на мало интересные для меня вопросы. Что ж, скорее всего, эта книга адресована не мне – и я не стала бы высказываться о ней, даже если бы обязана была сделать это ex oficio. И здесь начинаются мои размышления о казусе Куракина, связанные с моей принадлежностью к «невидимому колледжу» в самом широком смысле – пусть это будет некоторая доступная моему пониманию область нашей гуманитарной науки.

Я предполагаю, что пафос диссертации Дмитрия Куракина – в чем бы он по замыслу автора ни заключался – оказался прежде всего чужд его старшим коллегам. Членам Ученого Совета предлагались ответы на совершенно далекие от них вопросы. Увы, именно от них зависел вердикт: считать работу Куракина диссертацией (с вытекающими из этого социальными последствиями), или – что следует из стенограммы заседания – часть присутствовавших усмотрела там всего лишь «взгляд и нечто».

Стоит ли за трансформированной/нетрансформированной программой «сильной социологии» какая-нибудь большая правда – я не знаю: это вне моих компетенций. Какую совсем уж особую роль во всех относящихся к проблематике Куракина построениях играет метафора – из автореферата понять трудно. Скорее всего, попытка четко изъяснить эту особую роль в соответствии с законами жанра автореферата – то есть одновременно кратко и притом общедоступно - едва ли реальна. Замечу, однако, что нередко такова судьба вообще нового – и прежде всего новых методов.

В свое время я защищала кандидатскую диссертацию в чужом Институте (это был Институт русского языка АН СССР), где председателем Ученого Совета был академик В.В. Виноградов, абсолютно далекий от кибернетических увлечений, но обладавший масштабом большого ученого и редкостным чутьем.

Частью моей работы был статистический анализ лексики Пушкина. Виктор Владимирович вполне мог бы спросить меня: какое значение для понимания языка Пушкина имеет тот факт, что во всем корпусе пушкинских текстов слово горделиво встречается 1 раз (я уверена, читатель помнит, где именно).

Честно сказать, никакого – если ограничиться ровно этим вопросом.

А какую долю любого обычного русского текста в среднем покрывают 500 самых частых русских слов? По моим подсчетам полувековой давности – примерно 60%. И что?..

А ничего – с точки зрения общей теории лексикологии, об этом можно просто не знать!

На основе таких ответов на подобные (на первый взгляд, законные) вопросы члены тогдашнего ученого «ареопага» могли бы отказать – не мне персонально, а всем «нам» – в общепринятой в научном сообществе квалификации.

Общеизвестно, что нередко крутые перемены в ценностных ориентациях науки с восхищением принимаются младшим поколением и с недоумением, а то и с открытым негативизмом – не обязательно старшим по возрасту поколением, но более консервативной и «чиновной» частью научного сообщества. Еще в конце 60-х (!) «нам» постоянно говорили, что мы заняты математикой, педагогикой, историей культуры, психологией, философией, литературоведением и т.п.. – в общем, чем-то не тем, и уж точно – не лингвистикой sensu stricto (слова типа mass media еще не стали обиходными).

Если бы из подобных упреков вытекали последовательные оргвыводы, это надолго затормозило бы развитие целого фронта новых исследований. А ведь именно на почве этих разных и нередко причудливых новаций через много лет произросли, в конечном счете, такие разные плоды, как, например, теория стиха М.Л. Гаспарова, известный словарь синонимов под ред. Ю.Д.Апресяна, а также, замечу, Google, Yandex и Национальный корпус русского языка.

Вот поэтому я не пожалела времени и прочитала все имеющиеся в Интернете материалы, относящиеся к диссертации Дм.Куракина – автореферат, стенограмму, официальные и неофициальные отзывы и отклики.

Согласно известной процедуре, члены Ученого Совета Института Социологии, оценившие работу Дм.Куракина как не соответствующую требованиям к кандидатской диссертации по социологии, обязаны были:

1) заявить об этом вслух на Совете, высказав свои упреки автору – открытая процедура защиты для того и существует;

2) конкретно обосновать свои претензии, либо - если автореферат показался неубедительно краток – обратиться к тексту работы: именно для этого полный текст диссертации в переплетенном виде заранее подается в библиотеку соответствующего института;

3) ведущий заседание обязан был способствовать открытой дискуссии по работе – ведь ни отрицательных официальных отзывов, ни откровенно негативных выступлений не было; собственно, то, что было (сужу по стенограмме), трудно назвать обсуждением по существу дела.

За таким пикантным голосованием, видимо, стоит неизвестный мне конфликт интересов – иначе, что побудило членов Ученого Совета «втихую» положить 8 черных шаров?

Вот это втихую и должно быть предметом общественного обсуждения и, скорее всего, осуждения.

Разумеется, на данном Ученом Совете свет клином не сошелся, но ведь то же самое может случиться в любом другом Совете и с соискателями/соискательницами, о которых пока мало кто слышал…

Фрумкина Ревекка
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).