будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Р.М. Фрумкина
Июнь 18, 2025
Наука
Фрумкина Ревекка

Вдоль или поперек

Вдоль или поперек
98_frumkina

Мое интервью «Если наука для вас не страсть…» вызвало отклики в научной и околонаучной среде. Я хотела бы прокомментировать те из них, которые связаны с организацией науки как особого вида деятельности. Тем более что статус РАН меняется: это будет госучреждение (думаю, что единственная цель здесь – контроль над имуществом Академии). В этой связи придется затронуть и вопросы материального обеспечения самой научной деятельности – проблему, в рамках которой зарплата отдельного ученого вовсе не стоит на первом месте.

Наука как ценностно-ориентированная деятельность

«Сокрытый двигатель» ученого – это удивление и любопытство, желание понять, а не стремление создать "вещь". Наука как таковая является ценностно-ориентированной деятельностью. Ценности же никак не могут быть «назначены» извне научного сообщества. Например, нам остается лишь принять на веру обоснованность решения Математического Института Клэя (Clay Mathematics Institute), назначившего награду в $1 млн за решение проблемы Пуанкаре.

Миллионы человеко-часов, проведенных биологами и генетиками в лабораториях и библиотеках, изначально вовсе не были ориентированы на решение задач генной инженерии. Все началось с удивления Менделя по поводу соотношения окраски цветов горошка… Удивляться не запретишь, а вот готово ли государство платить за «умение удивляться» – отдельный вопрос.

С точки зрения «извне», всякая «чистая» наука по своим интенциям может считаться эзотерическим занятием. Позиции социума по отношению к ценностно-ориентированной деятельности вообще (и к науке – в частности) всегда исторически окрашены и отнюдь не нейтральны. Бедное государство благосклонно только к тем научным изысканиям, которые могут быть использованы на практике, причем в близкой перспективе. Богатое государство, напротив, поощряет «чистую» науку – либо путем прямого финансирования, либо через уменьшение налогооблагаемой базы состояний меценатов и жертвователей.

Любые приложения достижений «чистой» (то есть фундаментальной) науки – это прежде всего целеориентированные программы деятельности. Их результативность можно довольно просто оценивать и даже делать это поэтапно. Для целеориентированной программы – например, "перемещения по твердой поверхности" – не существенно, как именно она технически реализована (как колесо или как луноход): важна эффективность решения. В разных ситуациях эффективность может определяться различными параметрами, но ее не спутаешь с красотой логического построения и тому подобными характеристиками.

Однако самой своей постановкой (и как раз в силу своей сложности) многие целеориентированные программы порождают ценностно-ориентированную деятельность такого масштаба, что социум перестает различать, где в этой ситуации причины и где – следствия. Дженнеру не были известны механизмы иммунитета – в его распоряжении были лишь наблюдения за теми, кто, переболев «коровьей оспой», выживал при заболевании «черной оспой». Успешность вакцинации породила иммунологию.

Но в аспекте сугубо ценностном – т.е. в том, что самими учеными рассматривается как интересный, важный результат, – любое теоретическое построение, вообще говоря, самодостаточно. Эта самодостаточность остается не выявленной, замаскированной для широкой публики, за исключением случаев, когда и если объект (условно говоря, "тема") представляется интересным, а то, что о нем говорится, кажется хотя бы любопытным. Тогда и деятельность лиц, этот объект изучающих, представляется хоть и не вполне понятной, но, по крайней мере, осмысленной. В остальном публике безразлично – открыли еще один спутник Сатурна, не открыли…

Если ученый занимается систематикой определенного вида блошек (как это делал замечательный биолог и философ А.А. Любищев) или землевладением у древних скандинавов (одна из любимых тем недавно ушедшего от нас А.Я. Гуревича), – не только «публика», но и многие государственные мужи пожимают плечами, иронизируя над попытками удовлетворения собственного любопытства за счет государства.

Но ведь наука как ценностно-ориентированная деятельность только и может иметь своим двигателем любопытство ученого – назовете ли вы это страстью познания, стремлением узреть мировую гармонию или еще как-нибудь. И если деятельность по просвещению и аккультурации сограждан заведомо признается общественно полезной, так что любое государство должно быть готово вознаграждать педагогов и библиотекарей (хотя мы и этого не делаем…), то ценностно-ориентированная деятельность исследователей вознаграждается лишь в меру просвещенности государственных мужей, от которых в том или ином социуме зависит статус науки.

Довольно очевидно, что именно как ценностно-ориентированная деятельность наука всегда затратна, поскольку сама по себе не ориентирована на окупаемость результата, а ученые хоть и готовы получать малые (по сравнению с создаваемыми ими ценностями) вознаграждения, требуют того, что по-русски скромно называется условия работы. По параметрам «условий работы» науки можно (грубо!) поделить на дешевые (математика), средние (гуманитарные науки), дорогие и очень дорогие (все современные экспериментальные исследования).

Заработок ученого в такой стране, как Россия, даже будучи существенно увеличен (обещают, что в разы – но ценой сокращения числа занятых в науке сограждан, о чем – ниже), останется откровенно незначителен по сравнению с расходами, необходимыми для закупки оборудования, химикатов, лабораторных животных и материалов, книг и новых журналов, мощных компьютеров и т.п., а также для поддержания этого имущества в рабочем состоянии.

И дело не в том, что наши ученые – бессребреники: поинтересуйтесь, сколько стоит чистая линия лабораторных мышей. А ведь это всего лишь зверюшки – чай, не синхрофазотрон какой-нибудь. Заодно советую почитать в Интернете список выпускников химфака МГУ, работающих ныне за границей…

Наука и сетевые обмены

Применительно к организации науки сетями обычно называют связи в пределах «незримых колледжей» – групп ученых, объединенных отношениями ученичества, патронажа, соавторства, взаимного цитирования, коллегиальной взаимопомощи и т.д. Эти сети хорошо изучены: традиция связывает соответствующую проблематику с именем Коллинза и другими, не менее почтенными.

В России данный тип сетей, разумеется, присутствует, однако мне представляется, что более важными для нашей сегодняшней ситуации являются не собственно научные сети, а действующие и в научной среде структуры, подобные тем, которые описываются исследованиями по неформальной экономике.

Типичное российское научное учреждение – это исследовательский институт или лаборатория при кафедре. Однако реальная структура, обеспечивающая функционирование учреждения, редко соответствует формальной служебной иерархии. Отъезд на полгода руководителя темы или болезнь завкафедрой может и не отразиться на работе коллектива. Зато когда молодая и деловая «неостепененная» сотрудница, фактически исполняющая менеджерские функции, уходит «в декрет», это оказывается почти катастрофой.

Один из моих читателей посоветовал дать понять секретарям и лаборантам, организующим доступ к ксероксу, рассылки с извещениями о конференциях и семинарах и неизбежные чаепития, «кто здесь хозяин», то есть лишить их иллюзии причастности к высоколобому коллективу, а заодно понизить им зарплату. Еще эффективнее, по его мнению, этих людей уволить как «балласт».

Это совет, выдающий человека с доминантой опыта научной работы на Западе, где в любом unit всяк знает свое место, поскольку отдел или лаборатория имеет четкую иерархическую структуру с жестким распределением функций. Секретарь кафедры Университета Сиднея, где я работала два месяца, обязана была не только отправлять мою почту, звонить по поводу моих лекций в другие университеты и т.д., но и давать мне справки по любым вопросам, включая бытовые. Главное же – все это не предполагало никакой личной расположенности к моей персоне.

«Неформальные обмены», пронизывающие наше общество и цементирующие его, не могли миновать науку. Как хорошо, например, иметь добрых знакомых в большой библиотеке: кто-то в служебный каталог заглянет (читательский давно уже бесполезен), еще кто-то на свое имя возьмет книжку по служебному абонементу, а заодно без очереди отксерит нужную вам статью.

Чем только не снабжали друг друга мои друзья и коллеги за полвека, что я тружусь в Академии Наук! Безвозмездно передавались книги, писчая бумага, предоставлялись аппаратура и химикаты, дефицитная фотопленка и даже возможность работы на уникальных установках. Мне нужны были испытуемые – и в результате одного многоступенчатого обмена в моем распоряжении оказалась рота солдат!

С появлением современных средств связи и компьютеров эта «внесистемная экономика науки» отнюдь не исчезла – изменились лишь предметы обмена. Один коллега одолжил мне просто так очень дорогую программу, успешно продаваемую на международном рынке; я снабдила дружественный коллектив своими неопубликованными разработками; одолженные мне на время книги и ксероксы занимают уже не полку, а целый стеллаж; соответственно, свои книги я охотно даю коллегам, их ученикам, ученикам их учеников и т.п. Многие из этих трансакций вовсе лишены привязки к официальным местам работы вовлеченных в них лиц и обусловлены личными взаимодействиями; в иных случаях «внесистемные обмены» возникают как следствие привилегий, предоставляемых местом работы: служба в большой библиотеке – самый очевидный пример.

В наших условиях любая реорганизация науки «сверху» в первую очередь разрушает именно неформальные сети. Замдиректора по науке чаще всего «восседает», а вовсе не организует функционирование подведомственной ему структуры. Зато сокращение опытных в своем деле людей, занимающих, казалось бы, малозаметные должности – это бухгалтер, умеющий связываться с грантодателями и улаживать тонкости финансовой отчетности, или лаборант, готовый «с помощью веревочки» наладить любую аппаратуру, – приводит к разрыву сетей в неожиданных для взгляда извне местах.

Индекс цитирования и «гамбургский счет» на российский манер

Здесь не место обсуждать информативность индекса цитирования как такового. Общеизвестно, однако, что за вычетом очень немногих областей знания (математика, теоретическая физика, биохимия) в мире нас не знают и не читают, потому что мы пишем и публикуемся по-русски. Об этом подробно писала Н.В. Брагинская в статье «Профессия – русский…» (НЛО. 2001. №50. С. 70-88), где предложила столь же разумный, сколь и утопический проект преодоления языкового барьера между нами и нашими западными коллегами. Поэтому обсуждение impact того или иного исследователя применительно к уровню мировой науки – неважно, при наличии этого impact или при его отсутствии – бессодержательно.

А уж оценка достижений отдельного лица или коллектива на этой основе и вовсе безосновательна, причем с некоторых пор о цитируемости даже внутри страны говорить стало просто неприлично. Зайдите в профессорский зал Ленинки – там в открытом доступе вы не найдете даже Известий всех отделений РАН! Поэтому когда мне предложили написать учебник, я сознательно исходила из того, что студенты обычного педвуза вообще не имеют доступа к пристойной библиотеке. Но разве в нормальных условиях учебник должен быть «самодостаточен»?

«Гамбургский счет» в науке, разумеется, есть. Он идет в ход, как только появляется необходимость получить дельный совет и помощь, дать оценку статьи или книги, невзирая на лица, – наконец, написать историю разработки какой-либо проблемы. Но он неформализуем, поскольку несводим к сумме напечатанного и даже к объему написанного. Назову лишь несколько имен из числа тех, кого лично слушала или с кем имела счастье беседовать.

Неизмерим в самом прямом смысле слова вклад в науку таких людей, как М.М. Бонгард (одна книга!), М.Л. Цетлин (умер рано и не оставил книги), А.А. Реформатский (один учебник, зато какой!). А вклад в науку В.Н. Сидорова или З.Г. Минц вообще не сводим к их текстам.

Перспектива усушки и утруски персонала научных институтов на основе любых индексов побуждает вспомнить об осле, пожелавшем участвовать в постройке моста через реку. Осел этот был достаточно интеллектуален, чтобы все-таки спросить: «Как будем строить: вдоль или поперек?».

Фрумкина Ревекка
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).