будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Наука
Куприянов Алексей

Великое начинается с малого

Великое начинается с малого
img-1

805 лет назад, 9 октября 1201 г. родился Робер де Сорбон, французский богослов, основатель колледжа Maison de Sorbonne в Париже.

Робер де Сорбон родился 9 октября 1201 г. в маленьком селении Сорбоне на Северо-Востоке Франции, расположенном на территории, которая ныне входит в департамент Арденны. Вступив на путь священнослужителя, он отправился учиться в Реймс, а затем и в Париж. Известный своим благочестием и красноречием, он снискал покровительство Роберта Храброго, графа д'Артуа и его брата, короля Франции Людовика IX, известного под именем Людовика Святого. Около 1251 г. Робер стал каноником в Камбре, после чего перебрался в Париж, где получил место каноника и духовника короля (1258).

Первые ученики появились у Робера около 1253 г., а в 1257 в возрасте 56 лет он основал Сорбоннский дом (Maison de Sorbonne), колледж в Париже, изначальное предназначение которого сводилось к тому, чтобы предоставить кров двум десяткам бедных студентов, обучавшихся богословию.

Для того чтобы понять, какое место занимал Сорбоннский дом в Парижском университете XIII столетия, надо сказать два слова об устройстве средневекового университета. Как и было принято в то время, университет был довольно сложно структурированным сообществом профессуры и студентов, мало похожим на Российские университеты в любой из периодов их истории, не говоря уже о сегодняшнем дне. Прежде всего, следует вспомнить, что университетом в те времена называли не столько учреждение, сколько корпорацию. Universitas Magisterorum et Scholarum — нечто вроде цеха или гильдии учащих и учащихся, проживавших в одном городе. Эти учащие и учащиеся были связаны друг с другом множеством связей, входя в разного рода объединения: факультеты, нации и колледжи, о которых теперь и пойдет речь.

В университете выделялся подготовительный факультет искусств, выпускники которого могли далее продолжать обучение на «высших факультетах». Название факультета было связано с тем, что обучение строилось вокруг так называемых «семи свободных искусств»: риторики, грамматики и логики, составлявших «тривиум», или самые начальные знания, и более сложных, математических искусств: арифметики, геометрии, астрономии и музыки, составлявших «квадривиум». Высших факультетов было три: богословский, юридический и медицинский. Во многом эта система с неспециализированным подготовительным факультетом и специализированными профессиональными, предвосхищала современные идеи разделения бакалавриата и магистратуры. Впрочем, надо заметить, что наш современный российский бакалавриат отличается чрезмерной специализацией, унаследованной от сверхспециализированной, рассчитанной на государственную мудрость распределения, советской системы образования. Факультет искусств средневековых университетов, как и приготовительные философские факультеты университетов Нового времени до начала XIX столетия были лишены столь узкой специализации.

Помимо деления по факультетам, которые, скорее, отражали организацию учебного процесса, в Парижском университете существовали и другие, более ощутимые корпоративные объединения. Студенты приготовительного факультета искусств объединялись в «нации»: Французскую, Нормандскую, Пикардийскую и Английскую (позже переименованную в Германскую). Во главе каждой из наций стоял префект, а во главе всего факультета искусств — ректор, избираемый префектами. Сначала ректора сменялись довольно часто (каждые шесть недель), но постепенно срок ректорства был увеличен до одного — трех лет.

Третьим измерением университетской жизни, наряду с факультетами и нациями, были колледжи, устроенные как пансионы для совместного проживания преподавателей и студентов. По замыслу Робера де Сорбона, его колледж должен был предоставить кров и пропитание профессорам, желавшим преподавать, не взимая платы за обучение, и студентам. И профессора и студенты колледжа должны были в целом следовать правилам монастырского общежития, за исключением принятия обетов.

Колледжем управляла профессорская община, бесхитростное устройство которой было описано в начертанных самим Робером правилах. Во главе колледжа стоял провизор, который отвечал за обустройство новых членов, избранных общиной, и утверждал статуты, принятые ею. Все остальные члены общины (socii), доктора и бакалавры, делились на бурсариев и пенсионариев. К пенсионариям относились те, кто мог внести в общественную кассу сорок парижских фунтов за свое проживание в колледже. Бурсарии жили за общественный счет, что обходилось колледжу примерно в ту же сумму, но получить такой статус могли только те, у кого годовой доход не превышал сорока фунтов.

Члены общины избирали из своих рядов приора (первого среди равных), который управлял внутренними делами Сорбоннского дома. На должность приора могли избирать как докторов, так и бакалавров, но поскольку бакалавров было больше, они занимали эту должность чаще. Членом общины мог стать любой бакалавр или доктор, который прочел курс философии. Помимо членов общины в доме жили и гости (hospites), преимущественно студенты, которые были равны членам общины практически во всем, кроме права голоса при выборах приора и в прочих делах, касавшихся внутренней жизни дома. Обучение продолжалось десять лет, по крайней мере, столько длился срок, в течение которого студента содержали за счет общины. Если по истечении десяти лет он не показывал надлежащих успехов в преподавании или в искусстве проповеди, место объявлялось вакантным.

Дела колледжа шли хорошо. Поскольку обучение было бесплатным, благосостояние колледжа всецело зависело от меценатов, которые жертвовали средства в казну колледжа (как сказали бы сейчас, эндаумент). Быстро, за счет многочисленных дарений, пополнялась и библиотека колледжа, также основанная Робером де Сорбоном. Среди покровителей молодого колледжа был сам король Людовик, поддерживавший начинание своего духовника. Церковь также была благосклонна к Сорбонне. В 1259 г. Папа Александр IV предписал всем французским еспископам поддержать создаваемый в Париже колледж, в 1262 г. Урбан IV уже рекомендовал его всему христианскому миру, а уже в 1268 г. Клемент IV выдал грамоту, дававшую право на присвоение ученых степеней. Колледж быстро снискал себе популярность среди студентов.

Робер де Сорбон исполнял обязанности канцлера университета, учил и проповедовал в коллежде до своей смерти, последовавшей 15 августа 1274 г. Незадолго до смерти, в 1271 г. он создал «маленькую Сорбонну» для самых юных учеников.

Постепенно в Сорбонне собрались почти все преподаватели богословия Парижского университета, в связи с чем уже с начала XVI столетия понятия «Сорбонна» и «Богословский факультет» стали практически синонимичны. Суровость экзаменов на ученую степень, которые устраивали выпускникам в Сорбонне, вошла в поговорку. В течение столетий Сорбонна доминировала в Парижском университете, став одним из культурных центров столицы Франции и всего образованного мира. В 1470 г. профессора Сорбонны пригласили во Францию первых мастеров печатного дела, которые и основали первую французскую типографию.

Сорбонна неизменно пользовалась высочайшим покровительством. Среди ее патронов и благодетелей видное место занимал кардинал Ришелье (1585—1642), известный всем по «Трем мушкетерам» Дюма. Роман, а в еще большей мере киноадаптации, способствовали созданию образа Ришелье-злодея и интригана. Справедливости ради, следует отметить, что уже во второй части трилогии Ришелье при всех сравнениях выигрывает у своего преемника, Мазарини, но экранизации «Двадцати лет спустя» можно пересчитать по пальцам и в них эта тема более чем второстепенна. Вместе с тем, во Франции Ришелье пользуется заслуженной популярностью как решительный политик, стремившийся к укреплению центральной светской власти и преодолению междоусобиц, и покровитель искусств. Среди деяний на этом поприще достаточно вспомнить вклад Ришелье в устройство Французской академии, которая благодаря ему получила королевский патент (1635) и превратилась из приватного кружка литераторов в верховный орган государства по вопросам литературы, реформы языка и составления словаря. С 1622 г., еще до того, как стать всесильным первым министром, Ришелье занимал пост провизора Сорбонны. При нем, в 1627 г., была начата реконструкция зданий колледжа, а в 1635 г. был заложен первый камень в основание новой часовни, в которой ныне покоится прах Ришелье. Его портрет смотрит и на посетителей Интернет-сайта Сорбонны.

Как и многие другие, колледж был закрыт во время Французской революции. Декрет от 5 апреля 1792 г. прекратил более чем пятисотлетнюю историю этого великого учреждения. Наполеон вновь восстановил Сорбоннский колледж в годы Первой империи в 1808 г., после чего он был окончательно закрыт в 1882 г. Здания Сорбонны находятся в так называемом Латинском квартале, на левом, южном, берегу Сены, почти в самом центре города. В них расположены центральные учреждения университета, в том числе офис ректора всех тринадцати университетов Парижа.

Имени суждено было пережить своего носителя. Так же как в XVI веке название Сорбонна распространилось на весь философский факультет, в XX веке оно, по крайней мере в разговорной речи, постепенно распространилось на весь университет в целом. Сейчас имя Сорбонны официально носят три из тринадцати Парижских университетов (I, III и IV).

А все начиналось с малого. С необходимости предоставить кров двум десяткам бедных студентов, и энергичного богослова, добравшегося до Парижа из маленького пикардийского селения.

Куприянов Алексей
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).