будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
биоинформатика геном
Май 18, 2025
Наука
Сакоян Анна

#ЗНАТЬ. «По-моему, я все время был в науке». Часть 2

#ЗНАТЬ. «По-моему, я все время был в науке». Часть 2
0-CG6A0302

После лекции 6 декабря в рамках Фестиваля Публичных лекций #ЗНАТЬ мы продолжили беседу с биологом, научным сотрудником Института проблем передачи информации РАН, научным сотрудником кафедры медицинской генетики и развития Университета Женевы Константином Попадьиным.

Как вы пришли в науку?

Я даже не помню. По-моему, я все время был в науке. В детстве я во всякие кружки ходил – экологические, биологические. Дед мой любил выращивать всякие редкие растения. Я участвовал в олимпиадах начиная с седьмого класса. В школе я сразу полюбил биологию, экологию – вообще все науки, но биологию и экологию больше. Поэтому, наверное, большого выбора у меня не было. Я начал участвовать в олимпиадах, стал занимать хорошие места, ездил по разным городам. Это все мне было интересно. И, наверное, уже тогда я сильно не задумывался, куда идти. Я хотел в какой-то университет, где есть биология. Конечно, было много выбора – МГУ, не МГУ. Но начиная со второй половины старшей школы, я более или менее понимал, что я хочу изучать биологию. Всякие детали определялись еще долго, до сих пор определяются. Я прыгаю из одной области в другую, но, по крайней мере, общее направление остается.

Интерес к биологии сформировался благодаря школе или помимо школы?

Сложно сказать. Я не могу сказать, что у меня были очень хорошие учителя, которые бы меня сильно заинтересовывали биологией. Я, честно говоря, не знаю, почему мне так понравилась в последних классах школы биология. Возможно, я прочитал несколько хороших книжек, что-то типа «Эгоистичного гена» Докинза – такие популярные книжки, которые многих завлекают. Но я не ассоциирую это с какими-то конкретными людьми или учителями. Пожалуй, кружок. Я родился в Рязани. В Рязани был Дом пионеров, и в нем был биологический кружок. И там мы делали разные вещи – считали, сколько лишайников на дереве, придумывали, почему они отличаются и так далее. В общем, мы ходили по городу, все изучали, пытались объяснить. Это было интересно. И может быть, это было одним из таких важных событий, которые меня подтолкнули идти дальше в биологию, экологию. Возможно, да. Кружок в Доме пионеров. Сейчас это называется Дворец детского творчества, раньше это был Дом пионеров.

Что было после того, как вы поступили в университет?

Я очень долго выбирал конкретную область. В университет я поступил на биофак МГУ на одно отделение (там есть несколько отделений). Одно более натуралистичное – зоолого-ботаническое. Другое более молекулярное. Я поступил на молекулярное. Долго ходил, мучился, думал, что же мне делать на этом молекулярном отделении. После первого года на этом отделении я перевелся на другое отделение, зоолого-ботаническое, немало удивив всех, потому что молекулярное было более престижным и сложным. Я что-то искал, сам не понимал что. Я беседовал с профессорами, приставал ко всем, просил советов и в итоге перешел на это более натуралистичное отделение, где зоология и ботаника, классические науки, были основными. Молекулярную биологию, генетику люди изучали не так глубоко.

А потом все равно, будучи на зоолого-ботаническом отделении, закончив кафедру зоологии позвоночных (очень хорошая кафедра, мне очень нравится), стал заниматься в итоге генетикой, молекулярной биологией, но на другом уровне. На уровне компьютерной генетики, на уровне биоинформатики. То есть далее у меня довольно часто менялись темы, я пытался изучать одну область, потому другую, более генетическую, более эволюционную. И до сих пор я сижу как будто на двух стульях, даже между тремя стульями. У меня все проекты связаны с классической генетикой, с анализом геномов, с экологией. У меня есть такой экологический бэкграунд, и эволюция. Между этими тремя науками есть много проблем, много интересных вопросов. Когда у тебя есть возможность проверить эволюционные гипотезы, имея в руках и изучая как экологические данные, так и генетические, у тебя просто больше степеней свободы. Ты можешь больше придумать и проверить всяких гипотез. То есть эта область мне нравится до сих пор. И многие статьи, многие проекты я делаю на стыке эволюции, экологии и генетики. Это отражает мои блуждания по наукам, мои переходы с одного отделения на другое, поиск тем.

Почему вы решили в своей грядущей лекции рассказать о «молодых и старых генах в геноме человека»?

Выбор темы на лекцию был достаточно тривиальным и рациональным. Это то, чем я плотно занимался последний год. Просто сейчас эта тема, эта область в голове, в оперативной памяти. Мне достаточно быстро собрать всю интересную, более или менее популярную информацию, чтобы прочитать лекцию. Наверное, в среднем, раз в год, как и любой, наверное, ученый, я немного меняю темы, перехожу на новые проекты. И последний проект, созревший, который сидит у меня в оперативной памяти в голове – это возраст генов в нашем геноме. В этой теме всегда можно найти что-то интересное для широкой публики. Поэтому это то, что, как это ни пошло звучит, что мне легче всего будет интересно рассказать широкой аудитории. Я думаю, в следующем году возраст генов у меня уже не будет приоритетным направлением. А сейчас это проще и интереснее из всего, что я смогу рассказать.

Когда вы начали заниматься биоинформатикой?

Знаете, биоинформатика – достаточно большая наука, я думаю, я ее всю не знаю. Я занимался маленьким ее кусочком, сравнивал геномы разных зверей, пытался понять, почему они разные. И примерно этим я занимаюсь и сейчас. Просто сравниваю не только геномы, но и траскриптомы, то есть не только ДНК, но и то, как каждый ген интенсивно работает, скажем так. Один сильно работает, другой слабо экспрессируется, как мы это называем. И вместо разных зверей, разных млекопитающих, сейчас я сосредоточился на разных людях. Анализирую изменчивость внутри человеческой популяции. Но, в общем-то, я знаю этот маленький и не очень репрезентативный кусочек биоинформатики. Я себя в биоинформатике ощущаю юзером. Я использую много существующих программ, я пишу простенькие свои программки, скрипты.

А на каких языках пишете скрипты?

В основном это PERL и язык R, статистический язык. И на самом деле 95% времени я работаю на языке R и 5% времени на языке PERL.

Используя R, вы ведь фактически привязаны к данным довольно ограниченного объема?

Да. R любит все держать в оперативной памяти, и есть проблема, поэтому приходится пользоваться и другими программками. Вообще очень хорошо, выгодно иногда коллаборировать с лабораториям, которые занимаются какой-то областью, например, изучают транскриптомы людей, уровень экспрессии каждого гена. От них можно получить данные высокого качества, мы это называем метаданными. То есть большие таблицы, которые уже как-то обработаны, - это уже не совсем сырые данные эксперимента. Это уже высокого качества промежуточные данные. Соответственно, их меньше уже будет, то бишь, многие анализы можно гонять даже на ноутбуке. И они уже качественные и чистые. То есть можно сказать, что ты снимаешь сливки с хороших результатов, которые были получены для каких-то других целей, более функциональных генетических целей. Имея доступ к таким данным, ты ставишь другие вопросы. Ты понимаешь, что имея эти данные, ты можешь решить другой вопрос, ты ставишь вопрос, пробуешь его решить.

Поэтому я не всегда я начинаю проект с каких-то очень сырых данных, когда я скачиваю уровень экспрессии каждого гена или скорость эволюции, выравнивание, из каждого банка. То есть частенько я начинаю свой проект уже с хороших предобработанных данных, полученных в результате труда нескольких людей, результаты свежей публикации. Тогда ты уверен, что работаешь с данными хорошего качества, часто с уникальными данными, если ничего не опубликовано, а ты просто напросился иметь доступ к этим данным. Это помогает быть уверенным, что ты не анализируешь какой-то шум, которого очень много. Это помогает быть на волне. То есть когда ты анализируешь новые уникальные данные, это всегда более интересно и более выгодно, скажем так.

Сакоян Анна
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).