Самое интересное из наших конспектов за неделю:
Социолог Лев Гудков – о ценностях молодежи: «Примерно к 25–27 годам, когда молодые люди обзаводятся семьей, начинают работать и входят во взрослую жизнь, начинается психологическая или моральная ломка, потому что молодые люди, романтически и более либерально настроенные, сталкиваются с обществом, с окружением и вынуждены приспосабливаться, принимая правила игры. В результате возникает эффект, который можно сравнить с психологической ломкой или ошибкой, как это называл академик Павлов. Но принятие циничных представлений, что надо «по-волчьи выть», это чрезвычайно трудный, болезненной и тяжелый процесс. Действительно, через какое-то время молодежь теряет свои прозападные, демократические установки и принимает установки старшего поколения».
Политолог Алексей Макаркин – об исторических традициях: «В Российской империи панихиды по “неблагонадежным” были одним из способов общественного протеста, который, как представлялось их участникам, не должен был повлечь за собой санкций со стороны государства. На самом деле, все могло быть иначе. Панихида отличается от отпевания тем, что может быть заказана в любое время любым православным человеком. В церкви, как и перед отпеванием, могут поинтересоваться, был ли скончавшийся крещен в православии. Куда реже спрашивают, нет ли канонических препятствий к совершению панихиды — то есть не покончил ли человек жизнь самоубийством <…>. Но в Российской империи панихида, ставшая общественным событием, могла повлечь за собой опалу для ее участников».
Участник нашего проекта «После», социолог Алексей Левинсон – о перспективах России: «Россия <…> нашла себя. Уточним: не вообще Россия как феномен мировой истории, а Россия такая, какой она стала по итогам путинского периода, пришла к этому состоянию как к закономерному и логичному социальному результату. Ее такой исподволь создавали, и вот — создали. И такой ей быть впредь. Надолго? Два ответа. Первый: надолго. Она только начинает обживать эту нишу. Начинает приходить в себя, в новую себя. Формируется фундаменталистское тоталитарное общество. И нам здесь делать нечего. Другой вывод и другой ответ: нынешнее состояние — реакция на предыдущие двадцать лет, их пароксизм, доведение до логических концов и пределов. И это состояние временное, оно ускоренно дожигает экономические, идеологические и иные социальные ресурсы нынешней России».
Постоянный участник нашего проекта «После», юрист и политолог Владимир Пастухов (включен минюстом в реестр иноагентов) – о Послании: «Дальнозоркость Путина поражает. Охват тем гигантский, детализация того, что будет через много лет, беспрецедентная. Хотелось бы такой же детализации по отношению к настоящему, но ее не было. <…> (СВО – Полит.ру) в послании была эхом, отдаленным фоном, антуражем для обсуждения планов громадья. Количество розданных слонов превысило их общее поголовье на планете и уж точно вышло за пределы бюджетных возможностей России. <…> ... И только один пункт звучал диссонансом и насторожил: когда Путин много говорит о налоговом маневре, это значит только одно: денег нет, но вы держитесь — будут грабить».
Политолог Анна Розенберг – о новом мировом порядке: «среди стран Глобального Юга появляется группа государств, которые оказываются в числе выгодоприобретателей текущего геополитического хаоса. Эти страны получают выгоду, помогая Китаю диверсифицировать торговые связи в пользу других стран вместо США. Эта новая группа государства, которая оказалась в центре формирования новых цепочек поставок, обладает большими запасами природных ресурсов и запасом прочности. Малайзия и Вьетнам занимают все более значимое место как точки переориентации транспортных потоков, а автомобильный сектор Марокко получил выгоду от диверсификации поставок из-за конфликта на Украине. Китай инвестирует в Марокко, а Мексика обслуживает западные рынки».
В проекте «После» - сразу два разговора. Во-первых, продолжаем цикл бесед с религиоведом Алексеем Муравьевым о том, как в разные эпохи люди представляли себе конец света. На этот раз обсуждаем революционную эсхатологию Нового завета. Во-вторых, выясняем у кинокритика Зинаиды Пронченко, чего теперь ждать от отечественного кино.
В проекте «Документ недели» - история о том, как ГУЛАГ решал проблемы с обеспечением Москвы дровами. Не пропустите также небольшой комментарий Ивана Давыдова к самому длинному в истории Посланию президента.
А в Публичных лекциях Полит.Ру на этой неделе – Евгения Юдженич, основатель сообщества «Покровка и окрестности». Москва, клуб «Клуб» (Покровский б-р, д. 6/20, с. 1), 7 марта, 19 00.
Приходите! И, конечно, читайте Полит.Ру.