будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история лингвистика фольклор
Июнь 19, 2025
Pro Science

Александр Македонский был убит на Памире – утверждает местная легенда

Александр Македонский был убит на Памире – утверждает местная легенда
ps_alexander_the_great
Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей. Источник: Wikimedia Commons

15 – 17 мая 2013 года в Институте языкознания РАН проходит конференция «Информационная структура текстов разных жанров и эпох». На секции этой конференции, посвященной фольклорным текстам, прозвучал доклад «Легенда об Александре Македонском на Западном Памире».

 
Карта Памира

Автор доклада – главный научный сотрудник сектора иранских языков Института языкознания Джой Иосифовна Эдельман – записала текст этой легенды во время экспедиции к одному из памирских народов, язгулямцам.

Язгулямцы живут в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, в долине реки Язгулям. До середины XX века внешние контакты для жителей этой долины становились возможными лишь два месяца в году, когда открывались горные перевалы. Говорит этот народ на языке иранской группы.

В легенде рассказывается, как местный герой Андар возле кишлака Мотрун – самого нижнего в Язгулямской долине – сразился с Александром. Сначала он убил сестру Александра, потом нанес рану самому Александру. Раненый Александр пошел вверх по течению реки. Он оставил привязанным своего коня, а возле него – всё свое войско. Умерший Александр похоронен в гробнице в местности, носящей название Каменный мост.

В гробнице Александра есть дверь, которая открывается только избранным. Заночевать возле гробницы тоже может не каждый. Человек, не угодный покойному Александру, уснуть не сможет: его будут пугать доносящиеся изнутри гробницы крики и летящие камни. Если совершить паломничество к этой гробнице босиком, Александр исполнит просьбу. Но если, вернувшись, паломник совершит дурной поступок, то просьба останется невыполненной.

Изображение привязанного коня местные жители видят на скале возле кишлака Бугуз. Рядом стоит ряд деревьев арчи – древовидных можжевельников. В них превратились воины Александра. Раз в год, в день смерти Александра, река Язгулям становится на несколько дней красной.

Воды реки действительно краснеют. Дело в том, что в верховьях реки есть обнажения горной породы красного цвета. Они лежат выше уровня воды. Но когда в горах тает снег, и вода поднимается, она начинает размывать их и становится красной.

Александр в тексте легенды зовется «шах Искандар Зыркарнай». Это имя – искаженное арабское Искандер Зулькарнайн, «Александр Двурогий». Непонятное арабское слово превратилось в языке язгулямцев в «Зыркарнай», что можно перевести как «имеющий золотой карнай». Карнай – музыкальный инструмент, похожий на карпатскую трембиту. Такое именование Александра в легенде указывает на то, что известия о нем проникли в долину в XI – XII веках, когда там стали распространяться пересказы произведений классической персидской литературы, такой, как «Шахнаме» Фирдоуси.

Следует отметить, что образ Александра Македонского в культуре ираноязычных народов получал разную оценку. В Иране эпохи Сасанидов Александр воспринимался резко отрицательно, как завоеватель, разрушитель иранской культуры, осквернитель зороастрийских храмов. В памятниках на среднеиранском языке пехлеви у Александра есть постоянный эпитет гузастаг «ненавистный». В исламскую же эпоху, в произведениях персидских поэтов, Александр предстает как один из древних правителей Ирана, образец мудрости и справедливости.

Возможно, эта двойственность отразилась и в памирской легенде. В основной части текста симпатии рассказчика на стороне Александра. Но первые ее фразы построены так, что создается впечатление, будто главный герой – убийца Андар. В финале про Андара говорится, что он похоронен возле кишлака Мотраун, где проходящие люди бросают на его могилу камни. Эти камни показаны как знак осуждения, однако можно вспомнить, что распространенная на Востоке традиция считает оставленный на могиле камень напротив знаком почтения. С именем Андара традиционно связывают название одного из язгулямских кишлаков - Андарбаг.

Д.И. Эдельман особо отметила, что текст легенды интересен в лингвистическом отношении. Его характеристики – выбор временных форм глагола, порядок слов в предложении и другие – отличаются от обычных характеристик язгулямских фольклорных текстов. Они скорее характерны для рассказа о событиях, которые говорящий считает действительно произошедшими, хотя и знает о них с чужих слов.

читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).