будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
автопром дизайн история История науки и изобретений
Июль 19, 2015
Pro Science
Руссо Максим

Автомобиль архитектора Фуллера

Автомобиль архитектора Фуллера
800px-Dynamixion_car_by_Buckminster_Fuller_1933_side_views
Автомобиль Dymaxion (вид сбоку). Источник: Wikimedia Commons

Американский архитектор и инженер Ричард Бакминстер Фуллер (1895 – 1983) больше всего известен благодаря геодезическим куполам – сетчатым конструкциям в виде куполов, созданным из прямых стержней. Их отличает высокая несущая способность, так как нагрузка в таком куполе распределена на большое число элементов конструкции. Фуллер столь активно пропагандировал, что, когда в 1985 году химики открыли аллотропную модификацию углерода, молекула которой имеет подобный вид, ее назвали в честь Фуллера – фуллереном.

 

Монреальская Биосфера (павильон США на Экспо-67)

Несколько менее известен автомобильный проект Ричарда Фуллера. 12 июля 1933 года, в день, когда Фуллеру исполнилось 38 лет, на заводе в Бриджпорте, штат Коннектикут, была завершена постройка автомобиля Dymaxion. Название Фуллер создал из слов «dynamic, maximum, tension» – «динамика, максимум, напряжение». Он очень полюбил это придуманное им слово, позднее одну из своих теоретических работ он назовет The Dymaxion World Of Buckminster Fuller «Димаксионный мир Бакминстера Фуллера». Он также дал это название своему проекту сборного дома (Dymaxion house), придуманной им новой картографической проекции (проекция Димаксион) и даже особому графику сна – по полчаса каждые шесть часов.

Фуллер вообще был склонен к языковому творчеству. Он часто придумывал новые слова, которые, как он считал, лучше описывают его идеи. Слова «вверх» и «вниз» он предлагал заменить словами «из» и «в», так как они точнее передают движение по отношению к гравитационному центру Земли. Слово worldwide «всемирный», по его мнению, отражает представление о плоской Земле и должно быть заменено неологизмом worldaround. Наиболее известный неологизм Фуллера – архитектурный принцип тенсегрити (tensegrity).

Изначально Фуллер хотел создать транспортное средство, которое будет способно двигаться на земле, в воде и в воздухе. Он называл это Omni Medium Transport. При этом в воздух машина, по замыслу Фуллера, должна была подниматься вертикально, используя реактивные двигатели («воздушные ходули»). Но развитие техники не позволяло воплотить весь замысел. Реактивный авиационный двигатель был еще не создан (первые реактивные самолеты взлетели в 1939 году), вертикальный взлет появился еще позже и вовсе не на реактивной тяге. Сделать же водный автомобиль по тем временам оказалось слишком дорого и технически сложно. Поэтому Фуллер решил остановиться на проекте только наземного автомобиля, отложив остальное на будущее.

 

Автомобиль Dymaxion на выставке. Его осматривает знаменитый художник Диего Ривера.

Автомобиль Dymaxion имел каплевидную форму, которая была призвана улучшить его аэродинамические свойства. Фуллер и его сотрудники остановились такой форме после испытаний в аэродинамической трубе. В 2011 году ученые из университета Ковентри, применив вычислительную гидродинамику, определили, что форма кузова близка к форме тела горбатого кита, и пришли к выводу, что она близка к оптимальной для снижения сопротивления при езде.

 

Ричард Бакминстер Фуллер и автомобиль Dymaxion

Длина автомобиля была 20 футов (чуть больше шести метров), он имел три колеса, два спереди и одно сзади. Вмещал Dymaxion 11 человек. В автомобиле использовался двигатель V8 фирмы Ford мощностью 85 лошадиных сил. Фуллер использовал еще один элемент машин Форда – задний мост от автомобиля Ford Model B с кузовом родстер. Задний мост Форда стал передним мостом в Dymaxion. Благодаря использованию алюминия в конструкции кузова шестиметровый автомобиль весил меньше, чем Фольксваген «Жук». Фуллер утверждал, что при испытаниях автомобиль развивал скорость 128 миль в час (206 километров в час), при этом на галлоне топлива он мог проехать до 36 миль, то есть расход топлива составлял 7,8 литра на 100 километров.

Фуллер и его коллега дизайнер и конструктор Уильям Старлинг Берджесс сделали за 1933 – 1934 годах три прототипа автомобиля Dymaxion, а 18 октября  1933 года они подали заявку на патент, которая была окончательно принято более четырех лет спустя 7 декабря 1937 год

 

Чертежи из патентной заявки

В начале автомобиль Фуллера пользовался большим успехам. На его демонстрации стекалась публика, им восхищались летчица Амелия Экхард и художник Диего Ривера. Но 27 октября 1933 года случилась трагедия. На выставке «Столетие прогресса» в Чикаго в Dymaxion врезался автомобиль, который ехал позади и не смог соблюсти безопасную дистанцию. Dymaxion перевернулся, его шофер – профессиональный автогонщик Фрэнсис Тернер (Francis Turner) – погиб. Пассажир лорд Уильям Форбс-Семпилл (William Forbes-Sempill), летчик (и японский шпион) был серьезно ранен. Другой пассажир – астроном, аэронавт и министр авиации Франции Шарль Дольфюс (Audouin Charles Dollfuss) – вылетел из автомобиля и приземлился невредимым. Поскольку машина, вызвавшая столкновение принадлежала одному из владельцев чикагского парка, где проходила выставка, ее убрали с места аварии еще до прибытия репортеров.

В прессе не упоминалось об участии в катастрофе второго автомобиля. Согласно выходившим статьям, Dymaxion перевернулся на трассе. Конструкция автомобиля в этих публикациях называлась опасной. В газетах его теперь называли «freak car». Гибель известного гонщика и присутствие в машине известных иностранцев вызвали публикации и в Европе. По поводу гибели Тернера было назначено официальное коронерское расследование, но его отложили, пока Форбс-Семпилл не поправится достаточно, чтобы дать показания. В итоге об участии в аварии второй машины стало известно, но слишком поздно, когда новость уже ушла с первых страниц газет.

Не смирившиеся с этим Фуллер и Берджесс изготовили третий прототип автомобиля и в 1934 году представили его вновь на выставке в Чикаго. Dymaxion вновь пользовался успехом, но многие из собиравшихся толп публики ожидали, что автомобиль перевернется во время очередной демонстрационной поездки. Их ожидания не сбылись. Dymaxion успешно демонстрировал «змейку» и разворот вокруг собственной оси, который ему позволяла делать трехколесная конструкция. Параллельную парковку автомобиль мог выполнить на пространстве, всего на шесть дюймов превышавшем его длину.

В тот же год японский скульптор Исаму Ногути, который делал для Фуллера модели автомобиля при испытаниях в аэродинамической трубе, совершил поездку на Dymaxion из Бриджпорта в Хартфорд, столицу штата Коннектикут. Ему составили компанию журналист и драматург Клэр Бут Люс и светская львица Дороти Гейл. По пути они заехали в Хэмден, где навестили писателя Торнтона Уайлдера, а в Хартфорд прибыли точно к постановке под открытым небом оперы «Четверо святых в трех действиях» Вирджила Томсона на либретто Гертруды Стайн.

Но не смотря на повторный успех на выставке и рекламный автопробег, плохие отзывы в прессе сделали свое дело. Фуллер не смог найти инвесторов для массового производства таких автомобилей. Средств на дальнейшее производство у него не оставалось, поэтому Фуллер закрыл свою небольшую автомобильную фабрику в Бриджпорте.

Из трех построенных Фуллером и Берджессом автомобилей на данный момент сохранился только один. Dymaxion 1 был приобретен Американским бюро стандартов (U.S. Bureau of Standards) и погиб при пожаре. Dymaxion 3 купил знаменитый дирижер Леопольд Стоковский, но позднее продал его. Автомобиль сменил нескольких владельцев и в конце концов был пущен на металлолом. Оставшийся Dymaxion 2 также имел непростую судьбу: например, один из владельцев устроил в нем курятник. Наконец, его купил бизнесмен, владелец казино в Лас-Вегасе и коллекционер автомобилей Уильям Харра (William Harrah). После его смерти коллекция Харры была распродана на аукционе, но 175 особо ценных экземпляров по его завещанию были переданы в специально созданный Национальный автомобильный музей в городе Рино в штате Невада. Там оказался и Dymaxion 2.

 

Dymaxion 2 в экспозиции музея

Специалисты по истории автомобилей считают, что влияние дизайна Dymaxion явно прослеживается во внешнем облике минивэнов фирмы Фольксваген, которые появились в конце 1940-х (Volkswagen Type 2 (T1)). В 2010 году архитектор Норман Фостер, ранее сотрудничавший с Фуллером, создал реплику автомобиля Dymaxion.

 

Автомобиль Dymaxion (современная реплика) демонстрируется публике

В данный момент Национальный автомобильный музей собирает средства на восстановление интерьера в автомобиле Dymaxion 2. Пока работы не завершены, Dymaxion 2 демонстрируется с непрозрачными окнами. Среди 120 человек, которые пожертвуют по 100 долларов на этот проект, будет разыгран приз – поездка на Dymaxion.

А пока посмотреть на автомобиль архитектора Фуллера в движении можно на кадрах кинохроники.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).