будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
аукционы история искусства
Май 16, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Четырехметровая картина Мунка

Четырехметровая картина Мунка
ps_munch
«Танец на берегу» (фрагмент). Источник: Sotheby's

Монументальная картина Эдварда Мунка «Танец на берегу» будет продана 1 марта на аукционе Sotheby’s Modern & Contemporary Evening Sale в Лондоне. Перед продажей картина впервые с 1979 года предстанет перед публикой на выставке в Лондоне (22 февраля — 1 марта), а также в виде цифровых инсталляций в Гонконге (5–7 февраля) и Нью-Йорке (11–15 февраля). Ожидается, что картина будет продана за 15–25 миллионов долларов.

Картина когда-то принадлежала Курту Глейзеру, еврейскому искусствоведу и коллекционеру из Берлина, автору первой монографии о творчестве Мунка (1917). К 1930-м годам Глейзер и его жена Эльза собрали обширную коллекцию произведений искусства, в том числе работ Мунка, который был другом их семьи, а также Анри Матисса, Макса Бекмана и других. В 1933 году, после того как нацисты вынудили Глейзера оставить пост директора Берлинской государственной художественной библиотеки и захватили его квартиру, Глейзер продал коллекцию и бежал из страны. Он отправился в Швейцарию, а затем в США, где и умер в 1943 году. Через несколько месяцев после побега Глейзера норвежский судоходный магнат Томас Олсен купил на аукционе в Осло несколько картин Мунка из собрания Глейзера, включая «Танец на берегу». Олсен был неслучайным покупателем: много лет он был соседом, другом и покровителем Мунка. Примечательно, что Мунк в свое время писал портреты и жены Глейзера, и жены Олсена. В 1940 году Германия вторглась в Норвегию и оккупировала ее. Нацисты включили Мунка в число представителей «дегенеративного искусства», поэтому семья Олсен спрятала «Танец на берегу», а также одну из версий «Крика» и другие работы Мунка в сарае глубоко в лесу, чтобы они не попали в руки нацистов.

«Танец на берегу» Мунка. Sotheby's

Монументальная картина «Танец на берегу» создана Мунком в 1906–1907 годах. Она перекликается с более ранними произведениями: «Танец на берегу» (1899–1900, Народная галерея, Прага), «Танец жизни» (1899–1900, Национальная галерея, Осло), «Танец на берегу» (1904, Музей Мунка, Осло), «Танец у моря» (1906–1907, Музей Мунка, Осло), «Танец на берегу» (1921–1922, Музей Мунка, Осло), «Танец на берегу» (1922, коллекция компании «Фрейя», Осло). Картина представляет собой красочный норвежский пейзаж, наполненный кружащимися танцующими фигурами. Две женщины на переднем плане олицетворяют двух возлюбленных Мунка. В белом платье — Тулла (Матильда) Ларсен, мучительный роман художника с которой закончился непонятным инцидентом, когда Мунк прострелил себе руку. Предполагают, что он пытался отобрать револьвер у Туллы, которая хотела застрелиться. Вторая женщина — Милли Таулов, первая любовь юного Мунка, которая была женой его двоюродного брата и не принимала его ухаживания всерьез.

Картина была написана для своеобразной иммерсивной инсталляции в 1906 году в авангардном театре известного режиссера Макса Рейнхардта в Берлине. Двенадцать массивных полотен были установлены на стенах, окружая зрителей и погружая их в то, что художник назвал «образами из современной психики». С тех пор этот цикл картин известен среди специалистов как «Фриз Рейнхардта». В 1912 году театр Рейнхардта был закрыт на ремонт, и фриз распался, именно тогда Глейзер купил «Танец на берегу». Большая часть входивших во «Фриз Рейнхардта» картин сейчас принадлежит Новой национальной галерее в Берлине, по одной картине находится в Кунстхалле в Гамбурге и в Музее Фолькванг в Эссене, а «Танец на берегу» — единственная работа цикла, находящаяся в частном собрании.

«Эта исключительная картина стала еще более особенной благодаря своему необычному происхождению, истории, которая развернулась с тех пор, как она была написана 115 лет назад, — говорит вице-президент Sotheby’s Люциан Симмонс. — В истории этой картины переплетаются две семьи, и обе они были главными покровителями Мунка». Нынешняя продажа стала результатом договора между потомками Глейзера и Олсена. В рамках урегулирования вопроса о реституции выручка от продажи картины будет разделена между двумя семьями.

Это не первый случай, когда Sotheby's предлагает работы Мунка, которые когда-то принадлежали Глейзеру и были проданы по принуждению, а затем впоследствии куплены Олсеном. В 2021 году аукционный дом продал на торгах в Лондоне за 16,2 млн фунтов стерлингов «Объятия на пляже» (1904, входит в цикл «Фриз Линде»), а также автопортрет Мунка за 4,3 млн фунтов стерлингов. Обе эти работы были спрятаны в том же сарае, что и «Танец на берегу».

Тем временем Художественный музей Базеля в Швейцарии выставляет сейчас 200 работ из коллекции Глейзера. Картины были приобретены музеем вскоре после того, как Глейзер сбежал из Германии. В 2020 году музей заключил соглашение о реституции с потомками Глейзера: картины останутся в музее в обмен на финансовую компенсацию и специальную выставку, посвященную наследию Глейзера.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).