Детский Университет действует в Польше с 1987 года. Он реализует образовательные программы для детей 6-13 лет на основании активных метоов обучения - и с привлечением к преподаванию настоящих университетских специалистов.
Задача Университета - создание у детей глубокого интереса к наукам, на основе поощрения естественной детской любознательности, которая зачастую оказывается подавленной традиционным школьным подходом. Польский культурный центр и агентство Improve во второй раз представили программу университета для москвичей в Политехническом музее с 20 по 28 октября, включавшую воркшопы по химии, физике, биологии и геологии. Корреспондент Pro Science Кирил Меламуд побеседовал с Моникой Коперской и Якубом Милчареком (Ягеллонский университет, Краков), сотрудниками Детского Университета, посетившими осенью 2012 года Москву.
Чем вы занимаетесь в Ягеллонском университете?
Моника Коперска То, что мы делаем, находится на стыке научных дисциплин, занимающихся консервацией и сохранением объектов, на границе между искусством и наукой: изучаем химический состав бумаги, производившейся в Европе с середины девятнадцатого века до конца двадцатого. В настоящее время мы исследуем деградацию текста, красок, картин с химической точки зрения. Наша работа ведётся в сотрудничестве с краковскими музеями, мы стараемся сохранить все эти вещи для будущих поколений.
Якуб Милчарек Мы также участвуем в создании нового проекта, посвящённого сохранению марок, конвертов, открыток и других предметов коллекционирования.
У вас лаборатория в университете?
М.К. Да, на химическом факультете Ягеллонского университета.
Каким образом вы стали сотрудничать с Детским Университетом?
Я.М. Нас пригласили прочитать лекцию о химии дома, и у нас был выбор: говорить о химии на кухне, в ванной или в другой части дома. И мы решили говорить о мыле и мытье.
М.К. С одной стороны, то, что происходит в процессе мытья, очень интересно как химическая реакция. А с другой - мыло всегда используется для развлечения - ведь из него можно делать мыльные пузыри! Это яркий способ показать детям, что наука может быть весельем, что даже на самые повседневные дела, такие как мытье рук, можно посмотреть с такой необычной стороны. Я надеюсь, что у нас получилось использовать это в нашей лекции.
Ваш метод работы с детьми - собственной разработки, или кто-то научил вас в университете или Детском Университете?
Я.М. Мы много обсуждали, делились идеями, какие-то из них были отброшены, другие претерпели определенные изменения.
М.К. Мне кажется, что наш микротеатр, который мы делаем с детьми - вещь достаточно необычная. Обычно такого не делают... Мы просим детей стать молекулами.
Я.М. Да, самое главное - это наш Микромолекулярный театр! Мы просим детей превратиться в соль, в воду.
М.К. И в грязь!
Это уже пошла психология!
М.К. А большинство детей хотят быть грязью!!
Это вполне логично, ведь грязь символизирует безсознательное!
М.К. Возможно, вы объясните это лучше, чем мы. Мы верим в то, что оказываясь в роли молекулы, ребенок лучше начинает понимать, что там происходит, как-будто попадает на уровень элементарных частиц.
Они понимают это на телесном уровне.
М.К. Да, своим собственным телом.
Когда Детский Университет приглашал вас, откуда он знал, что вы - те самые люди, способные работать с детьми?
Я.М. Нашему руководителю в университете предложили прочитать лекцию, а он спросил у нас, было ли бы нам интересно поучаствовать в такой игровой обучающей программе. Мы составили эту лекцию, выступили с ней несколько раз в Польше, потом нас пригласили в Москву.
М.К. Мы оба занимаемся изучением способов передачи научной информации, много работаем в этой области.
Я.М. У нас большой опыт в обучении людей искусству учить других. Вот например, как доносить информацию до детей. Мы учим людей выступать на конференциях. Как привнести в свое выступление элемент театральности.
М.К. Мы хотим преодолеть эту пропасть, отделяющую людей, их повседневную жизнь, от науки. В этом смысле наиболее продуктивно именно общение с детьми, поскольку они - будущее нашего общества. Поэтому мы сразу заинтересовались этой идеей.
Я.М. Интересно, что общение с детьми сильно отличается от общения со взрослыми, потому что дети всегда задают очень странные вопросы*. Приходится постоянно перескакивать с темы на тему, иногда объяснять самые простые вещи, очевидные для взрослых, самым простым языком.
Значит, возможно, учителю необходимы какие-то особые качества, например, умение быстро менять тему разговора.
М.К. Может быть, учителю важно перестать задавать вопросы и позволить детям начать задавать их. Потому что все привыкли к тому, что в школе детям запрещено задавать вопросы. Здесь спрашивает учитель. Их интерес к миру - как он устроен, как все в нем действует - он в некотором роде оказывается подавлен.
Я.М. Особенно важно уметь и любить играть с детьми в научном ключе. Надо стать членом их группы.
М.К. Вы должны быть на одном уровне с детьми.
Это очень интересно. И каково же методологическое основание такого подхода?
Я.М. Можно напомнить слова Ричарда Файнмана: «Никогда не думайте о темах, думайте о проблемах». Неважно, идет ли речь о кинетике, динамике или электричестве, есть проблема энергии, ее передачи.
М.К. И дети не проводят границ: это химия, это физика, это география. Они ставят общие вопросы: как все это устроено. И мы стараемся думать в таком ключе. Дети помогают нам, они задают вопросы, которые не пришли бы нам в голову, и затем мы включаем их обсуждение в лекцию.
А другие ученые, работающие с Детским Университетом, тоже разделяют подобный подход?
М.К. Детский Университет - прекрасная группа людей, объединенных общим взглядом. Все мы ощущаем, что разговор с детьми - лучшее вложение времени. В Университете множество лекций по различным предметам, в том числе по политике, экономике. Некоторые из преподавателей намного старше нас, и они также стремятся к тому, чтобы говорить на максимально понятном языке, чтобы не испугать детей сложными терминами.
Я.М. Самое удобное - сравнить вещи, которые трудно объяснить, с простыми, известными детям из жизни.
М.К. Все больше и больше ученых в Польше стремятся сотрудничать с Детским Университетом, либо выходят с рассказом о науке к широкой аудитории. Ведь познание окружающего мира - одна из лучших вещей в жизни человека.
Заметили ли вы какую-то разницу между детьми в Польше и в России?
М.К. Да. Не знаю почему, но дети в России намного активнее проявляют себя, постоянно тянут руки. Они по-настоящему стремятся к знанию.
Я.М. Может быть, они более открыты...
Меньше стесняются?
М.К. Нам по-настоящему понравилась их увлеченность. Очень приятно работать с такой аудиторией.
Что вы хотели бы сказать читателям Полит.ру на прощание?
М.К. Не бойтесь задавать вопросы. Учитесь у детей, ведь они все время задают вопросы. И это круто.
*P.S. «Там спрашивали что может раствориться в воде, а что нет. Мы сказали, что камень не может раствориться. Больше всех сказали, что камень не растворится. Ну еще там сказали, что камень все-таки может раствориться в воде, только долго очень. Он затупится, затупится, затупится, затупится - потом вообще пропал»