будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
химия органическая химия
Май 13, 2025
Pro Science
Меламуд Кирил

Детский Университет: веселая наука

Детский Университет: веселая наука
Uniwersytet_Dzieci_logo
Логотип Детского Университета

Прыжок в будущее

Детский Университет действует в Польше с 1987 года. Он реализует образовательные программы для детей 6-13 лет на основании активных метоов обучения - и с привлечением к преподаванию настоящих университетских специалистов.

Задача Университета - создание у детей глубокого интереса к наукам, на основе поощрения естественной детской любознательности, которая зачастую оказывается подавленной традиционным школьным подходом. Польский культурный центр и агентство Improve во второй раз представили программу университета для москвичей в Политехническом музее с 20 по 28 октября, включавшую воркшопы по химии, физике, биологии и геологии. Корреспондент Pro Science Кирил Меламуд побеседовал с Моникой Коперской и Якубом Милчареком (Ягеллонский университет, Краков), сотрудниками Детского Университета, посетившими осенью 2012 года Москву.

Чем вы занимаетесь в Ягеллонском университете?

Моника Коперска То, что мы делаем, находится на стыке научных дисциплин, занимающихся консервацией и сохранением объектов, на границе между искусством и наукой: изучаем химический состав бумаги, производившейся в Европе с середины девятнадцатого века до конца двадцатого. В настоящее время мы исследуем деградацию текста, красок, картин с химической точки зрения. Наша работа ведётся в сотрудничестве с краковскими музеями, мы стараемся сохранить все эти вещи для будущих поколений.

Якуб Милчарек Мы также участвуем в создании нового проекта, посвящённого сохранению марок, конвертов, открыток и других предметов коллекционирования.

У вас лаборатория в университете?

М.К. Да, на химическом факультете Ягеллонского университета.

Каким образом вы стали сотрудничать с Детским Университетом?

Я.М. Нас пригласили прочитать лекцию о химии дома, и у нас был выбор: говорить о химии на кухне, в ванной или в другой части дома. И мы решили говорить о мыле и мытье.

М.К. С одной стороны, то, что происходит в процессе мытья, очень интересно как химическая реакция. А с другой - мыло всегда используется для развлечения - ведь из него можно делать мыльные пузыри! Это яркий способ показать детям, что наука может быть весельем, что даже на самые повседневные дела, такие как мытье рук, можно посмотреть с такой необычной стороны. Я надеюсь, что у нас получилось использовать это в нашей лекции.

Ваш метод работы с детьми - собственной разработки, или кто-то научил вас в университете или Детском Университете?

Я.М. Мы много обсуждали, делились идеями, какие-то из них были отброшены, другие претерпели определенные изменения.

М.К. Мне кажется, что наш микротеатр, который мы делаем с детьми - вещь достаточно необычная. Обычно такого не делают... Мы просим детей стать молекулами. 

Я.М. Да, самое главное - это наш Микромолекулярный театр! Мы просим детей превратиться в соль, в воду.

Самое главное - это наш Микромолекулярный театр! Мы просим детей превратиться в соль, в воду.

М.К. И в грязь! 

Это уже пошла психология!

М.К. А большинство детей хотят быть грязью!!

Это вполне логично, ведь грязь символизирует безсознательное!

М.К. Возможно, вы объясните это лучше, чем мы. Мы верим в то, что оказываясь в роли молекулы, ребенок лучше начинает понимать, что там происходит, как-будто попадает на уровень элементарных частиц.

Они понимают это на телесном уровне.

М.К. Да, своим собственным телом.

Когда Детский Университет приглашал вас, откуда он знал, что вы - те самые люди, способные работать с детьми? 

Я.М. Нашему руководителю в университете предложили прочитать лекцию, а он спросил у нас, было ли бы нам интересно поучаствовать в такой игровой обучающей программе. Мы составили эту лекцию, выступили с ней несколько раз в Польше, потом нас пригласили в Москву.

М.К. Мы оба занимаемся изучением способов передачи научной информации, много работаем в этой области.

Я.М. У нас большой опыт в обучении людей искусству учить других. Вот например, как доносить информацию до детей. Мы учим людей выступать на конференциях. Как привнести в свое выступление элемент театральности.

М.К. Мы хотим преодолеть эту пропасть, отделяющую людей, их повседневную жизнь, от науки. В этом смысле наиболее продуктивно именно общение с детьми, поскольку они - будущее нашего общества. Поэтому мы сразу заинтересовались этой идеей.

Я.М. Интересно, что общение с детьми сильно отличается от общения со взрослыми, потому что дети всегда задают очень странные вопросы*. Приходится постоянно перескакивать с темы на тему, иногда объяснять самые простые вещи, очевидные для взрослых, самым простым языком.

Значит, возможно, учителю необходимы какие-то особые качества, например, умение быстро менять тему разговора.

М.К. Может быть, учителю важно перестать задавать вопросы и позволить детям начать задавать их. Потому что все привыкли к тому, что в школе детям запрещено задавать вопросы. Здесь спрашивает учитель. Их интерес к миру - как он устроен, как все в нем действует - он в некотором роде оказывается подавлен.

Может быть, учителю важно перестать задавать вопросы и позволить детям начать задавать их

Я.М. Особенно важно уметь и любить играть с детьми в научном ключе. Надо стать членом их группы.

М.К. Вы должны быть на одном уровне с детьми.

Это очень интересно. И каково же методологическое основание такого подхода?

Я.М. Можно напомнить слова Ричарда Файнмана: «Никогда не думайте о темах, думайте о проблемах». Неважно, идет ли речь о кинетике, динамике или электричестве, есть проблема энергии, ее передачи.

М.К. И дети не проводят границ: это химия, это физика, это география. Они ставят общие вопросы: как все это устроено. И мы стараемся думать в таком ключе. Дети помогают нам, они задают вопросы, которые не пришли бы нам в голову, и затем мы включаем их обсуждение в лекцию.

А другие ученые, работающие с Детским Университетом, тоже разделяют подобный подход?

М.К. Детский Университет - прекрасная группа людей, объединенных общим взглядом. Все мы ощущаем, что разговор с детьми - лучшее вложение времени. В Университете множество лекций по различным предметам, в том числе по политике, экономике. Некоторые из преподавателей намного старше нас, и они также стремятся к тому, чтобы говорить на максимально понятном языке, чтобы не испугать детей сложными терминами.

Я.М. Самое удобное - сравнить вещи, которые трудно объяснить, с простыми, известными детям из жизни.

Все мы ощущаем, что разговор с детьми - лучшее вложение времени.

М.К. Все больше и больше ученых в Польше стремятся сотрудничать с Детским Университетом, либо выходят с рассказом о науке к широкой аудитории. Ведь познание окружающего мира - одна из лучших вещей в жизни человека.

Заметили ли вы какую-то разницу между детьми в Польше и в России?

М.К. Да. Не знаю почему, но дети в России намного активнее проявляют себя, постоянно тянут руки. Они по-настоящему стремятся к знанию. 

Я.М. Может быть, они более открыты...

Меньше стесняются?

М.К. Нам по-настоящему понравилась их увлеченность. Очень приятно работать с такой аудиторией.

Что вы хотели бы сказать читателям Полит.ру на прощание?

М.К. Не бойтесь задавать вопросы. Учитесь у детей, ведь они все время задают вопросы. И это круто.


*P.S. «Там спрашивали что может раствориться в воде, а что нет. Мы сказали, что камень не может раствориться. Больше всех сказали, что камень не растворится. Ну еще там сказали, что камень все-таки может раствориться в воде, только долго очень. Он затупится, затупится, затупится, затупится - потом вообще пропал»

Меламуд Кирил
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).