будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Москва археология история
Октябрь 2, 2015
Pro Science
Руссо Максим

Для чего нужна археология Москвы

Для чего нужна археология Москвы
ps_1305725374_img_4728
. Источник: Музей археологии Москвы
 
Фото: Наташа Четверикова

1 октября в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» состоялась лекция «Археология Москвы: проблемы и находки», которую прочитал доктор исторических наук, заведующий Отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН Леонид Андреевич Беляев.

В начале лекции Леонид Беляев познакомил слушателей с двумя конкретными примерами археологических открытий в Москве, произошедших в нынешнем году. Одно из них произошло на раскопках в Зарядье, на территории, где еще недавно стояла гостиница «Россия». Археологические исследования там ведутся уже 75 лет: в 1940 году сотрудники Института археологии РАН начали работу, когда в Зарядье планировали строить еще не гостиницу «Россия», а здание Наркомтяжпрома. В нынешнем году в Зарядье археологи нашли бревенчатую мостовую древнейшей московской улицы, которая вела от Кремля к речной пристани. А непосредственно вечером 1 октября, собираясь на лекцию, Леонид Беляев узнал, что на раскопе в Зарядье обнаружен крупный монетный клад конца Смутного времени: более 12 тысяч монет.

Второе открытие 2015 года – обнаружение надгробных плит московских немцев XVII века на Мытной улице. Надгробия принадлежали семейству Келлерманов, жившему в Москву во время царствований Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. В ходе исследования выяснился интересный факт: надпись на надгробии Томаса Келлермана-младшего (1653 год) восходит к тексту проповедника Мартина Хиллера из города Райхенбаха (Нижняя Силезия). В 1625 году Хиллер использовал эти строки в надгробном слове бургомистру города, Мельхиору Хорсту. В 1651 году собрание произведений Хиллера было издано, а уже спустя два года цитата оттуда появляется на немецкой могильной плите в Москве.

Но как бы ни были интересны отдельные находки, важно ответить, в чем состоят научные задачи археологии. Может быть, археологию стоит рассматривать не как отдельную науку, а как некоторую культурную деятельность, безусловно важную и полезную, но в лучшем случае лишь дающую материал для исследователей других специальностей? Леонид Беляев в лекции сформулировал несколько задач, решение которых, по его мнению, невозможно без археологии, взяв в качестве примера археологию Москвы.

Первая из таких задач – откуда Москва взялась? Как развивалось поселение на берегу реки Москва и крепость, а впоследствии город? Когда оно возникло? Было ли заселение этих мест непрерывным или в какие-то периоды здесь не было постоянных жителей? Возник ли город в середине XII века «на ровном месте» или же из существовавшего ранее поселения (или нескольких поселений)? Наконец, тот факт, что Москва стала центром государства – это случайность или же есть какие-то причины этого, какие-то особенности в ландшафте, природе, климате, которые выделили данное поселение из числа других, существовавших в XII веке в бассейне Оки?

Археологам прекрасно известно, что на территории нынешней Москвы хорошо представлены поселения еще неолитического времени, есть яркие находки эпохи бронзы (фатьяновская культура, вт. пол. III — сер. II тыс. до н. э.). Железный век представлен дьяковской археологической культурой, получившей название по городищу, найденному в 1860-е у деревни Дьяково (ныне на территории музея-заповедника Коломенское). В этом поселении люди жили непрерывно тысячу лет.

Однако в середине I тыс. н. э., в эпоху Великого переселения народов, дьяковская культура исчезает, а славяне приходят на территорию Москвы лишь в X веке. В промежутке в 300 – 500 лет до прихода славян на этой территории кто-то жил, но следов этого найдено очень мало.

Археология позволяет прослеживать изменения московского ландшафта с XII века. Важным достижение в этой области стала разработка в 1990-е годы Николаем Кренке метода фиксации древних почв. Ученые получили возможность различать, когда на данном месте был огород, когда он превращался в пашню. Древнейшие такие следы были найдены при раскопках Романова двора (возле старого здания МГУ). Интересно, что огороды на Красной площади существовали еще в XIII веке.

В центре города почти отсутствуют находки XI века, но они есть в других местах, например, в районе Данилова монастыря. В связи с этим было много споров, расположен ли нынешний Кремль на месте первоначальной крепости или же первое укрепление было построено в другом месте. Следы таких укреплений искали возле Данилова монастыря, и возле устья Яузы, и в других местах, но результатов эти поиски не принесли.

Уточнить картину развития поселений на месте Москвы помог метод датирования керамики. Хорошим способом датировки могла бы служить дендрохронологическая шкала, но в почве Москвы дерево сохраняется плохо, в отличие, например, от мокрых почв Великого Новгорода, поэтому для Москвы такая шкала не создана (возможно, шанс на ее создание даст находка древних бревен мостовой в Зарядье). Но существует шкала хронологии керамики. Ее в 1940-е годы разработал археолог Михаил Рабинович при помощи специалиста по технологии строительной керамики Алексея Филиппова.

В результате, если мы отметим на карте Москвы находки древней керамики и продатируем их по этой «керамической хронологии», то получится такая картина. Находки конца XII – начала XIII веков есть только в Кремле, немного в Занеглименье и отдельные – на территории будущего Китай-города. В дальнейшем, вплоть до XVI века, когда были построены круговые стены, расширялось именно центральное пятно.

Есть и другие вопросы, ответы на которые должна искать археология. Например, в чем состоят особые черты культуры Москвы и Московского государства, так называемая «московсковскость»? Здесь тоже есть ряд интересных результатов. Например, находки той же керамики хорошо показывают, как менялась культурная ориентация с восточной на западную. Это проявлялось в изменения керамической «моды». В XIV – XV веке для посуды характерны восточные формы, пришедшие от волжских болгар, Золотой Орды, из Средней Азии. Восточное влияние проявляется как в технологии, так и в декоре (красная посуда с белой росписью). В конце XV – XVII веках Московская Русь обращается к западным технологиям и появляется след вестернизации: блестящая черная, реже белая посуда, отчасти имитировавшая более дорогую посуду из олова. Красный цвет почти исчезает. Показательно совпадение внешнего вида керамических кувшинов, найденных на территории Зачатьевского монастыря в Москве, с кувшинами с картины Питера Брейгеля «Крестьянская свадьба» (1568). Во второй половине XVII – XVIII веке наступает второй мощный этап вестернизации, и московский и европейский набор посуды уже мало различаются. Если в декоре и появляются восточные мотивы, то это уже не прямое влияние Востока, а европейский ориентализм.

Существует и ряд других научных проблем, решать которые должна археология. Они касаются истории Москвы в XII – XVI веках, изменений в планировке, ландшафте, экологии, существовавших в городе технологии. Еще одна важная проблема – соотношение археологии и текста, материальных памятников и «большого нарратива русской истории», то есть того, что, как подразумевается, каждый знает об истории Москвы и России. Это базовые культурно-исторические проблемы, которыми должна заниматься археология.

Но есть еще комплекс проблем, связанных с взаимоотношением археологии и общества. К ним относятся развитие законодательства об охране памятников, практика охранных исследований и их соотношение с фундаментальной наукой, вопрос «где кончается наследие?». Не менее важен не поднимавшийся в советское время вопрос о «праве на прошлое», то есть кому принадлежит археологический памятник. Если ранее памятниками занимались только археологи, то теперь интерес к ним проявляют различные социальные группы.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).