будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
наука экономика
Июль 11, 2025
Pro Science
Вымятнина Юлия

Экономика, или Укрощение хаоса

Экономика, или Укрощение хаоса
ps_220629-124955
Экономика. или Укрощение хаоса

Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге представляет книгу Юлии Вымятниной «Экономика, или Укрощение хаоса».

Cлово «экономика» означает одновременно и науку, и то, что она изучает. Экономическая наука постоянно динамично развивается, стремясь успеть за эволюцией своего предмета. Любые новые явления — от криптовалют до экосистем — экономика изучает с применением сложившегося математического инструментария и с опорой на данные. Результаты экономических исследований позволяют лучше понимать фундаментальные основы устройства экономики и разрабатывать принципы управления ею, чтобы сделать жизнь людей лучше с учетом тех проблем, которые волнуют данное общество в данный момент времени. Что государство должно взять под контроль, а что оставить на усмотрение фирм и людей? Какие решения нужно принимать на уровне всего общества? Государство или рынок должны играть ведущую роль в экономической жизни в целом и в отдельных ее областях? Почему так сложно выстроить идеальное управление экономикой? Ответы на эти и многие другие вопросы — в книге профессора факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлии Вымятниной.

Предлагаем прочитать один из разделов книги.

 

Государство или рынок?

Провалы государства

Обсуждать роль государства в экономике можно с двух точек зрения: нормативной (как должно быть) и позитивной (как есть). Любопытно, что в экономическом анализе государство часто по умолчанию рассматривается в нормативном смысле — как выразитель общественных интересов, действующий ради общего блага. Тогда с учетом предпочтений общества государство определяет желаемое состояние, а затем, опираясь на подходящую экономическую модель, использует инструменты экономической политики для достижения нужного результата.

В этом описании действий государства масса упрощений: понимание желаемого состояния общества, наличие подходящей экономической модели (и умение выбрать именно ее!), работающие инструменты экономической политики, возможность и умение сделать выбор тех институтов — рынок или государство, — которые будут ее реализовывать.

На практике проблемы возникают на всех этих этапах. Мы уже отмечали, что одна из возможностей определить предпочтения общества — посмотреть на результаты голосования на политических выборах. Экономистами действительно было отмечено существование «политических деловых циклов», связанных с выборами. Это можно объяснить сменой волнующих избирателя вопросов — когда нет проблем с безработицей, избирателя может волновать инфляция. В то же время разные политические партии делают приоритетными разные вопросы экономической повестки.

Но есть и другое объяснение таких циклов1: политики действуют из собственного интереса остаться у власти, а потому проводят перед выборами стимулирующую макроэкономическую политику. Это может привести к дисбалансам в экономике и необходимости их последующей коррекции, что будет усиливать экономические циклы. Интересно, что в этом объяснении отсутствует идеологическая составляющая, что перекликается с «центростремительными» тенденциями системообразующих политических партий в развитых демократиях.

В борьбе за голоса избирателей партии корректируют свои позиции в сторону большей умеренности, что приводит к сближению повесток партий из разных концов политического спектра. Экономисты объясняют такое сближение партийных позиций «теоремой о медианном избирателе» . Если признать, что политики ставят собственные краткосрочные интересы (остаться у власти) выше долгосрочных общественных интересов (экономическое развитие), экономическая политика становится неэффективной2, а государство перестает быть выразителем общественных интересов.

Теорема о медианном избирателе утверждает, что если победитель голосования определяется по принципу большинства, то при некоторых дополнительных условиях выбор будет сделан в соответствии с предпочтениями «медианного избирателя», который находится в середине политического спектра. Строго говоря, результат этой теоремы справедлив только для ситуаций прямой демократии и при определенных ограничениях на вид предпочтений избирателей.

Однако этим проблемы не исчерпываются: если углубиться в реалии подготовки и проведения экономической политики, выяснится, что термин «государство» охватывает различные институты, интересы которых могут быть противоположны. Если основная задача Центрального банка — таргетирование инфляции , а основная задача правительства — экономический рост, их представления о желательных мерах экономической политики будут различаться.

Таргетирование инфляции — денежно-кредитная политика, при которой Центробанк выбирает среднесрочную цель по инфляции, объявляет ее широкой публике и предпринимает действия для достижения заявленной цели. Основной инструмент достижения заданной цели по инфляции — управление ставкой процента.

Разные интересы могут отличать правительство и парламент (даже если правительство подконтрольно парламенту). Речь идет не об идеологической оппозиции, а о так называемой агентской проблеме . В данном случае принципал — «политики» (парламент), принимающие решения о мерах экономической политики, а агент — «бюрократы» (правительство), реализующие эти решения. Собственные интересы бюрократии (например, не менять привычный алгоритм действий) могут приводить к тому, что решения реализуются не оптимальным, а привычным образом, что снижает их эффективность.

Агентская проблема (проблема «принципал — агент») связана с тем, что при делегировании принципалом (например, владельцем фирмы) каких-то функций агенту (например, управляющему фирмой) интересы агента могут не совпадать и даже противоречить интересам принципала. Это приводит к неоптимальным, с точки зрения принципала, результатам.

Как видим, государство как выразитель общих интересов может не очень хорошо справляться с возложенными на него задачами из-за «провалов» государства. Так стоит ли доверять ему управлять экономикой? Может, стоит следовать принципу laissez-faire, который предлагает оставить рынок в покое?

Между рынком и государством

Дискуссия об оптимальной степени вмешательства государства в экономику отличается своеобразной цикличностью. За периодом одобрительной поддержки активной макроэкономической политики (после Второй мировой войны или кризиса 2008–2009 годов) обычно следует стремление снизить вовлеченность государства в экономику (в том числе в части регулирования) и дать институту рынка вновь выйти на первый план (как в 1970–80-е годы в США и Европе).

Выбор соотношения между рынком и государством — вечная задача, которую каждое общество решает заново в каждый конкретный момент времени. Мы уже отметили при обсуждении провалов рынка, что обычно есть несколько способов решать одну и ту же проблему, и в некоторых случаях можно уверенно сказать, какой способ лучше. Налоги Пигу эффективнее снижают производство негативных экстерналий, чем установление предельно допустимых концентраций вредных веществ.

В некоторых случаях однозначно установить наиболее предпочтительный способ решения проблемы пока не удалось. Так, для решения проблемы естественных монополий можно регулировать предприятия, находящиеся в частной собственности (обычная практика для США), а можно передать их в государственную собственность (выбор стран континентальной Европы). Хотя в основном экономисты полагают, что частные фирмы эффективнее государственных, окончательного вывода по этому вопросу пока нет.

Более того, одно и то же решение может давать совершенно разные результаты. В Нигерии, как и в Норвегии, добычей нефти и управлением нефтяными доходами занимается государство, но экономические результаты у этой пары стран очень разные. Достаточно заметить, что ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в 2019 году в Нигерии составлял 5348 долларов, а в Норвегии — 66 831 доллар. Объяснить, почему Норвегия развивается успешно, а Нигерии нефть не пошла на пользу, позволяет понятие институтов и разделение их на «плохие» и «хорошие».

Экономисты обычно пользуются формулировкой Дугласа Норта, который определил институты как «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми». Норт Д. К. Институты и экономический рост: историческое введение // Thesis. 1993. Вып. 2. С. 73.

«Хорошие» институты обеспечивают защиту прав собственности, понятные и стабильные «правила игры» между государством и бизнесом. Тогда в интересах людей оказывается ведение самого разного бизнеса, а не только получение нефтяной ренты . «Плохие» институты меняют стимулы экономических агентов, делая более привлекательной борьбу за долю в доходах от добычи нефти.

Нефтяная рента, как и более широкий термин «природная рента», означает доход, получаемый сверх издержек и нормальной прибыли на вложенные средства (в данном случае при добыче нефти).

Интуитивно понятное, качество институтов сложно измерить формально: индекс восприятия коррупции, индекс инвестиционного климата, эффективность правительства, качество государственного регулирования… Эти показатели часто противоречат друг другу и плохо поддаются объективному измерению. Это осложняет выявление того самого «оптимального» набора правил, который позволяет улучшить результаты. Демократические страны в целом развиваются успешнее авторитарных, как и страны, в которых протестантизм исторически являлся доминирующей религией. Но на все выводы такого рода находятся контрпримеры.

Однако даже если удастся установить, какие институты лучше способствуют экономическому росту и процветанию страны, их нельзя «экспортировать» в другие страны. Эксперименты по «выращиванию» демократических институтов в странах бывшего социалистического блока, в Ираке после свержения Саддама Хусейна или в Афганистане при военной поддержке стран Запада показали проблематичность привнесенных извне институциональных изменений. Развитие страны можно описать как «эффект колеи» (наиболее удачный перевод на русский язык английского термина path-dependence): институты определяют выбор такой траектории развития, которая поддерживает эти институты и запускает воспроизведение выбранной стратегии.

Но изменения возможны — грамотная образовательная и культурная политика может способствовать укреплению тех ценностей, которые позволяют обществу активно и успешно развиваться. В первую очередь это ценности, связанные с выстраиванием доверия и взаимопомощи. Изменение ценностей позволит обществу в какой-то момент в будущем выбрать другие институты.

Хотя образовательная и культурная политика предполагает участие государства, оно не может сделать ничего без поддержки общества и без рынка, помогающего сформировать общество, в котором есть запрос на изменения. Главное — помнить, что достигнуть идеала раз и навсегда не удастся.

Каждому обществу в каждый период времени предстоит заново делать выбор — идти по проторенной колее или пытаться с нее свернуть в надежде на лучшее будущее. Экономика-наука может помочь этому процессу только одним — честным и непредвзятым анализом происходящего в экономике-предмете. По мере развития общества и науки результаты анализа могут меняться. Это нужно помнить, ища совета и поддержки у мыслителей прошлого, описывавших современное им общество.

1. Идея применить экономическую логику принятия решений рациональными агентами к политическим процессам и поведению политиков была предложена американскими экономистами Джеймсом Бьюкененом и Гордоном Таллоком в 1962 году в книге «Расчет согласия» (The Calculus of Consent). Одной из наиболее известных работ по этому вопросу является статья Уильяма Нордхауса (р. 1941) о политических деловых циклах: Nordhaus W. The Political Business Cycle // Review of Economic Studies. 1975. No. 42. Р. 169–190.

2. Harrington J. E. Jr. Economic Policy, Economic Performance, and Elections // American Economic Review. 1993. Vol. 83. No. 1. P. 27–42.

Вымятнина Юлия
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).