будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Чехия музеи история искусства
Июль 10, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Эпопея «Славянской эпопеи»

Эпопея «Славянской эпопеи»
ps_Mucha-Slavs-in-their-original-home-1912
«Славяне на своей прародине». ок. 1912

Спустя почти столетие после создания монументальный цикл картин Альфонса Мухи «Славянская эпопея» может, наконец, обрести специальное постоянное выставочное пространство в Праге, как этого желал художник.

Над полотнами, посвященными истории славянских народов, Альфонс Муха работал с 1910 по 1928 год. Но идея цикла возникла у него еще в 1899 году, когда Муха по заказу правительства Австро-Венгрии работал над оформлением интерьера павильона Боснии и Герцеговины для Парижской выставки 1900 года. Готовясь к выполнению задания, он много путешествовал по Балканам, изучая историю и обычаи южных славян, а также наблюдая за их жизнью. Этот опыт послужил источником вдохновения для создания цикла картин, где были бы изображены «радости и горести» чехов и других славян.

С 1904 по 1909 год Муха пять раз посещал Соединенные Штаты в надежде найти мецената, который поддержал бы его амбициозный проект, и в конце концов на Рождество 1909 года он заручился спонсорской помощью от Чарльза Ричарда Крейна (1858–1939), чикагского бизнесмена и филантропа, интересовавшегося славянской культурой и политической жизнью Восточной Европы. Крейн обеспечивал Альфонсу Мухе финансовую поддержку на протяжении почти двадцати лет.

Альфонс Муха вернулся на родину, чтобы приступить к работе. Он арендовал квартиру и студию в замке Збирог в Западной Богемии, где была возможность работать над огромными холстами. По мере работы он отправлял готовые картины в Прагу. Всего художник написал двадцать картин, которые охватывают период от зарождения славянского этноса («Славяне на своей прародине. Между туранским бичом и готским мечом») до отмены крепостного права в России. Десять картин посвящены чешской истории, десять — другим славянским народам. Для работы над отдельными картинами художник совершал поездки на места исторических событий в Польшу, Россию и в православные монастыри Афона. Он хотел довести исторический цикл до начала XX века, но вынужден был ограничить свои планы из-за финансовых трудностей. Тем не менее события XX века отражены в завершающей картине цикла «Апофеоз славян. Славяне для человечества», которая объединяет темы предыдущих девятнадцати холстов. Среди образов из давней истории на картине показаны чехословацкие солдаты, возвращающиеся с фронта, дети встречают их с зелеными ветвями в руках. Гигантская фигура в центре композиции воплощает возникновение новых славянских государств после Первой мировой войны.

В 1919 году в пражском Клементинуме была показана первая часть цикла из одиннадцати полотен. Выступая на открытии выставки, Муха сказал: «Миссия эпопеи не завершена. Пусть она покажет иностранным друзьям — и даже врагам, — кем мы были, кто мы и на что надеемся. Пусть сила славянского духа вызовет у них уважение, потому что из уважения рождается любовь». В 1921 году пять картин были показаны в Нью-Йорке и Чикаго, получив признание публики. В 1928 году, когда отмечалось десятилетие независимости Чехословакии, полный цикл был впервые показан во Дворце торговых ярмарок в Праге.

«Апофеоз истории Славянства»

Альфонс Муха намеревался передать «Славянскую эпопею» в дар Праге при условии, что город выделит специальный павильон для показа картин. Задача была непростой из-за монументальных размеров полотен (восемь на шесть метров). Требовалось построить отдельное здание, но это сделано не было. После захвата Чехословакии Германией картины пришлось спрятать, чтобы спасти их от уничтожения нацистами. В послевоенной социалистической Чехословакии открытие галереи для «Славянской эпопеи» тоже не состоялось. С точки зрения тогдашней идеологии, Муха был буржуазным декадентским художником, а «Славянская эпопея» была слишком националистическим, монархическим и религиозным произведением (среди картин есть, например, «Введение славянской литургии. Славьте Господа на родном языке», «Гора Афон» и «Печатанье Кралицкой Библии в Иванчицах. Бог дал нам дар языка»). Поэтому выставлены картины были только в 1963 году, и не в столице, а в замке города Моравский Крумлов.

В 2010 году власти Праги потребовали перевести картины в столицу для реставрации и последующего экспонирования. Это вызвало протесты в Моравском Крумлове, где на демонстрацию против передачи «Славянского эпоса» собралось более тысячи человек. Вмешался и «Фонд Мухи», возглавляемый внуком художника Джоном Мухой. Фонд напомнил об условии предоставления отдельного здания для картин. В ответ городские власти Праги утверждали, что владельцем картин был не Альфонс Муха, а Чарльз Крейн, финансировавший работу художника, и что это он подарил цикл Праге, не выдвигая дополнительных условий.

После двухлетнего спора картины были в 2012 году все-таки показаны в Праге в Выставочном дворце (Veletržní Palace) Национальной галереи. Дворец оказался единственным помещением, подходящим по размеру, но специалисты отмечали, что в нем плохо налажен контроль температуры и влажности, что может повредить картинам. В 2016 году «Славянский эпос» был отправлен в двухлетний выставочный тур по странам Азии. Суд не поддержал требование Джона Мухи запретить вывоз картин из страны. В 2018 году девять полотен «Славянского эпоса» были показаны в Брно. С 2019 года картины вновь оказались в Моравском Крумлове в ожидании, пока в Праге не появится подходящее помещение.

Теперь это, наконец, случилось. Инновационный многоцелевой комплекс на Вацлавской площади в самом сердце Праги предложил городу специально спроектированную галерею, которая станет новым домом для «Славянской эпопеи». Застройщик берет на себя все затраты на строительство выставочного пространства в своем проекте «Саварин», который будет завершен в течение пяти лет.

Высота выставочных залов составит десять метров, что позволит демонстрировать «Славянскую эпопею» в едином визуальном пространстве, в соответствии с замыслом художника. Вход посетителей в галерею, площадь которой — 3500 квадратных метров, будет организован через здание Школы верховой езды Пражского Града (Jízdárna Pražského Hradu), которое само представляет собой памятник архитектуры и служит сейчас для проведения выставок и концертов.

«За прошедшие годы мы услышали много идей о том, где разместить "Славянскую эпопею". Прага искала дом для нее уже почти 100 лет, и мы уверены, что дворец Саварин соответствует желанию моего деда, которое он выразил, даря картины Праге. Томас Хезервик представил концепцию экспонирования двадцати полотен "Славянской эпопеи", и я убежден, что мой дедушка гордился бы такой презентацией своего шедевра. Как я уже говорил несколько раз, как только будет прояснен вопрос о доме "Славянской эпопеи" в Праге», я прекращу судебный процесс с городом, потому что воля моего деда будет исполнена», — говорит Джон Муха.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).