будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Норвегия музеи история искусства
Июнь 20, 2025
Pro Science
Руссо Максим

«Это мог нарисовать только сумасшедший!» Кем сделана подпись на картине Мунка?

«Это мог нарисовать только сумасшедший!» Кем сделана подпись на картине Мунка?
ps_Script-on-Scream

Эксперты Национальной галереи Норвегии полагают, что им удалось поставить точку в спорах о том, кто сделал надпись «Это мог нарисовать только сумасшедший!» на картине Эдварда Мунка «Крик». После детального анализа особенностей почерка они согласились с версией, что это написал сам художник.

В 1893–1910 годах Мунк создал четыре версии своей знаменитой картины. Две из них написаны маслом, две — пастелью. В 1893 году была написана первая пара работ — предварительный вариант пастелью (хранится в Музее Мунка в Осло) и картина маслом (Национальная галерея в Осло). Еще одна работа пастелью, написанная в 1895 году, была куплена на аукционе в 2012 году финансистом Леоном Блэком за 119,9 млн долларов, что стало рекордной ценой произведения искусства на тот момент. Работа, выполненная маслом в 1910 году, тоже находится в Музее Мунка. Есть также несколько отпечатков гравюры с литографского камня, сделанного Мунком в 1895 году.

Когда работа 1893 года выставлялась в 1904 году в Копенгагене, датский искусствовед заметил на ней сделанную карандашом надпись: «Kan kun være malet af en gal Mand!» Он решил, что это один из посетителей выставки выразил свое впечатление от картины (до того, как в первой половине XX века в Норвегии прошло несколько орфографических реформ, на письме норвежский язык букмол практически не отличался от датского). Позднее искусствоведы предположили, что автором надписи был Мунк, но еще в 2008 году эта версия разделялась далеко не всеми исследователями.

Работники Национальной галереи воспользовались закрытием ее на время ремонта, чтобы реставрировать и подробно исследовать картину. Исследование под микроскопом подтвердило, что карандашные линии были написаны поверх высохшей краски после того, как картина была закончена, но надпись потускнела, и ее стало трудно прочесть. Однако углерод из карандашного графита ярко выделяется на фоне краски, когда его фотографируют в инфракрасном диапазоне, что сделало возможным детальный анализ почерка. И этот анализ не оставил сомнений, что автор надписи — Мунк.

Исследователи сфотографировали картину в инфракрасном диапазоне

Исследователи полагают, что художник написал это примерно через два года после создания картины. Тогда «Крик», уже показанный в нескольких других странах, впервые был продемонстрирован норвежской публике на выставке в Студенческой ассоциации Кристиании в октябре 1895 года. Работа вызвала множество критических откликов. По словам одного искусствоведа, «Крик» показал, что Мунк не был «серьезным человеком с нормальным мозгом». Студент-медик Йохан Шарффенберг поставил художнику психиатрический диагноз на основании картины «Автопортрет с сигаретой». Эдвард Мунк обеспокоенно следил за отзывами.

«Мы знаем, что он был очень расстроен, когда критики его работ подвергли сомнению его вменяемость и назвали его картины позором, — говорит куратор Национальной галереи и автор книги о творчестве Мунка Май-Бритт Гуленг (Mai Britt Guleng). — Психические заболевания были болезненной темой для Мунка, так как расстройства психики имелись у его близких родственников». И отец, и сестра Мунка страдали приступами депрессии, а у сестры также была диагностирована шизофрения. По собственному признанию художника, у Мунка не было ни счастливого детства, ни спокойной взрослой жизни. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами, которые сопровождали мою колыбель и с тех пор следовали за мной на протяжении всей моей жизни», — написал он однажды. Из-за запойного  алкоголизма и нескольких нервных срывов Мунк провел полгода в психиатрической клинике в Копенгагене в 1908 году.

Гуленг считает, что надпись на картине была сделана после обсуждения выставки в Христиании, то есть в конце 1895 или начале 1896 года. Что хотел выразить ею Мунк, неясно. Она могла быть ироничным заявлением, спровоцированным всеми критиками, называющими его сумасшедшим, или импульсивной реакцией на его собственные опасения, что эти критики могут быть правы.

Картину «Крик» можно будет вновь увидеть в 2022 году, когда Национальная галерея откроется после ремонта.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).