будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
нейробиология биология
Май 17, 2025
Pro Science
Ястребова Светлана

Гиппокамп и математика

Гиппокамп и математика
ps_Mathematics_concept_collage
. Источник: Wikimedia Commons

Исследование, опубликованное недавно в Nature Neuroscience, позволит понять, почему способность к счету у одних детей развита лучше, а у других — медленно прогрессирует с годами. 

За редкими исключениями, мы не помним того, что происходило с нами в самом раннем детстве. Дело тут не в том, что объем человеческой памяти как-то ограничен, а в том, что связи в головном мозге до и после трех лет устроены принципиально по-разному. То же, пусть и в меньшем масштабе, справедливо и для более позднего возраста, когда мы учимся считать.

Работа нейробиологов из США и Южной Кореи показывает, что между 7 и 9 годами дети переключаются на новую стратегию решения арифметических задач. Последнее было известно и раньше, но лишь на уровне психологии. Исследование, о котором идёт речь, на примере данных фМРТ показало, как при этом меняются взаимосвязи между разными частями мозга.

Учёные сравнивали методы, которыми решали арифметические задачи здоровые испытуемые трех групп. В первую входили дети возрастом от 7 до 9 лет, во вторую — подростки 14-17 лет, в третью — юноши и девушки 19-22 лет. На первом этапе добровольцы складывали два числа от 1 до 9 и называли ответ вслух. Одновременно с этим исследователи тщательно фиксировали поведение испытуемых и определяли, какую стратегию применил тот или иной участник. К тому же, после решения предложенных примеров добровольцы должны были сами рассказать, считали ли они либо просто пытались вспомнить уже известный результат.

На втором этапе задействовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ). Задача испытуемых в этот раз была другой: им нужно было в уме определить, правильно ли составлен пример типа "2+8 = 12". В контрольном задании, которое люди всех возрастов выполняют одним и тем же способом, к числу от 1 до 9 прибавляли единицу.

 
Илл.: Wikimedia Commons

В отличие от взрослых и подростков, 7-9 летние дети проходили тестирование и сканирование фМРТ дважды с разницей примерно в год, чтобы можно было понять динамику их развития. За этот период у большинства маленьких испытуемых заметно увеличилась активность гиппокампа во время решения задач. (Гиппокамп — структура мозга, отвечающая, помимо всего прочего, за запоминание фактов и их извлечение из памяти). Активность лобных областей коры больших полушарий, обеспечивающих за расчеты и планирование, наоборот, снизилась. Одновременно с этим дети при подсчетах стали меньше полагаться на вычисления на пальцах и в уме и больше — на вспоминание уже известных результатов.

Впрочем, ни одна часть мозга не работает изолированно от других. Выяснилось: важно не то, насколько сильно задействован при счете гиппокамп (он оказался менее активен у подростков и взрослых, чем у детей), а то, насколько сбалансированы его связи с другими отделами мозга. В частности, когда фМРТ регистрировало особенно сильное взаимодействие между гиппокампом и корой больших полушарий, испытуемый независимо от возраста полагался больше на память, чем на вычисления.

Результаты работы подтверждают то, что мы знаем из психологии: в течение жизни образ мышления меняется. Это, кстати, касается не далеко не только арифметики. Теперь у нас есть нейрофизиологическое объяснение тому, почему взрослые и дети решают задачи, да и вообще думают, по-разному: дело в том, как гиппокамп взаимодействует с остальным мозгом. Какую информацию при этом он передает коре и какую получает в ответ, пока не ясно. Впрочем, считают авторы исследования, это можно выяснить, если провести аналогичную работу с участием детей, которым математика не дается без боя, или тех, у кого диагностированы поражения гиппокампа.

Ястребова Светлана
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).