будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история искусства
Июль 14, 2025
Pro Science
Швец Мария

Главное в истории русского искусства

Главное в истории русского искусства
ps_art_n

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Марии Швец «Главное в истории русского искусства».

Книга рассказывает об истории развития русского искусства со времен Киевской Руси до 1917 года — об основных стилях, жанрах и материалах, а также знакомит читателя с 55 наиболее значимыми полотнами русских живописцев — от Андрея Рублёва до Казимира Малевича. Мария Швец объясняет, как развивалось русское искусство, кто создавал моду на стили и жанры, что они собой представляли, где и когда были впервые использованы. Книга знакомит читателей с лучшими и известнейшими образцами русской живописи и скульптуры и показывает различные техники и материалы, использованные при их создании. Структура книги позволяет любому читателю легко перемещаться по основным стилям, элементам и материалам и знакомиться с историей развития русского искусства, изучая информацию о великих полотнах, написанных в разное время. В книге четыре раздела: «Темы и жанры», «Направления и стили», «Произведения» и «Техники и материалы».

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

Русский авангард

Основные группы: «Союз молодежи» • «Бубновый валет» • «Ослиный хвост»

Русский авангард — обобщающее название новаторских художественных течений начала ХХ века, которые провозглашали решительный отказ от классических норм и принципов искусства. В работах авангардистов соединились элементы различных европейских направлений — постимпрессионизма, фовизма, кубизма, экспрессионизма, футуризма и др.

Темп смены художественных тенденций был крайне высок: на протяжении творческого пути мастера авангарда не единожды меняли свою живописную манеру и выступали авторами собственных концепций и манифестов. Кроме того, авангардисты смело экспериментировали с материалами и средствами выразительности: упрощали формы, утрировали цвета, использовали техники коллажа и ассамбляжа, компонуя на плоскости объемные предметы.

Одно из самых значительных объединений авангарда — общество художников «Бубновый валет», названное по одноименной выставке, которая прошла в Москве в 1910 году. У его истоков стояли Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Илья Машков, Пётр Кончаловский и Аристарх Лентулов. Эти художники бунтовали против официальной живописи Академии, реализма передвижников, а также эстетизма символистов. Бубновалетцы стремились вернуть искусству ясность и однозначность, создавали яркие, жизнерадостные работы и вдохновлялись народным творчеством.

Именно в русле авангарда зародилось абстрактное искусство — художники 1910-х тяготели ко всё большему разложению художественной формы и стремились достичь «чистого» искусства, освобожденного от необходимости подражать образам видимого мира.

Главное
Стилистические черты русского авангарда многообразны: художники постоянно экспериментировали и изобретали направления, эпатируя публику своими произведениями. Авангардисты отказывались следовать традициям прошлого и утверждали радикально новые принципы искусства. Алексей Моргунов изобразил лидеров русского авангарда, иронически обыгрывая композицию работы Эдуарда Мане «Бар в "Фоли-Бержер"» — на место живописи XIX века пришло новое искусство геометризированных форм, грубых контуров и ярких цветов.

 

Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова
Алексей Моргунов, 1913. Холст, масло, 104,1 × 136,5 см. Чикагский институт искусств, Чикаго, США

Неопримитивизм

Основные фигуры: Михаил Ларионов • Наталья Гончарова • АЛЕКСЕЙ МОРГУНОВ • Илья Машков • Пётр Кончаловский

Неопримитивизм считается первым течением русского авангарда. Его появление связывают с деятельностью художников, организовавших выставку «Бубновый валет» в декабре 1910 года. Представленные на ней работы произвели настоящий скандал: художники, названные затем неопримитивистами, демонстративно отрицали главные явления как классического, так и современного им русского искусства.

Вместо античности, которая была основой для живописи и рисунка в Академии, они находили образцы для подражания в творчестве художников-самоучек и лубочных картинках. В противовес идейности и серьезности реализма передвижников композиции неопримитивистов были наполнены юмором и смехом. Буйство красок и сюжеты, вдохновленные обыденной жизнью, резко отличали их работы от произведений символистов. Наконец, взамен западничества неопримитивисты обратились к культуре Востока и использовали мотивы из росписей китайского фарфора, японской гравюры и персидской миниатюры.

Плоскостные фигуры и черные контуры, нарушения перспективы и добавление текста в композиции, нарочито грубая манера живописи и яркие, кричащие цвета делали работы профессиональных мастеров похожими на вывески торговых лавок или неумелые детские рисунки. При этом каждый художник разрабатывал собственный круг сюжетов и мотивов. Например, Михаил Ларионов изображал сцены в кабаках и парикмахерских, солдат в казармах и провинциальных франтов. Илья Машков писал красочные натюрморты с самоварами и портреты людей в расшитых рубашках, а Наталья Гончарова работала в области религиозной живописи, заимствуя из языка иконописи лаконичность и ясность силуэтов.

Главное
Неопримитивисты бунтовали против интеллектуального и сложного искусства, намеренно эпатировали публику и искали принципиально новые источники вдохновения. Их произведения — синтез высокого и обыденного, смесь разных культур и эпох. Так, например, картина Натальи Гончаровой «Курильщик» соединила в себе черты современного западного искусства и русского народного творчества — намеренно уплощенная фигура одновременно отсылает и к работам Поля Сезанна, и к стилю «подносной живописи» какого-нибудь анонимного художника-любителя.

 

Курильщик (стиль подносной живописи)
Наталья Гончарова, 1911. Холст, масло, 100 × 81 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Лучизм

Основные имена: Михаил Ларионов • Наталья Гончарова • Михаил Ле-Дантю • Александр Шевченко

Лучизм — исключительно русское явление авангардного искусства. Изобретателем и главным теоретиком этого течения был художник Михаил Ларионов, который создал первую лучистскую работу в 1909 году, а с 1911-го работал над составлением «Манифеста лучизма».

В основе лучизма лежит идея о том, что в действительности человеческий глаз видит не сами предметы, а лишь лучи света, отраженные от них. Сумма этих лучей, окрашенных в разные цвета, отображается на живописных произведениях заостренными линиями. Михаил Ларионов выделял два вида лучистских работ: «реалистические», на которых эти линии складываются в портрет, пейзаж или натюрморт, и «пневмолучистские», в которых пересекающиеся штрихи как будто заслоняют предмет, образуя абстрактную композицию. Так, художник-лучист использует реальность как повод для изображения и формирует из цветных линий узнаваемый, хотя и несколько схематизированный образ. Однако истинным объектом изображения оказывается не материальный предмет, а лишь отраженный от него свет, поэтому лучизм находится на стыке фигуративного и абстрактного искусства.

Сам Ларионов сравнивал такие произведения с миражами, которые стирают границы между плоскостью картины и натурой. Художник считал, что лучистские работы — объемные изображения, строящиеся за счет иллюзии пересечения множества плоскостей, на которых находятся лучи.

Главное
Лучизм как художественное течение просуществовал всего несколько лет и не был широко распространен — в нем работали друзья и коллеги Михаила Ларионова по группе «Ослиный хвост», а также сам автор этой концепции. Однако лучизм стал основой для появления абстракции в русском искусстве. Ларионов считал, что, изображая не сам предмет, а лишь отраженные от него лучи, художник передает четвертое измерение, и именно в этом заключается наивысшая задача искусства.

 

Петух (лучистый этюд)
Михаил Ларионов, 1912. Холст, масло, 68,8 × 65 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кубофутуризм

Основные имена: Наталья Гончарова • Казимир Малевич • Давид Бурлюк • Ольга Розанова • Надежда Удальцова • Александр Богомазов • Иван Клюн

Кубофутуризм — авангардное течение в русской живописи, которое сформировалось на основе слияния принципов кубизма и итальянского футуризма. В работах его представителей фрагменты окружающей действительности перемежались с абстрактными геометрическими формами. Кроме того, художники стремились передать динамику современной жизни, изображая разновременные фазы движения объектов.

Русский кубофутуризм был тесно связан с поэзией футуризма. Заумный язык и рваный ритм произведений «будетлян» — Давида Бурлюка, Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных, Владимира Маяковского и др. — нашли отражение в изобразительном искусстве. Художники и поэты работали вместе в книжной сфере и создавали сборники стихов и манифесты, в которых изображения и тексты дополняли друг друга. Слова, буквы и знаки препинания часто встречаются и в живописных работах, так что картины напоминают ребусы и визуальные шарады.

Распространенными мотивами кубофутуристических полотен были изображения города, транспорта, промышленных объектов, механизмов и электрических приборов. Художники дробили формы видимого мира и собирали из них намеренно хаотичные и бессвязные композиции. Излюбленными техниками кубофутуристов были коллаж и аппликация, которые позволяли внести в работы элемент случайности.

Главное
Кубофутуристы отвергали традиции искусства прошлого и вдохновлялись динамичной современностью. Эстетика кубофутуризма формировалась в синтезе с поэзией русских футуристов, а также, как следует из названия, живописью кубизма и футуризма. Особенностью этого течения также было значительное количество женщин-художниц — например, во время поездок по Европе Александра Экстер создавала кубофутуристические образы городов, разбивая пейзаж на множество форм и плоскостей.

 

Александра Экстер. Флоренция, 1914–1915.
Холст, масло, 100 × 146 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Абстракционизм

Основные имена: Василий Кандинский • КАЗИМИР МАЛЕВИЧ • Ольга Розанова • Михаил Матюшин

Абстрактное искусство, которое в рамках русского авангарда называют беспредметной живописью, отказывается от подражания реальности. Вместо явлений окружающей действительности объектами для изображений становятся формы, линии и цвета, а в основе выразительности композиций лежат отношения между этими элементами.

Первооткрывателем абстракции считается Василий Кандинский — в 1910 году он создал первые абстрактные рисунки в качестве иллюстраций к своему теоретическому труду «О духовном в искусстве». Вскоре он написал самостоятельные работы, полностью состоящие лишь из красочных пятен, — такие произведения Кандинского относят к эмоциональной, или спонтанной абстракции, с помощью которой художник стремился выразить чувства и эмоции. Другим крупным теоретиком и практиком беспредметного искусства был Казимир Малевич. Он создавал так называемую геометрическую абстракцию, стремясь разложить живопись на первоэлементы и тем самым создать «чистое», «абсолютное» искусство.

Начиная с 1910-х, к беспредметности стали обращаться многие русские художники — кто-то ограничивался единичными экспериментами (как Наталья Гончарова в работе «Пустота» 1913 года), другие превращали ее в главный принцип своего искусства (например, Ольга Розанова), а также наделяли абстрактную живопись духовным содержанием и делали ее носителем философской идеи (как Василий Кандинский или Казимир Малевич).

Главное
Абстракционизм, или беспредметное искусство, — одно из крупнейших течений русского авангарда. Абстрактные работы не изображают объекты зримой реальности, а состоят исключительно из форм, точек, линий, окрашенных в разные цвета. Автором первых таких полотен был Василий Кандинский, однако более широкое распространение в России получила геометрическая абстракция, которая значительно повлияла на раннее советское искусство в области живописи, графики, дизайна и архитектуры.

 

Импровизация 35
Василий Кандинский, 1914. Холст, масло, 110 × 120 см. Художественный музей, Базель, Швейцария

Супрематизм

Основные имена: Казимир Малевич • Любовь Попова • Ольга Розанова • Александра Экстер • Иван Клюн • Николай Суетин • Сергей Чехонин

Супрематизм — разновидность абстрактного искусства, которая была разработана Казимиром Малевичем. Слово происходит от латинского supremus, что означает «наивысший» или «превосходная степень чего-либо». Впервые название использовалось для обозначения работ художника, показанных на последней футуристической выставке «0,10» («Ноль, десять») в 1915 году.

Малевич считал, что истинное искусство заключается не в подражании натуре, а в господстве «чистой» живописи. Супрематические композиции состоят из простейших геометрических форм на белом фоне. Цвет не используется для обозначения качества изображенного предмета, а становится самостоятельным выразительным элементом. Супрематические работы Малевича лишены сюжета и повествовательности, изображения не ассоциируются с явлениями видимого мира, но наделяются собственной символикой. Например, белый цвет — бесконечное пространство света, черный — экономия энергии, а квадрат — «нуль форм» и базисный элемент бытия.

Развитие супрематизма пережило три последовательные стадии. Первый этап начался в 1915 году, Малевич называл его «черным» супрематизмом. В то время художник создавал лаконичные картины с изображением черных и красных квадратов, кругов, крестов и линий. Второй этап, «цветной», включал в себя многофигурные композиции с разнообразием цветов. Наконец, третий этап, 1918 года — «белое на белом», — характеризовался полным отказом от цвета и уходом в беспредметность.

Главное
Супрематизм был одним из самых влиятельных течений русского авангарда. Его изобретателем и главным идеологом стал Казимир Малевич, который стремился создать «абсолютное» искусство и выразить устройство мироздания с помощью элементарных геометрических форм и цветов. «Супремус 56» относится к стадии «цветного» супрематизма: композиции из балансирующих фигур словно парят в безграничном белом пространстве, залитом светом.

 

Супремус 56
Казимир Малевич, 1916. Холст, масло, 71 × 80,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Швец Мария
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).