будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история искусства
Сентябрь 27, 2018
Pro Science
Руссо Максим

Гобелен Генриха VIII

Гобелен Генриха VIII
ps_2599-StPaul_0
Фрагмент гобелена. Источник: S Franses

Местонахождение монументального гобелена, выполненного по заказу английского короля Генриха VIII, оставалось неизвестным с XVIII века. Теперь это произведение искусства найдено, и у британских искусствоведов появилась надежда, что гобелен будет приобретен у нынешнего владельца и вернется в Англию.

Гобелен называется «Сожжение колдовских книг после проповеди апостола Павла в Эфесе». Выполнен он был по эскизу фламандского художника Питера Кука ван Альста (1502 – 1550) и изготовлен в принадлежавшей ему брюссельской мастерской в конце 1530-х годов. Гобелены из этой мастерской славились по всей Европе. Среди заказчиков Питера Кука ван Альста, помимо Генриха VIII, были император Карл V, его сын король Испании Филипп II, французский король Франциск I и герцог Козимо Медичи. Сюжеты гобеленов брались из библейской и христианской истории, античности, поэмы Овидия «Метаморфозы», современных событий (взятие Карлом V Туниса) и даже картин Иеронима Босха. Искусствоведы говорят, что Кук ван Альст научился в своих гобеленах сочетать композиционную и пространственную стройность итальянского искусства эпохи Возрождения со склонностью к обилию деталей, характерной для художников Северной Европы. Стоит упомянуть, что подмастерьем, а впоследствии зятем Кука ван Альста был Питер Брейгель Старший.

Фото: S Franses

На найденном гобелене Питер Кук ван Альст изобразил три события, связанные с проповедью апостола Павла в Эфесе. Слева Павел обращает в христианство двенадцать горожан и на них нисходит Святой Дух. Справа вверху Павел воскрешает юношу по имени Евтихий. Тот задремал во время длительной проповеди апостола и выпал из окна третьего этажа. Наконец, в центре мы видим, как жители города, вдохновленные словами Павла, сжигают магические книги. Это событие описано в Деяниях апостолов (19:18-20): «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм]. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне».

Сюжет этот выбран отнюдь не случайно. В 1530-х годах по указу Генриха VIII в Англии были упразднены все монастыри. Их земли и имущество конфисковывались. Идеологическим обоснованием служила провозглашенная королем борьба с “идолопоклонством” и “суеверным почитанием” реликвий. Поэтому закрытие монастырей сопровождалось масштабной кампанией по уничтожению мощей, икон, статуй и других предметов церковного обихода, а также “ложных книг и неправильных переводов Библии” (подробности об этом периоде церковной истории Англии можно прочитать в отдельном очерке). Так что эпизод из истории апостола Павла служил иллюстрацией королевской политики. Гобелен был привезен в королевский дворец в Хэмптон-Корте в 1538 или 1539 годах, когда разорение монастырей шло уже полным ходом.

Известно, что серия из семи гобеленов, посвященных жизни апостола Павла, стала первым самостоятельным произведением Питера Кука ван Альста в этом виде искусства. Она была выполнена им около 1529 года, когда художнику было всего двадцать семь лет. Позже он добавил в эту серию еще два гобелена по просьбе своего заказчика Генриха VIII. Вероятно, «Сожжение книг в Эфесе» было изготовлено по воле короля. Среди нынешних сокровищ королевской коллекции есть серия из десяти гобеленов Питера Кука ван Альста – «История Авраама». Ее выбор тоже объясняют политической волей Генриха. Порвав с Римом он объявил себя главой церкви Англии, и аналогией этого могла стать история завета, заключенного Богом и Авраамом без посредников.

Генрих VIII был большим любителем гобеленов и не жалел расходов на их приобретение, хотя стоили они дороже, чем живописные полотна. К концу жизни он собрал более 2450 гобеленов, а Питер Кук ван Альст был одним из его любимых поставщиков. Но лишь малая часть королевского собрания гобеленов сохранилась. В XVIII веке гобелены вышли из моды, часть королевской коллекции была распродана, некоторые гобелены просто украдены или же погибли от времени и отсутствия должного ухода. Доходило до того, что особо предприимчивые королевские слуги потихоньку выдергивали из гобеленов золотые нити. Гобелены «Истории Авраама» не были распроданы в свое время только благодаря личному желанию Оливера Кромвеля их сохранить.

Гобелен с сожжением языческих книг в Эфесе упоминался последний раз в описи 1770 года, а затем следы его терялись. Долгое время историки искусства знали об этом гобелене лишь по эскизу, хранящемуся в Генте, и фрагменту полноразмерного картона Кука ван Альста, который находится в Бостонском музее изящных искусств.

Поисками гобелена занялись ведущие эксперты по этому виду искусства Саймон Фрэнсес (Simon Franses) и Томас Кэмпбелл (Thomas P. Campbell). Им удалось установить, что этот, по выражению Кэмпбелла, «святой Грааль гобеленов» был в 1960-х годах продан испанским дилером в Барселоне частному коллекционеру. Затем его владельцем стал коллекционер из Мадрида (он сохраняет анонимность), который недавно отправил гобелен в Великобританию для очистки и консервации.

Нынешний владелец еще в 2013 году заподозрил, что гобелен происходит из коллекции Генриха VIII, и запросил у правительства Испании разрешение на экспорт, предполагая, видимо, продать гобелен в Великобритании. Теперь, когда происхождение гобелена подтверждено, Саймон Фрэнсес призывает Испанию выдать разрешение, но об ответной реакции на этот призыв еще ничего не известно. В случае продажи гобелена на открытом рынке его цены, по мнению Саймона Фрэнсеса, превысит пять миллионов фунтов стерлингов. Другой историк искусства, Бендор Гровенор, полагает, что эта сумма сильно занижена.

С первого октября отреставрированный гобелен будет впервые выставлен в лондонской галерее Саймона Фрэнсеса в рамках выставки «Генрих VIII. Невидимые гобелены». Выставка продлится до 19 октября.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).